Екатеринбург |
|
27 февраля 2015 г. |
Дело N А07-10069/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Татариновой И.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.08.2014 по делу N А07-10069/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации - Юмагужин А.А. (доверенность от 29.12.2014 N 01-35/93);
открытого акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат" (далее - общество "Учалинский ГОК") - Ягудин Р.Р. (доверенность от 12.01.2015 N 01).
Общество "Учалинский ГОК" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:67:010304:132 равной его рыночной стоимости в размере 420 178 260 руб., с кадастровым номером 02:67:010304:95 равной его рыночной стоимости в размере 257 614 780 руб. по состоянию на 01.01.2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация), Правительство Республики Башкортостан.
Решением суда от 22.08.2014 (судья Юсеева И.Р.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 (судьи Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, а также неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
По мнению Администрации представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков не может быть принят в качестве достоверного доказательства ввиду его противоречия ст. 2, 5, 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", поскольку заказчиком оценки может быть только лицо, которое является правообладателем объекта оценки. Истцу принадлежит не сам объект, а право аренды, ввиду чего он не вправе выступать заказчиком оценки.
Заявитель жалобы, ссылаясь на разъяснения, изложенные в определениях Конституционного Суда Российской Федерации N 275-О-О от 01.03.2011 и N 281-О-О от 01.03.2011, полагает, что обществом "Учалинский ГОК" избран ненадлежащий способ защиты, поскольку результаты кадастровой оценки могут быть оспорены только как результат деятельности органов исполнительной власти. Истцом также не доказано, что размер арендной платы, установленный по нормативным ставкам, и определяемый, исходя из размера кадастровой стоимости, значительно превышает размер арендной платы, взимаемой частными собственниками в аналогичных условиях.
Администрация полагает, что заключив договор аренды, истец согласился с ценой договора, в том числе с порядком его определения, а установление кадастровой стоимости арендатором является попыткой изменения в одностороннем порядке условий договора.
Кроме того, заявитель жалобы ссылается на отсутствие у общества заинтересованности в пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка, поскольку при расчете арендной платы по договору аренды размер кадастровой стоимости не учитывался.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Учалинский ГОК" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "Учалинский ГОК" на основании договора аренды земельных участков от 22.12.2005 N 05-456/23-128 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:67:010304:0132 площадью 3 224 814 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 02:67:010304:0095 площадью 1 888 986 кв. м. Срок аренды определен с 22.12.2005 по 21.12.2025 (п. 2.1 договора).
Право аренды земельных участков приобретено истцом в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования земельным участком, что следует из государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования землёй N РБ-67-021.
Договор аренды земельных участков от 22.12.2005 N 05-456/23-128 зарегистрирован в установленном порядке, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на договоре.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 03.12.2013 N 02/13/1-970554 земельный участок с кадастровым номером 02:67:010304:132 расположен по адресу: Республика Башкортостан, Учалинский район, г. Учалы, промплощадка ОАО "УГОК", отвал УПР, поставлен на государственный кадастровый учет 29.09.2005 и имеет кадастровую стоимость 1 802 509 785,3 руб.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 03.12.2013 N 02/13/1-970596 земельный участок с кадастровым номером 02:67:010304:95 расположен по адресу: Республика Башкортостан, Учалинский район, г. Учалы, промплощадка ОАО "УГОК", карьер УПР, поставлен на государственный кадастровый учет 29.09.2005 и имеет кадастровую стоимость 1 055 943 174 руб.
Отчетом от 17.02.2014 N 8759 об оценке рыночной стоимости земельных участков, расположенных по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Учалинский район, г. Учалы, промплощадка ОАО "УГОК", отвал УПР/карьер УПР, кадастровый номер 02:67:010304:132; кадастровый номер 02:67:010304:95 определено, что по состоянию на 01.01.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:67:010304:132 составляет 420 178 260 руб., с кадастровым номером 02:67:010304:95 - 257 614 780 руб.
Положительным заключением от 19.02.2014 N 121/02/14 Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков" отчет от 17.02.2014 N 8759 признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности.
Руководствуясь нормой п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации и полагая, что кадастровая стоимость арендуемых истцом земельных участков превышает их рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 41 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
Таким образом, арендатору земельного участка принадлежат права собственника земельного участка, предусмотренные подп. 4 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, правообладатель земельного участка вправе установить рыночную стоимость земельного участка, порядок установления которой регламентирован Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Судами установлено, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2012 определена на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 N 497 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан".
В обоснование действительной рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 02:67:010304:132 и 02:67:010304:95 и несоответствия их кадастровой стоимости рыночной обществом "Учалинский ГОК" представлены отчет об оценке от 17.02.2014 N 8759, составленный оценщиком, и экспертное заключение некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков" от 19.02.2014 N 121/02/14 о соответствии указанного отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанный отчет оценщика и положительное экспертное заключение, приняв во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих о неверном определении оценщиком рыночной стоимости спорных участков по состоянию на 01.01.2012, доказательств несоответствия указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также ходатайств о назначении судебной экспертизы, суды установили, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 02:67:010304:132 и 02:67:010304:95 значительно превышает его рыночную стоимость.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковые требования, установив кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере, равном его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от 17.02.2014 N 8759.
Довод Администрации о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты, так как результаты кадастровой оценки могут быть оспорены только как результат деятельности органов исполнительной власти, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции с учетом правовой позиции, изложенной в постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, поскольку заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на отсутствие у арендатора заинтересованности в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, ввиду того, что при расчете арендной платы размер кадастровой стоимости не учитывался, а также довод о том, что заключив договор аренды, арендатор согласился с ценой договора, в том числе с порядком его определения, также подлежит отклонению судом кассационной инстанции.
Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, в том числе земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к категории регулируемых цен.
В силу п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012 N 15117/11, стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Стороны договора аренды не могут изменить порядок определения арендной платы, установленный на соответствующий период уполномоченным регулирующим органом, согласовав отличные от него условия договора.
Как правильно принято во внимание апелляционным судом, право аренды земельных участков приобретено обществом "Учалинский ГОК" в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования земельным участком; кроме того, на земельном участке с кадастровым номером 02:67:010304:95 расположены принадлежащие истцу объекты недвижимого имущества - нежилое здание общей площадью 28,5 кв.м, весовая площадью 27 кв.м; земельные участки согласно сведениям кадастровых паспортов, сформированы для целей "под промышленные предприятия".
В силу п.2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 данной статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Подпунктом "д" п. 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, установлен размер арендной платы за земельные участки, право аренды на которые переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, определяемый к в процентном отношении от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Аналогичные положения содержатся в п. 2.2 Решения Совета муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 20.01.2010 N 229 "Об утверждении Порядка определения размера и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального района, и земли до разграничения государственной собственности на землю, расположенные на территории муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан", предусматривающем, в частности, что арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые ранее были предоставлены юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, при переоформлении на право аренды устанавливается в размере двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
С учетом указанных обстоятельств, исходя из того, что платежи за землю должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о наличии у общества "Учалинский ГОК" заинтересованности в установлении кадастровой стоимости арендуемых им земельных участков в размере равной рыночной и права на соответствующий иск.
Кроме того, апелляционный суд правильно учел и наличие у истца права на приобретение спорного земельного участка, занятого принадлежащими ему объектами недвижимости, в собственность в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации; цена на такой земельный участок в силу п. 1.2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации также подлежит определению с учетом его кадастровой стоимости.
Доводы заявителя кассационной жалобы о недостоверности отчета об оценке не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах дела, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции или постановления апелляционного суда в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.08.2014 по делу N А07-10069/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.