24 августа 2011 г. |
N Ф09-4707/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Наумовой Н. В.,
судей Лимонова И.В., Меньшиковой Н.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Чепецкий механический завод" (ИНН: 1829008035, ОГРН: 1021801092158; далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.02.2011 по делу N А71-3480/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Лапин С.В. (доверенность от 05.05.2010 N 160-02/050);
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики (ИНН: 1837001019, ОГРН: 1061837013941; далее - управление) - Корепанов С.А. (доверенность от 20.12.2010 N 1).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решения управления от 29.12.2009 N 16 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения и требования от 25.11.09 N 16 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Решением суда от 17.02.2011 (судья Симонов В.Н.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными решение управления от 29.12.2009 N 16 и требование от 25.11.09 N 16 в части взыскания штрафа в сумме 47 042 руб. 27 коп. за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 (судьи Голубцов В.Г., Гулякова Г.Н.. Полевщикова С.Н.) решение суда отменено в части удовлетворения заявления общества, принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, постановление суда апелляционной инстанции отменить полностью, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на то, что судами не дана правовая оценка тому факту, что в решении налогового органа отсутствует доначисление страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, не применены положения ч. 1, 2 ст. 25, ч. 1, 5 ст. 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.12.2001 N 167-ФЗ), ст. 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
По мнению заявителя жалобы, факт недоимки по страховым взносам в порядке ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 25.12.2001 N 167-ФЗ, ст. 89, 100, 101 Кодекса должен быть подтвержден налоговым органом в соответствующем решении, которое с другими материалами дела подлежит передаче в территориальный орган пенсионного фонда для привлечения страхователя к ответственности и взыскания недоимки, в данном споре пенсионный фонд принял незаконное решение о взыскании страховых взносов на основании акта налогового органа, в отсутствие решения налогового органа, вступившего в законную силу.
Как следует из материалов дела, управлением рассмотрен поступивший из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Удмуртской Республике акт выездной налоговой проверки общества от 25.11.2009 N 09-59/15, на основании указанного акта управлением составлен акт от 08.12.2009 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, в отношении общества принято решение от 29.12.2009 N 16, в соответствии с которым обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам всего 235 211 руб. 35 коп., пени в сумме 13 808 руб. 47 коп.
Общество также привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 2. ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в виде штрафа в сумме 47 042 руб. 27 коп.
На основании решения обществу выставлено требование от 25.11.09 N 16 об уплате указанной недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа.
Общество, не согласившись с данными ненормативными актами, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявление, сослался на недоказанность вины общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2. ст. 27 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", учитывая привлечение общества к ответственности на основании акта выездной налоговой проверки, а не на основании вступившего в законную силу решения налогового органа.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции, исходя из того, что из указанных норм законодательства не следует, что основанием для вынесения органами пенсионного фонда решения о привлечении к ответственности может являться только вступившее в законную силу решение налогового органа; данная позиция подтверждается распоряжением Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 28.12.06 "Об утверждении порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ" и совместным письмом Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 31.08.2010.
Проверив законность судебных актов по доводам жалобы, суд кассационной инстанции оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции не находит.
Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию в силу ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде).
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные указанным пунктом сведения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ правоотношения, связанные с осуществлением контроля за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством о налогах и сборах.
На основании ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности. В свою очередь территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (ч. 1 ст. 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ).
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате умышленного занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченных сумм страховых взносов (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
Статьей 106 Кодекса определено, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность.
Согласно ст. 108-110 Кодекса привлечение к налоговой ответственности производится по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом. Необходимым признаком состава налогового правонарушения является вина в форме умысла или неосторожности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что оспариваемые акты приняты на основании сведений, полученных управлением от налогового органа, при этом факт недоимки в установленном размере обществом не оспаривается; решением налогового органа от 21.12.09 N 09-57/16 установлено занижение обществом базы для начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на суммы, начисляемые в пользу физических лиц виде материального вознаграждения победителям трудового соревнования за 2007-2008 гг. всего в сумме 1 227 200 руб., а также занижение базы для начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на суммы, начисляемые в пользу физических лиц виде вознаграждения по итогам работы за год уволенным работникам в сумме 705 819 руб. 37 коп.; данное решение налогового органа признано законным и обоснованным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.07.10 по делу N А71-2806/2010; занижение налоговой базы для начисления страховых взносов на ОПС, в размерах, указанных как в решении налогового органа, так и в обжалуемом решении учреждения, документально подтверждено.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что из положений Федеральных законов от 01.04.1996 N 27-ФЗ, от 15.12.2001 N 167-ФЗ не следует, что основанием для вынесения органами пенсионного фонда решения о привлечении к ответственности может являться только вступившее в законную силу решение налогового органа, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований общества о признании недействительными решения управления от 29.12.2009 N 16 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения и требования от 25.11.09 N 16 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на правильном применении норм права и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 по делу N А71-3480/2010 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Чепецкий механический завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Наумова |
Судьи |
И.В. Лимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции установлено, что оспариваемые акты приняты на основании сведений, полученных управлением от налогового органа, при этом факт недоимки в установленном размере обществом не оспаривается; решением налогового органа от 21.12.09 N 09-57/16 установлено занижение обществом базы для начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на суммы, начисляемые в пользу физических лиц виде материального вознаграждения победителям трудового соревнования за 2007-2008 гг. всего в сумме 1 227 200 руб., а также занижение базы для начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на суммы, начисляемые в пользу физических лиц виде вознаграждения по итогам работы за год уволенным работникам в сумме 705 819 руб. 37 коп.; данное решение налогового органа признано законным и обоснованным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.07.10 по делу N А71-2806/2010; занижение налоговой базы для начисления страховых взносов на ОПС, в размерах, указанных как в решении налогового органа, так и в обжалуемом решении учреждения, документально подтверждено.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что из положений Федеральных законов от 01.04.1996 N 27-ФЗ, от 15.12.2001 N 167-ФЗ не следует, что основанием для вынесения органами пенсионного фонда решения о привлечении к ответственности может являться только вступившее в законную силу решение налогового органа, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований общества о признании недействительными решения управления от 29.12.2009 N 16 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения и требования от 25.11.09 N 16 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
...
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 по делу N А71-3480/2010 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Чепецкий механический завод" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 августа 2011 г. N Ф09-4707/11 по делу N А71-3480/2010