07 октября 2011 г. |
N Ф09-5816/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сирота Е. Г.,
судей Васильченко Н. С., Гайдука А. А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургская ТГК" (далее - общество "Оренбургская ТГК") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.04.2011 по делу N А47-5260/10 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Оренбургская ТГК" - Филипов В.Ю. (доверенность от 30.12.2010), Птохова А.В. (доверенность от 30.12.2010);
общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - общество "Оренбург Водоканал" - Ефанова И.К. (доверенность от 12.09.2011).
Общество "Оренбург Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу "Оренбургская ТГК" о взыскании 26 734 руб. 53 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Решением суда от 05.04.2011 (судья Лапшина Н.Ю.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 (судьи Махрова Н.В., Карпусенко С.А., Рачков В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Оренбургская ТГК" просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального права. По мнению заявителя, акт отбора проб сточных вод от 11.01.2010 по котельной "Уральская" не является надлежащим доказательством по делу, поскольку в нарушение п. 6.3 ГОСТа Р 51592-2000, п. 66 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), не содержит сведений о конкретном колодце, из которого отобраны пробы, и подписан неуполномоченными на то представителями ответчика. Кроме того, заявитель указывает на то, что пробы сточной воды были взяты не из контрольного канализационного колодца, так как на момент отбора проб контрольные колодцы не были согласованы ни в договоре ресурсоснабжения от 27.02.2008 N 741/10, ни иным способом. Из схемы, представленной истцом в материалы дела, невозможно установить адрес конкретного объекта (адрес котельной), которому соответствует указанная схема, обозначения контрольных колодцев нанесены истцом в одностороннем порядке; из данной схемы невозможно определить какой именно колодец является последним перед врезкой в систему коммунальной канализации. Акт обследования сетей водоотведения абонента от 28.07.2010 не содержит указаний на то, что колодец КК1 является контрольным, составлен после отбора проб и в отсутствие представителей ответчика. Также заявитель полагает, что истцом неправильно произведен расчет платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением нормативов допустимой концентрации за февраль, март 2010 г.
Общество "Оренбург Водоканал" в письменном отзыве на жалобу указало на то, что считает доводы заявителя несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Оренбург Водоканал" (поставщик) и обществом "Оренбургская ТГК" (абонент) заключен договор ресурсоснабжения на обеспечение водой и (или) водоотведение от 27.02.2008 N 741/10, по условиям которого поставщик обязуется отпускать абоненту воду и принимать сточные воды, а абонент обязуется оплачивать поставщику отпущенную воду и сброшенные сточные воды в объеме и сроки в соответствии с условиями договора.
Прием сточных вод от абонента осуществляется в канализационную сеть поставщика согласно разрешительной технической документации на присоединение объектов абонента к канализационным сетям поставщика, выданной организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Объекты абонента, присоединенные к канализационной сети поставщика, и точки поставки воды определяются Приложением N 1 к договору (п. 1.3 договора).
Пунктом 2.1.5 договора от 27.02.2008 N 741/10 определена обязанность поставщика систематически производить контроль качества состава питьевой воды в источнике водоснабжения и качества сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации поставщика, путем отбора проб. Отбор проб может быть произведен в любое время суток в присутствии представителя абонента.
В п. 5.2 названного договора предусмотрено, что сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему централизованной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (допустимые нормативные показатели при приеме промышленных стоков в городской коллектор), утвержденные Распоряжением Главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга", либо временно согласованные в дополнительном соглашении к настоящему договору нормы допустимых концентраций - при их наличии.
Поставщик имеет право в любое время отобрать контрольные пробы сточных вод абонента и проводить их анализ в своей лаборатории. При отборе контрольной пробы качество сточных вод абонента определяется по результатам ее анализа (п. 5.3 договора от 27.02.2008 N 741/10).
Работниками общества "Оренбург Водоканал" 11.01.2010 произведен отбор проб сточных вод, отводимых ответчиком в системы канализации на объекте - котельная "Уральская". В присутствии представителей общества "Оренбургская ТГК" составлен акт отбора сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации от 11.01.2010.
Из проведенного анализа проб сточных вод обществом "Оренбург Водоканал" выявлено превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах, установленных распоряжением Главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга", что подтверждается протоколом результатов анализа сточной воды от 18.01.2010 N 4.
Общество "Оренбург Водоканал" произвело расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и выставило обществу "Оренбургская ТГК" счета на оплату.
Неисполнение ответчиком обязательства по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности истцом факта сброса ответчиком в спорном периоде сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в систему канализации и отсутствия доказательств оплаты имеющейся задолженности обществом "Оренбургская ТГК".
Выводы судов соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В силу п. 61, 88 Правил N 167 абонент обязан соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в п. 63 настоящих Правил. Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 70 Правил N 167).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе акты отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации от 11.01.2010, протокол результатов анализов сточных вод от 18.01.2010 N 4, принимая во внимание распоряжение Главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р, в котором закреплены нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, суды, установив факт сброса ответчиком в системы канализации загрязняющих веществ, превышающих нормы допустимых концентраций, обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с абонента платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Проверив расчет платы за сброс загрязняющих веществ и признав его правильным, суды правомерно удовлетворили требования истца в сумме 26 734 руб. 53 коп.
Возражения заявителя о том, что отбор сточных вод произведен не из контрольного канализационного колодца, отклоняются судом кассационной инстанции, исходя из следующего.
Согласно п. 1 Привил N 167 под контрольным канализационным колодцем понимается колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации. Контрольной пробой признается проба сточных вод абонента, отобранная из контрольного канализационного колодца, с целью определения состава сточных вод, отводимых в систему коммунальной канализации.
Установив, что в договоре от 27.02.2008 N 741/10 сторонами не определены контрольные канализационные колодцы, предназначенные для отбора проб сточных вод на объектах абонента, суды, учитывая информацию, содержащуюся в акте от 11.01.2010, акте обследования сетей водоотведения абонента с целью определения контрольного канализационного колодца от 28.07.2010 и схеме местоположения контрольного колодца, являющейся приложением к нему, сделали вывод о том, что контрольным колодцем является КК1. При этом судами отмечено, что стоки посторонних абонентов в указанный колодец не поступают; отбор проб стоков от 11.01.2010, 20.04.2010 производился из КК1, КК2; иные колодцы для отбора проб отсутствуют.
Кроме того, судами установлено, что акт от 28.07.2010 составлен и подписан представителями общества "Оренбург Водоканал" - ведущим инженером-инспектором Порубовым В.Г. и ведущим инженером промгруппы Ивановой С.А., представителем абонента - мастером котельной Холодилиным В.Ю.
Акт отбора проб сточных вод от 11.01.2010 подписан представителями общества "Оренбург Водоканал" в лице ведущего инженера промгруппы ИВР Ивановой С.А. и инженера промгруппы Семеновой И.В., а со стороны абонента - мастером Холодилиным В.Ю. и лаборантом Ковтун Т.А., являющимися в соответствии с письмом ответчика от 17.02.2010 N 07-787 ответственными лицами за контролем качества состава сточных вод от котельной "Уральская".
С учетом изложенного оснований полагать, что отбор проб сточных вод произведен истцом не из контрольного канализационного колодца у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы заявителя о подписании акта отбора сточных вод от 11.01.2010 неуполномоченными лицами, о том, что данный акт является ненадлежащим доказательством по делу, поскольку составлен с нарушением ГОСТа Р 51592-2000 и п. 66 Правил N 167, а также о том, что при расчете платы за сброс загрязняющих веществ истцу и судам надлежало руководствоваться п. 24 Порядка взимания платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области, утвержденного распоряжением Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498/р, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В связи с изложенным доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами. Оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.04.2011 по делу N А47-5260/10 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургская ТГК" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Г.Сирота |
Судьи |
Н.С.Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя о подписании акта отбора сточных вод от 11.01.2010 неуполномоченными лицами, о том, что данный акт является ненадлежащим доказательством по делу, поскольку составлен с нарушением ГОСТа Р 51592-2000 и п. 66 Правил N 167, а также о том, что при расчете платы за сброс загрязняющих веществ истцу и судам надлежало руководствоваться п. 24 Порядка взимания платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области, утвержденного распоряжением Главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498/р, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В связи с изложенным доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами. Оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
...
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.04.2011 по делу N А47-5260/10 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургская ТГК" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 октября 2011 г. N Ф09-5816/11 по делу N А47-5260/2010