26 сентября 2011 г. |
N Ф09-5733/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Василенко С.Н., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (далее - отделение, административный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2011 по делу N А76-20027/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 по указанному делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Закрытое акционерное общество "Южно-уральский Инструментальный завод "Калибр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 01.09.2010 N 62-10-513/ПН о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб. за невыполнение предписания.
Решением суда от 10.02.2011 (судья Васильева Т.Н.) заявленное обществом требование удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 (судьи Костин В.Ю., Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный орган просит отменить указанные решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества, ссылаясь на ошибочность выводов судов о малозначительности совершенного обществом правонарушения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, при осуществлении контроля за соблюдением требований законодательства о ценных бумагах административным органом установлено, что заявитель в предусмотренные законом сроки не завершил процедуру эмиссии и выпуск акций общества, выпуск ценных бумаг не прошел государственную регистрацию.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес общества 24.05.2010 предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и представлении документов на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещенных при создании общества, оформленных в соответствии с законом и стандартами, в течение 30 календарных дней с момента получения данного предписания.
Согласно уведомлению о вручении указанное предписание получено обществом 01.06.2010.
В связи с неисполнением обществом названного предписания в установленный срок административным органом 02.08.2010 составлен протокол об административном правонарушении N 62-10-583/пр-ап, на основании которого 01.09.2010 вынесено постановление N 62-10-513/ПН о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции исходил из малозначительности совершенного обществом правонарушения.
Суд апелляционной инстанции счел данный вывод суда правильными.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено названным Законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Пунктом 3.2.2 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н, предусмотрено, что документы на государственную регистрацию выпуска акций, распределенных среди учредителей (приобретенных единственным учредителем) акционерного общества при его учреждении, должны быть представлены в регистрирующий орган в течение одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.
На основании п. 7 ст. 44 Закона N 39-ФЗ, п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
В силу ч. 9 ст. 19.5 Кодекса невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1. Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждено, что 03.03.2010 заявителем направлены в отделение документы на государственную регистрацию выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций общества, размещенных путем приобретения акций единственным учредителем акционерного общества.
Уведомлением от 09.04.2010 N 62-10-СФ-06/4502 административный орган сообщил заявителю о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в представленных им документах, вменив в обязанность в срок до 06.05.2010 представить в отделение исправленное и/или дополнительное решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг, а также текст указанного документа (документов) на электронном носителе.
На момент проведения проверки общество в нарушение ст. 19, 20, 25 Закона N 39-ФЗ не зарегистрировало акции, размещенные при его создании, а также не представило отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
В связи непредставлением обществом документов, указанных в уведомлении от 09.04.2010 N 62-10-СФ-06/4502, административный орган уведомлением от 07.05.2010 N 62-10-СК-06/5716 приостановил регистрацию выпуска ценных бумаг, вменив в обязанность обществу в срок до 14.06.2010 представить отчет об устранении допущенных нарушений, а также исправленные и/или и дополнительные документы и (в случае необходимости) исправленное и/или дополнительное решение о выпуске (дополнительном выпуске) (проспект, изменения и/или дополнения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а также текст указанного документа (документов) на электронном носителе.
Поскольку представленные обществом на регистрацию документы не соответствовали требованиям действующего законодательства о рынке ценных бумаг и не позволяли осуществить государственную регистрацию, уведомлением отделения от 24.05.2010 N 62-10-СК- 06/6275 в государственной регистрации отказано.
В связи с нарушением требований законодательства о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, размещенных при создании общества, выразившихся в не завершении эмитентом в установленные законодательством сроки процедуры эмиссии административным органом вынесено и направлено в адрес общества предписание от 24.05.2010 об устранении нарушений законодательства и представлении необходимых документов в течение 30 календарных дней с момента получения данного предписания.
С учетом того, что предписание административного органа от 24.05.2010 получено обществом 01.06.2010, однако содержащиеся в нем требования в установленный срок заявителем не исполнены, документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг в отделение не представлены, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
Арбитражным судом установлено наличие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
Таким образом, квалификация административным органом действий заявителя по ч. 9 ст. 19.5 Кодекса является обоснованной.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правомерно сделали вывод о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела.
Судами обоснованно принято во внимание то, что общество впоследствии предприняло меры по соблюдению законодательства в области ценных бумаг путем представления в административный орган 02.08.2010 документов, истребованных предписанием от 24.05.2010, а также то, что совершенное обществом правонарушение не повлекло за собой существенного нарушения прав и интересов акционеров, иных лиц и государства.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление общества о признании незаконным и отмене постановления отделения от 01.09.2010 N 62-10-513/ПН о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
Доводы административного органа о неправильном применении судами ст. 2.9 Кодекса отклоняются судом кассационной инстанции как направленные по существу на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, что недопустимо в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2011 по делу N А76-20027/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
...
Судами обоснованно принято во внимание то, что общество впоследствии предприняло меры по соблюдению законодательства в области ценных бумаг путем представления в административный орган 02.08.2010 документов, истребованных предписанием от 24.05.2010, а также то, что совершенное обществом правонарушение не повлекло за собой существенного нарушения прав и интересов акционеров, иных лиц и государства.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление общества о признании незаконным и отмене постановления отделения от 01.09.2010 N 62-10-513/ПН о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 19.5 Кодекса.
Доводы административного органа о неправильном применении судами ст. 2.9 Кодекса отклоняются судом кассационной инстанции как направленные по существу на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, что недопустимо в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
...
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2011 по делу N А76-20027/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 сентября 2011 г. N Ф09-5733/11 по делу N А76-20027/2010