06 июля 2011 г. |
N Ф09-686/11 |
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2011 г. N 18АП-2337/2011
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 марта 2011 г. N Ф09-686/11-С6 по делу N А76-15611/2010-35-424
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2011 г .
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Столярова А.А., Семёновой З.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" (далее - общество "Челябоблкоммунэнерго") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2011 по делу N А76-15611/10 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путём направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления муниципальной собственности администрации г. Троицка Челябинской области (далее - Управление) - Смирнова А.В. (доверенность от 11.01.2011 N 1).
Общество "Челябоблкоммунэнерго" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления в утверждении проекта границ земельных участков: площадью 111 кв. м по адресу: Челябинская обл., г. Троицк, ул. Малышева, д. 23а; площадью 51 кв. м по адресу: Челябинская обл., г. Троицк, пл. Майская, д. 1а; площадью 57 кв. м по адресу: Челябинская обл., г. Троицк, ул. Красногвардейская, д. 65а; площадью 65 кв. м по адресу: Челябинская обл., г. Троицк, ул. Октябрьская, д. 17а, а также об обязании Управления направить в адрес заявителя в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу документы об утверждении проектов границ указанных земельных участков.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Земля Гео" (далее - общество "Земля Гео").
Решением суда от 20.01.2011 (судья Котляров Н.Е.) заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления в утверждении границ проекта названных земельных участков. На Управление возложена обязанность направить в адрес общества "Челябоблкоммунэнерго" в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу документы об утверждении проектов границ спорных земельных участков.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2011 (судьи Карпачева М.И., Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество "Челябоблкоммунэнерго" просит постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает несоответствующим имеющимся в деле доказательствам вывод апелляционного суда об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих об обращении общества "Челябоблкоммунэнерго" с заявлением о намерении приобретения прав на земельные участки. Заявитель считает, что отказом Управления нарушаются его права и законные интересы. По мнению заявителя, права по подготовке документов, необходимых для утверждения границ земельных участков, предоставлены именно Управлению.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 07.08.2009, 28.07.2009 обществу "Челябоблкоммунэнерго" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: 2-этажное нежилое здание трансформаторного пункта, общая площадь 27,4 кв. м, инвентарный номер 11733, литера М, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Октябрьская, 17а; 2-этажное нежилое здание трансформаторного пункта, общая площадь 26,9 кв. м, инвентарный номер 11732, литера М, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Красногвардейская, 65а; нежилое здание распределительного пункта, общая площадь 40,3 кв. м, инвентарный номер 14221, литера М, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Малышева, 23а; 2-этажное нежилое здание трансформаторного пункта, общая площадь 22,7 кв. м, инвентарный номер 11725, литера М, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Троицк, ул. Майская, 1а.
Между обществом "Челябоблкоммунэнерго" и обществом "Земля Гео" заключен договор от 27.08.2009 N 47/09, согласно которому общество "Челябоблкоммунэнерго" поручило, а общество "Земля Гео" приняло на себя обязанность по выполнению кадастровых работ по межеванию, формированию межевого плана для постановки на государственный кадастровый учет, в том числе земельных участков, находящихся под вышеуказанными объектами недвижимости.
Во исполнение данного договора обществом "Земля Гео" разработаны схемы границ спорных земельных участков.
Общество "Челябоблкоммунэнерго" обратилось к главе г. Троицка с заявлением от 01.03.2010 о выдаче пакета документов, необходимого для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.
В письме от 14.05.2010 N 1214 Управление сообщило обществу "Челябоблкоммунэнерго" о том, что в соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", абз. 4 п. 1 приложения N 3 к названному постановлению, решением Челябинского областного Совета народных депутатов от 20.08.1992 N 235/13-м "О передаче объектов в муниципальную собственность города Троицка" объекты инженерной инфраструктуры, в том числе трансформаторные подстанции, были переданы в муниципальную собственность г. Троицка и включены в реестр муниципальной собственности. С учетом этого Управление указало, что заявление общества "Челябоблкоммунэнерго" по существу будет рассмотрено после вынесения судебного решения и вступления его в законную силу.
Общество "Челябоблкоммунэнерго", полагая, что данное письмо Управления препятствует ему в реализации предусмотренного ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на приобретение в собственность или в аренду земельных участков под принадлежащими ему объектами недвижимости, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Управлением не представлено доказательств, подтверждающих исполнение предусмотренной п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязанности по утверждению проектов границ спорных земельных участков в установленные сроки. При этом письмо Управления от 14.05.2010 N 1214 расценено судом как отказ в утверждении проекта границ спорных земельных участков, который является незаконным.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
На основании п. 5 ст. 36 названного Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, ссылаясь на наличие препятствий в реализации права предусмотренного ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации на приобретение в собственность или в аренду земельных участков под объектами недвижимости, принадлежащими ему на праве собственности, общество "Челябоблкоммунэнерго" оспаривает отказ Управления, изложенный в письме от 14.05.2010 N 1214.
Исходя из ч. 1 ст. 11 Устава г. Троицка, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования "Город Троицк" является администрация.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду часть первая статьи 9 Устава муниципального образования города Троицка
В соответствии с п. 1 Положения об Управлении муниципальной собственности администрации г. Троицка, утвержденного решением Собрания депутатов г. Троицка Челябинской области от 23.05.2007 N 78, Управление является структурным подразделением администрации г. Троицка.
Из названного Положения не усматривается, что Управление обладает полномочиями органа местного самоуправления по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и ему администрацией г. Троицка предоставлено такое право.
Таким образом, учитывая, что согласно ст. 11 Устава правом на утверждение и выдачу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории обладает администрация г. Троицка, именно администрацией г. Троицка на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть совершены необходимые действия.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 9 Устава муниципального образования города Троицка
С учетом этого, поскольку в настоящем деле обществом "Челябоблкоммунэнерго" ненормативные акты (решения), действия (бездействие) администрации г. Троицка не обжалуется, предметом рассматриваемого заявления является законность отказа Управления, изложенного в письме от 14.05.2010 N 1214, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества "Челябоблкоммунэнерго".
Довод заявителя жалобы о наличии у Управления полномочий на совершение требуемых действий не подтвержден материалами дела.
Вывод апелляционного суда об отсутствии у администрации оснований для совершения действий, предусмотренных п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием заявления общества "Челябоблкоммунэнерго" о приобретении прав на земельные участки, на ошибочность которого ссылается заявитель, не повлиял на законность принятого судебного акта.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2011 по делу N А76-15611/10 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из ч. 1 ст. 11 Устава г. Троицка, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования "Город Троицк" является администрация.
...
Из названного Положения не усматривается, что Управление обладает полномочиями органа местного самоуправления по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и ему администрацией г. Троицка предоставлено такое право.
Таким образом, учитывая, что согласно ст. 11 Устава правом на утверждение и выдачу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории обладает администрация г. Троицка, именно администрацией г. Троицка на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть совершены необходимые действия.
...
Вывод апелляционного суда об отсутствии у администрации оснований для совершения действий, предусмотренных п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием заявления общества "Челябоблкоммунэнерго" о приобретении прав на земельные участки, на ошибочность которого ссылается заявитель, не повлиял на законность принятого судебного акта.
...
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2011 по делу N А76-15611/10 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2011 г. N Ф09-686/11 по делу N А76-15611/2010