Екатеринбург |
|
17 июня 2014 г. |
Дело N А34-6907/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Лукьянова В.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее - Казначейство) на решение Арбитражного суда Курганской области от 31.01.2014 по делу N А34-6907/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Ходатайства сторон судом кассационной инстанции удовлетворены.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Казначейству о признании незаконными действий, выразившихся в уведомлении от 05.11.2013 N 43-14-07/14-7258 о возвращении без исполнения постановления от 19.06.2013 N 45-06-01-13/029 о наложении на Администрацию Темляковского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее - Администрация) административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб., а также о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Управления путем принятия к исполнению указанного постановления.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация.
Решением суда от 31.01.2014 (судья Григорьев А.А.) заявленные требования удовлетворены, оспоренные действия Казначейства признаны незаконными, ему вменена обязанность принять к исполнению постановление по делу об административном правонарушении от 19.06.2013 N 45-06-01-13/029.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 (судьи Арямов А.А, Баканов В.В., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Казначейство просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что в силу требований ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы производится органами Федерального казначейства лишь на основании судебных актов, к числу которых постановления Управления не относятся.
Как установлено судами, постановлением Управления от 19.06.2013 по делу об административном правонарушении N 45-06-01-13/029 Администрация привлечена к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Кетовского районного отдела судебных приставов от 03.10.2013 отказано в возбуждении исполнительного производства на основании названного постановления с указанием на необходимость его предъявления к исполнению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетного учреждения.
Постановление 28.10.2013 направлено Управлением для исполнения в Казначейство.
В письме от 05.11.2013 Казначейство указало на непредставление заявителем исполнительного документа, предусмотренного п. 2 ст. 242.1 Кодекса, и возвратило постановление Управлению без исполнения,
Посчитав действия Казначейства незаконными, Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что действия Казначейства являются незаконными и нарушают экономические интересы Управления.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 этого закона.
Согласно п. 6 ст. 12 Закона N 229-ФЗ акты органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях являются исполнительными документами.
Статьей 239 Кодекса установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представляющий собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов, за исключением определенных в этой норме случаев. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 этого Кодекса.
В соответствии с п. 1-3 ст. 242.1 Кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с этим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 этого Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является в том числе непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 этой статьи.
Из содержания п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" следует, что при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Всесторонне, полно и объективно исследовав имеющиеся в материалах дела документы в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что ввиду отсутствия у Администрации счетов в банке или в другом кредитном учреждении (доказательств обратного в дело не представлено) в силу указанного толкования закона отказ Казначейства в принятии к исполнению постановления Управления о наложении административного штрафа на Администрацию следует признать не основанным на законе.
Поскольку такой незаконный отказ нарушает экономические интересы Управления как администратора источников дохода федерального бюджета от поступления денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве (в соответствии с приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н и приказом Федеральной службы судебных приставов России от 13.02.2013 N 53), суды пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности обстоятельств для признания действий Казначейства незаконными и правомерно обязали его принять к исполнению постановление о наложении штрафа от 19.06.2013 N 45-06-01-13/029.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 31.01.2014 по делу N А34-6907/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" следует, что при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2014 г. N Ф09-3534/14 по делу N А34-6907/2013
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10397/14
17.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3534/14
08.04.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2771/14
31.01.2014 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-6907/13