Екатеринбург |
|
24 ноября 2011 г. |
Дело N А47-1870/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Сирота Е.Г., Макарова В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пылаевой А.С. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургская теплогенерирующая компания" (далее - общество "Оренбургская теплогенерирующая компания", ответчик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.05.2011 по делу N А47-1870/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по тому же делу.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
общества "Оренбургская теплогенерирующая компания" - Филиппов В.А. (доверенность от 03.10.2011);
общества с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - общество "Оренбург Водоканал") - Ефанова И.К. (доверенность от 12.09.2011).
Общество "Оренбург Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к обществу "Оренбургская теплогенерирующая компания" с исковым заявлением о взыскании 15 179 руб. 38 коп. платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Решением суда от 13.05.2011 (судья Лапшина Н.Ю.) исковые требования удовлетворены в полном объеме. С общества "Оренбургская теплогенерирующая компания" в пользу общества "Оренбург Водоканал" взысканы основной долг в сумме 15 179 руб. 38 коп., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 (судьи Карпусенко С.А., Вяткин О.Б., Махрова Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Оренбургская теплогенерирующая компания" просит судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что пробы сточной воды от котельной "Мебельная фабрика" были отобраны не из контрольного канализационного колодца, поскольку на момент отбора проб контрольные колодцы для отбора сточных вод не были согласованы сторонами. Доказательств того, что проба взята из колодца, являющегося последним, истцом не представлено. По мнению ответчика, акт отбора проб сточных вод от 25.01.2010 подписан с его стороны неуполномоченным лицом, расчет платы за сброс загрязняющих веществ за период с 25.01.2010 по 31.03.2010 на основании указанного акта произведен неправомерно.
В возражениях на кассационную жалобу общество "Оренбург Водоканал" просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Как следует из материалов дела, по условиям договора ресурсоснабжения от 27.02.2008 N 741/10 на обеспечение водой и (или) водоотведение общество "Оренбург Водоканал" (поставщик) обязалось отпускать обществу "Оренбургская теплогенерирующая компания" (абонент) воду и принимать сточные воды, а абонент - оплачивать поставщику отпущенную воду и сброшенные сточные воды в объеме и сроки в соответствии с условиями названного договора.
Отпуск воды абоненту производится из системы водоснабжения поставщика согласно разрешительной технической документации на присоединение объектов абонента к сетям водоснабжения поставщика, выданной организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Объекты абонента, присоединенные к сети водоснабжения поставщика, и точки подачи воды определяются приложением N 1 к договору.
Прием сточных вод от абонента осуществляется в канализационную сеть поставщика согласно разрешительной технической документации на присоединение объектов абонента к канализационным сетям поставщика, выданной организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Объекты абонента, присоединенные к канализационной сети поставщика, согласованы сторонами в приложении N 1 к договору (п. 1.1, 1.2 договора).
В соответствии с п. 5.2 договора сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему централизованной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (допустимых нормативных показателей при приеме промышленных стоков в городской коллектор), утвержденные распоряжением главы г. Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах отводимых абонентами в систему канализации г. Оренбурга" (далее - Распоряжение N 3404-р), либо временно согласованные в дополнительном соглашении к названному договору нормы допустимых концентраций - при их наличии.
Пунктом 2.1.5 договора от 27.02.2008 N 741/10 стороны предусмотрели обязанность поставщика систематически производить контроль качества состава питьевой воды в источнике водоснабжения и качества сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации поставщика, путем отбора проб.
Отбор проб может быть произведен в любое время суток, в присутствии представителя абонента.
В силу п. 3.1.3 договора от 27.02.2008 N 741/10 на абоненте лежит обязанность по оформлению и согласованию с поставщиком актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между сетями поставщика и абонента.
Согласно п. 5.1 договора от 27.02.2008 N 741/10 за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации поставщика с абонента взимается повышенная плата.
Работниками общества "Оренбург Водоканал": ведущим инженером промгруппы Ивановой С.А., инженером промгруппы Семеновой И.В., 25.01.2010 в присутствии представителей ответчика: мастера котельных "ГПТУ" и "Мебельная фабрика" Галактионова В.Ю. и лаборанта Ковтун Т.А., был произведен отбор проб сточных вод, отводимых ответчиком в системы канализации на объекте - котельной "Мебельная фабрика", о чем был составлен соответствующий акт.
На основании анализа проб сточных вод (протокол результатов анализа сточной воды от 27.01.2010 N 36) установлено, что в отобранных пробах сточных вод загрязняющие вещества превышают нормы допустимых концентраций, установленные распоряжением главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга".
На основании распоряжения главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга", договора от 27.02.2008 N 741/10, акта отбора проб сточных вод от 25.01.2010, протокола анализа проб сточных вод от 27.01.2010 N 36 истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Согласно расчету истца сумма платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ составила 15 179 руб. 38 коп.
В связи с неисполнением обществом "Оренбургская теплогенерирующая компания" обязательства по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ общество "Оренбург Водоканал" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суды обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что факт сверхнормативного сброса загрязняющих веществ подтвержден материалами дела, ответчик не представил доказательств надлежащего исполнения обязательств по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Согласно ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пунктом 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В п. 1.4 договора стороны обязались руководствоваться положениями Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
Правилами N 167 регулируются отношения между абонентами (юридическими лицами, а также предпринимателями без образования юридического лица) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования центральными системами водоснабжения и (или) канализацией населенных пунктов.
Согласно п. 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 88 Правил N 167 на абонента возложена обязанность по осуществлению контроля за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлению организации водопроводно-канализационного хозяйства сведений о результатах такого контроля.
Согласно п. 63, 64, 65 Правил N 167 в системы коммунальной канализации запрещаются сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, превышающие предельно допустимые концентрации.
В соответствии с п. 66, 67 Правил N 167 абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
В силу п. 68 Правил N 167 при отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
Из вышеизложенного следует, что факт сброса сточных вод ответчиком с превышением содержания загрязняющих веществ должен быть подтвержден, в частности, актами отбора проб сточных вод, отобранных в контрольно-канализационных колодцах, подписанными представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента.
Проанализировав акт отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации, от 25.01.2010, суды установили, что из указанного акта можно определить, из какого колодца производился отбор пробы, местонахождение колодца.
Доказательств нарушения требований к отбору и анализу проб сточных вод, произведенным истцом 25.01.2010, ответчиком в материалы дела не представлено.
Оценив акт от 25.01.2010, подписанный представителями абонента без возражений, протокол результатов анализов сточной воды от 27.01.2010 N 36, суды пришли к обоснованному выводу о том, что факт превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах истцом подтвержден.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворены судами обоснованно.
Довод заявителя жалобы о том, что отбор проб сточных вод абонента произведен не из контрольного канализационного колодца, подлежит отклонению в связи со следующим.
Из п. 64, 65 Правил N 167 следует, что абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Контроль за соблюдением абонентом упомянутых нормативов осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
При этом согласно п. 1 Правил N 167 под контрольным канализационным колодцем понимается колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации.
Контрольной пробой признается проба сточных вод абонента, отобранная из контрольного канализационного колодца, в целях определения состава сточных вод, отводимых в систему коммунальной канализации.
В соответствии с п. 31 приложения N 1 к распоряжению главы г. Оренбурга от 19.06.1996 N 498-р "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов определяются путем выполнения аналитических измерений состава сточных вод по аттестационным методикам. Выполнение измерений производится силами собственных аттестованных (аккредитованных) лабораторий владельцев систем канализации города или сторонних аккредитованных лабораторий в пробах сточных вод, отбираемых владельцами систем канализации города в контрольных колодцах абонентов на выпусках в системы канализации.
Из договора от 27.02.2008 N 741/10 следует, что контрольные канализационные колодцы, предназначенные для отбора проб сточных вод на объектах абонента, сторонами не определены.
В акте от 25.01.2010 указано, что местом отбора проб является контрольный канализационный колодец.
В соответствии с п. 1 Правил N 167 отбор проб сточных вод по котельной ответчика "Мебельная фабрика" произведен истцом из последнего колодца на канализационной сети абонента, который представляет собой врезку в систему коммунальной канализации, что подтверждается схемой сетей с указанием контрольных канализационных колодцев. Согласно данной схеме вышеназванный колодец является единственным, из которого возможно произвести отбор проб, так как второй колодец не действует - заасфальтирован.
Доказательств того, что имеется иной контрольный колодец, обществом "Оренбургская теплогенерирующая компания" не представлено.
Кроме того, суды верно отметили, что акт отбора проб от 25.01.2010 подписан представителями ответчика без возражений.
При этом ссылка заявителя жалобы на то, что лица, подписавшие акт отбора проб от 25.01.2010 со стороны ответчика, не обладали необходимыми полномочиями, опровергается материалами дела.
Согласно письму N 07-787 от 17.02.2010 общества "Оренбургская теплогенерирующая компания" в лице обособленного подразделения "Оренбургские тепловые сети" и приложенному к письму списку мастер Галактионов В.Ю. и лаборант Ковтун Т.А. назначены ответственными лицами для контроля за качественным составом сточных вод от котельной "Мебельная фабрика".
Таким образом, верным является вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что акт отбора проб сточных вод от 11.01.2010 является надлежащим доказательством.
Указывая на несостоятельность ссылки заявителя апелляционной жалобы на отсутствие полномочий лиц, подписавших акт отбора проб, суд апелляционной инстанции в качестве правового обоснования сослался на ст. 182, 183 Гражданского кодекса Российской Федерации и информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах практики применения ст. 183 Гражданского кодекса Российской Федерации".
В силу ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
В соответствии со ст. 183 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.
Суд кассационной инстанции считает ошибочным применение положений ст. 182, 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах практики применения ст. 183 Гражданского кодекса Российской Федерации" к отношениям по отбору проб сточных вод и составлению акта отбора проб. Указанные нормы гражданского законодательства регулируют заключение сделки представителем (ст.182) и заключение сделки неуполномоченным лицом (ст. 183), в то время как отношения сторон по отбору проб и составлению акта отбора проб сточных вод сами по себе сделкой не являются. Отношения сторон в рамках данного арбитражного дела регулируются договором ресурсоснабжения от 27.02.2008 N 741/10.
Однако необоснованное применение указанных норм не привело к принятию судами неправильного решения.
Довод ответчика о том, что предельный размер платы за сброс загрязняющих веществ следует взыскивать не более чем за один месяц, что следует, по его мнению, из пункта 24 Порядка взимания платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области, утвержденного распоряжением главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р, подлежит отклонению в связи со следующим.
Названным пунктом установлен предельный (трехкратный) размер платы за сброс загрязняющих веществ в расчетный период.
Согласно п. 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов, производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5.1 договора от 27.02.2008 N 741/10 за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации поставщика с абонента взимается повышенная плата. Сумма платы определяется исходя из объема водоотведения и фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышений (кратности), определяемых путем выполнения анализов проб сточных вод (постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов").
В соответствии с п. 23.1, 23.2 Порядка взимания платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области, утвержденного распоряжением главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р, учитывается объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период с момента обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более, чем за три месяца.
При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Таким образом, истец правомерно произвел расчет платы за сброс загрязняющих веществ за период с 25.01.2010 по 31.03.2010 на основании акта отбора проб от 25.01.2010.
Судебные акты приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Нарушений или неправильного применения судом апелляционной инстанции при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.05.2011 по делу N А47-1870/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оренбургская теплогенерирующая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Названным пунктом установлен предельный (трехкратный) размер платы за сброс загрязняющих веществ в расчетный период.
Согласно п. 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов, производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 5.1 договора от 27.02.2008 N 741/10 за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации поставщика с абонента взимается повышенная плата. Сумма платы определяется исходя из объема водоотведения и фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышений (кратности), определяемых путем выполнения анализов проб сточных вод (постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов").
В соответствии с п. 23.1, 23.2 Порядка взимания платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области, утвержденного распоряжением главы администрации Оренбургской области от 19.06.1996 N 498-р, учитывается объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период с момента обнаружения нарушения до очередного отбора проб владельцами систем канализации, но не более, чем за три месяца."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 ноября 2011 г. N Ф09-7058/11 по делу N А47-1870/2011