Екатеринбург |
|
16 ноября 2011 г. |
N Ф09-7322/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Семеновой З. Г., Сулейменовой Т. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тылиса Максима Сергеевича на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.04.2010 по делу N А60-2790/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Квадро-Диск" (далее - общество "Квадро-Диск") - Ушаков М.В. (директор общества с ограниченной ответственностью "ЮрСистема", доверенность от 08.12.2010);
предпринимателя Тылиса М.С. - Дедков Е.А. (доверенность от 12.07.2011).
Общество "Квадро-Диск" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к предпринимателю Тылису М.С. с иском о взыскании 150 000 руб. компенсации за нарушение исключительных авторских и смежных прав на использование музыкальных произведений в исполнении Андрея Бандеры и Стаса Михайлова.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Михайлов Станислав Владимирович, закрытое акционерное общество "Компания СО. Продакшн", Изместьев Эдуард Анатольевич, Клименков Вячеслав Юрьевич, Тушиев Андрей Хасанович, Голубева Ирина Леонидовна, Цветков Юрий Федорович, Иванов Виталий Иванович, Иванов Сергей Константинович, Сиделев Сергей Владимирович, Бабожен Андрей Владимирович, Фалько Николай Васильевич, Слепцов Евгений Валентинович.
Решением суда первой инстанции от 28.04.2011 (судья Анисимов Н.А.) требования удовлетворены полностью.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 (судьи Назарова В.Ю., Дружинина Л.В., Лихачева А.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Тылис М.С. просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 1270, 1301, 1307, 1308, 1311 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель считает, что судами не установлен объект смежных прав, исключительные права на которые принадлежат истцу. По мнению заявителя, из условий договоров, заключенных между истцом и правообладателями, не следует, что истцу были переданы исключительные права на фонограммы с произведениями в исполнении Стаса Михайлова и Андрея Бандеры. Как указывает заявитель, судами неверно применены положения ст. 1300, 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку указанными нормами предусмотрена ответственность за удаление или изменение информации об авторском праве, при этом вывода о том, что ответчиком была удалена либо изменена информация об авторском праве или смежных правах на контрафактных дисках судами не сделано. Заявитель также полагает, что поскольку истец является лицензиатом, он не может быть признан правообладателем смежных прав на исполнение произведений Стасом Михайловым и Андреем Бандерой и фонограмм с записями этих исполнений. Заявитель ссылается на неправомерное привлечение предпринимателя Тылиса М.С. к ответственности без исследования вопроса о его вине, и несоразмерность компенсации, взысканной с ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Квадро-Диск" просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судом, между Михайловым С.В. (творческий псевдоним Стас Михайлов; лицензиар) и обществом "Квадро-Диск" (лицензиат) заключен договор от 01.01.2008 N 127-АВ о передаче исключительных прав на использование музыкальных произведений, входящих в альбомы "Позывные на любовь", "К тебе иду", "Берега мечты", а также произведений: Мама, Серый дождь, Берега мечты (радиоверсия), Дети. По условиям этого договора лицензиату, в частности, переданы исключительные права на воспроизведение произведений, распространение произведений путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров.
На основании договора о передаче исключительных авторских прав от 01.07.2007 N 150-АВ/1 и лицензионного договора 22.01.2009 N А-09-22-12/АВ, заключенных с обществом "Компания СО. Продакшн", обществу "Квадро-Диск" переданы исключительные права на использование произведений, исполняемых Изментьевым Э.А. (творческий псевдоним Андрей Бандера), входящих в альбом "Потому что люблю": "Соловьи", "Ивушки", "Русь", "А помнишь?", "Клен", "Я хочу обвенчаться с тобой_", "Самая желанная", "Выткался над озером_", "Закружится", "Осенний дождь", "Осенний дождь" (бонусный трек), а также в альбом "Не любить невозможно": "Метелица", "Огонек любви", "Горлинка", "Не любить невозможно", "Лебединая душа_", "Сыпь", "Тальянка_", "Ночка", "Ты лети, моя душа_", "Любимая", "Незнакомка", "Тишина", "Поля России". На основании указанных договоров обществу "Квадро-Диск" предоставлены, в том числе, права на использование названных произведений путем продажи или иного отчуждения их оригиналов или фонограмм.
В свою очередь исключительные права на использование указанных произведений в исполнении Андрея Бандера принадлежат обществу "Компания СО. Продакшн" на основании договоров о передаче исключительных авторских прав, заключенных с авторами слов и музыки этих произведений.
Общество "Квадро-Диск", ссылаясь на то, что 28.01.2011 в торговых точках предпринимателя Тылиса М.С., расположенных в магазине "Нео", расположенном по адресу: г. Каменск-Уральский, ул. Суворова, д. 28, и в торговом центре "Апельсин", расположенном по адресу: г. Каменск-Уральский, ул. Суворова, д. 24, осуществлена реализация дисков формата МР3 с записями музыкальных произведений в исполнении Стаса Михайлова и Андрея Бандеры, обладающих признаками контрафактности, обратилось в суд с требованием о взыскании компенсации за неправомерное использование исключительных прав.
В соответствии с п. 5 Федерального закона "О введении в действие четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации" положения части четвертой названного Кодекса применяются к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой Кодекса, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие. Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, охраняемые на день введения в действие части четвертой Кодекса, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой Кодекса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 5 Федерального закона "О введении в действие четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации" от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ
Поскольку права обществ "Компания СО. Продакшн" и "Квадро-Диск" на музыкальные произведения Андрея Бандера частично были приобретены до введения в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, исключительные права на музыкальные произведения Стаса Михайлова и на часть произведений Андрея Бандеры возникли у общества "Квадро-Диск" и факт реализации названных произведений состоялся после введения в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, судами при разрешении обоснованно применены положения Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", а также положения части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" музыкальные произведения с текстом или без текста являются объектами авторского права.
Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать, в том числе следующие действия: воспроизводить произведение (право на воспроизведение); распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение). Любое распространение произведения без разрешения правообладателя является нарушением авторских прав (ст. 16 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах").
В соответствии со ст. 30 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" имущественные права, указанные в ст. 16 названного Закона, могут передаваться только по авторскому договору. Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам.
В силу п. 1, 4 ст. 38 названного Закона производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на ее использование в любой форме. Исключительные права производителя фонограммы, установленные в статье 16 того же Закона, могут передаваться другим лицам по договору.
В соответствии с п. 1 ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. Использование результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя является незаконным и влечет ответственность, установленную названным Кодексом и другими законами.
Пунктом 1 ст. 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.
В силу п. 1 ст. 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом.
Суды на основании анализа условий договоров, представленных в материалы дела, пришли к выводу о том, что общество "Квадро-Диск" является правообладателем исключительных прав произведения Михайлова С.В. (творческий псевдоним Стас Михайлов), вошедшие в альбомы "Позывные на любовь", "К тебе иду", "Берега мечты", произведений: Мама, Серый дождь, Берега мечты (радиоверсия), Дети, и Изместьева Э.А. (творческий псевдоним Андрей Бандера), вошедшие в альбомы "Потому что люблю", "Не любить невозможно", и их фонограммы.
При этом суды отметили, что указанные договоры не оспорены в установленном порядке и признали их соответствующими действующему законодательству.
Суды, оценив представленные истцом в материалы дела видеозаписью покупки контрафактных дисков формата МР3 с записями произведений в исполнении Стаса Михайлова и Андрея Бандеры в торговых точках предпринимателя Тылиса М.С., произведенной 28.01.2011, квитанцией оплаты от 27.01.2011 и кассовым чеком от 28.01.2011 с указанием наименования продавца и его ИНН, контрафактные диски формата МР3 с записями произведений в исполнении Стаса Михайлова и Андрея Бандеры, не содержащие информации о правообладателе, не оклеенные контрольной маркой правообладателя, пришли к выводу о том, что данные доказательства в совокупности подтверждают факт продажи в торговых точках ответчика контрафактных дисков с записями произведений в исполнении Стаса Михайлова и Андрея Бандеры, исключительные права на которые принадлежат истцу.
Исследовав видеозапись покупки спорного диска, суды установили, что запись произведена в торговых точках ответчика, на ней просматривается передача дисков, визуально идентичных контрафактным дискам, представленным в материалы дела, а также денег в оплату этих дисков, имеется изображение квитанции от 27.01.2011 и кассового чека от 28.01.2011, выданных при покупке этих дисков, и запись их оформления.
Судами подтверждено, что квитанция и кассовый чек являются надлежащими доказательствами реализации ответчиком в торговых точках контрафактных дисков, поскольку неправильное оформление данных документов не свидетельствует о том, что факт продажи не состоялся. Данный факт зафиксирован на видеозаписи.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о нарушении предпринимателем Тылисом М.С. исключительных прав общества "Квадро-Диск" на использование произведений в исполнении Стаса Михайлова и Андрея Бандеры.
Согласно ст. 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 названного Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Установив, что факт нарушения исключительных прав истца подтвержден представленными доказательствами, размер компенсации соответствует установленным законодательством пределам, а также приняв во внимание наличие у ответчика множества торговых точек, в которых может производиться продажа контрафактной продукции, суды признали требования общества "Квадро-Диск" о взыскании 150 000 руб. компенсации обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ссылки заявителя на отсутствие в материалах дела доказательств принадлежности обществу "Квадро-Диск" исключительных прав на фонограммы с записями произведений в исполнении Стаса Михайлова и Андрея Бандеры, не принимаются. Судами дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, и выводы судов соответствуют данной оценке. Учитывая, что при рассмотрении спора судами первой и апелляционной инстанций ответчиком возражений относительно наличия у истца исключительных прав на использование произведений не заявлялось, у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для переоценки обстоятельств, установленных судами, не имеется.
Кроме того, использованием исключительных прав в форме распространения является предложение к продаже оригинала произведения или его экземпляра. Под экземпляром понимается копия произведения. Таким образом, экземпляром музыкального произведения будет считаться его фонограмма, т.е. запись произведения на материальном носителе.
Довод заявителя о том, что при определении размера компенсации судами не исследовался вопрос о степени вины ответчика в нарушении исключительных прав истца, не принимается. Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применения в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. Ответственность за нарушение интеллектуальных прав (взыскание компенсации, возмещение убытков) наступает применительно к ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой ненадлежащее исполнение обязательств при осуществлении лицом предпринимательской деятельности не освобождает от ответственности, в случае, если лицо не докажет, что ненадлежащее исполнение вызвано действием непреодолимой силы.
Оснований для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.04.2010 по делу N А60-2790/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тылиса Максима Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А.Столяров |
Судьи |
З.Г.Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 названного Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч ... до пяти миллионов ... , определяемом по усмотрению суда; в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
...
Довод заявителя о том, что при определении размера компенсации судами не исследовался вопрос о степени вины ответчика в нарушении исключительных прав истца, не принимается. Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применения в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. Ответственность за нарушение интеллектуальных прав (взыскание компенсации, возмещение убытков) наступает применительно к ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой ненадлежащее исполнение обязательств при осуществлении лицом предпринимательской деятельности не освобождает от ответственности, в случае, если лицо не докажет, что ненадлежащее исполнение вызвано действием непреодолимой силы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2011 г. N Ф09-7322/11 по делу N А60-2790/2011