Определение Верховного Суда РФ от 2 сентября 2014 г. N 309-КГ14-379
Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н.,
изучив жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 31 января 2014 г., постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2014 г. и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа 17 июня 2014 г. по делу N А34-6907/2013 по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (г. Курган) о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Курганской области, выразившихся в уведомлении от 5 ноября 2013 г. N 43-14-07/14-7258 о возвращении без исполнения постановления от 19 июня 2013 г. N 45-06-01-13/029 о наложении на Администрацию Темляковского сельсовета Кетовского района Курганской области административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей и обязании принять к исполнению указанное постановление, установил:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области (далее - Управление Россельхознадзора по Курганской области) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее - Управление Федерального казначейство), выразившихся в уведомлении от 5 ноября 2013 г. N 43-14-07/147258 о возвращении без исполнения постановления от 19 июня 2013 г. N 45-06-01-13/029 о наложении на Администрацию Темляковского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее - Администрация) административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей, а также о возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов управления путем принятия к исполнению указанного постановления.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 31 января 2014 г., оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 апреля 2014 г., заявленные требования удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 17 июня 2014 г. судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов Управление Федерального казначейства просит отменить решение суда первой инстанции, а также постановления судов апелляционной и кассационной инстанций по данному делу, в связи с неправильным применением судами норм материального права, полагая, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы может осуществляться только на основании судебного акта.
Исходя из положений части 4 статьи 2 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" заявление о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора подлежит рассмотрению в соответствии со статьей 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по правилам, установленным статьями 291.1-291.15 этого Кодекса.
Таким образом, вышеназванное заявление подлежит рассмотрению в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 291.6 поименованного Кодекса по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 названного Кодекса).
Как установлено судами, постановлением Управления Россельхознадзора по Курганской области от 19 июня 2013 г. по делу об административном правонарушении N 45-06-01-13/029 Администрация привлечена к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
В связи с неуплатой Администрацией штрафа в добровольном порядке Управление Россельхознадзора по Курганской области, руководствуясь частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ направил постановление по делу об административном правонарушении судебному приставу-исполнителю на принудительное исполнение.
Поскольку администрация городского поселения не имеет счетов, открытых в кредитных учреждениях, судебный пристав-исполнитель отказал в возбуждении исполнительного производства.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что в соответствии с главой 23 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают судьи, соответствующие органы и должностные лица.
Пунктом 5 статьи 32.2 КоАП РФ предусмотрен бесспорный порядок исполнения постановлений административного органа о взыскании штрафа, и статья 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" относит постановления административных органов к исполнительным документам.
Исходя из анализа указанных норм, суды пришли к выводу, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации может осуществляться как по исполнительным листам, выданным на основании судебных актов, так и на основании постановлений по делам об административных правонарушениях, поскольку они являются самостоятельными видами исполнительных документов.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебных актов, принятых по данному делу, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 и 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать Управлению Федерального казначейства по Курганской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.Н. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 2 сентября 2014 г. N 309-КГ14-379
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10397/14
17.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3534/14
08.04.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2771/14
31.01.2014 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-6907/13