Екатеринбург |
|
29 ноября 2011 г. |
Дело N А50-77/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Сирота Е.Г., Васильченко Н.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее - учреждение ПФР, истец) на решение Арбитражного суда Пермского края от 13.05.2011 по делу N А50-77/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
учреждения ПФР - Епанова А.Г. (доверенность от 11.01.2011 N 6);
Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Пермского края (далее - отделение ДОСААФ, ответчик) - Смертина Л.Н. (доверенность от 20.07.2011 N 1/597).
Учреждение ПФР обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском о признании отказа отделения ДОСААФ в согласовании точки подключения к тепловым сетям, а также условия по оплате подключения к тепловым сетям в сумме 4 500 000 руб. незаконными и необоснованными; об обязании отделения ДОСААФ устранить допущенные нарушения путем согласования точки подключения к существующей тепловой сети 2Ду=200 мм в соответствии с Техническими условиями на присоединение к тепловым сетям от 29.05.2008 N 102-10-498 и заключить с учреждением ПФР договор о подключении к тепловой сети на безвозмездной основе (с учетом уточнения требований в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 13.05.2011 (судья Пугин И.Н.) в удовлетворении исковых требовании отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 (судьи Дружинина Л.В., Масальская Н.Г., Лихачева А.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение ПФР просит судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на наличие у ответчика обязанности по подключению истца к тепловым сетям на безвозмездной основе в силу п. 11 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила подключения). Заявитель считает, что представленными в материалы дела локальными сметными расчетами не подтверждается необходимость проведения капитального ремонта тепловых сетей; иных доказательств, подтверждающих необходимость реконструкции тепловой сети, ответчиком не представлено. По мнению истца, судами не дана оценка расчету, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью "КаскадСтрой", согласно которому отсутствует необходимость проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности тепловой сети ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу отделение ДОСААФ просит судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Как следует из материалов дела, 29.05.2008 учреждению ПФР открытым акционерным обществом "ТГК N 9" выданы Технические условия на присоединение к тепловым сетям N 103-10-498 административного здания, расположенного по адресу: бульвар Гагарина, д. 78, в Свердловском районе г. Перми, к существующей теплосети 2Ду=200 мм на здание школы отделения ДОСААФ, расположенное по адресу: бульвар Гагарина, д. 74.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.08.2009 серии 59 ББ N 275701 собственником тепловой сети, находящейся по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, бульвар Гагарина, д. 74, является Пермская краевая общественная организация "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО" (ДОСААФ).
В письме от 12.05.2010 N 20/5434 учреждение ПФР обратилось к ответчику с просьбой об указании точки и условий присоединения объекта "Административное здание ОПФР по Пермскому краю", расположенного по бульвару Гагарина, д. 78 к существующей тепловой сети 2Ду=200 мм на здание школы РОСТО, находящееся по бульвару Гагарина, д. 74.
В ответ на указанное предложение ответчик в письме от 24.06.2010 исх. N 1/637 сообщил истцу о том, что обязательным условием подключения к тепловой трассе является софинансирование замены тепловой трассы в соответствии с предписанием общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" от 10.06.2010. Условием присоединения к точке подключения ответчик указал оплату истцом 4 500 000 руб. в счет долевого участия по замене теплотрассы.
Считая действия отделения ДОСААФ по предложению невыгодных условий подключения к тепловой сети и отказу в согласовании точки подключения к тепловой сети необоснованными, учреждение ПФР обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из отсутствия законных оснований к понуждению ответчика заключать с истцом договор технологического подключения к тепловой сети.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии с п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
На основании п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" подключение теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом и правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Указанное в ч. 1 данной статьи подключение осуществляется на основании договора на подключение к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Учитывая, что ответчик не является ни теплоснабжающей организацией, ни теплосетевой компанией, для которых заключение такого договора является обязательным в соответствии с указанными нормами права, выводы судов об отсутствии оснований к понуждению его заключить договор подключения к тепловой сети являются верными.
Кроме того, судами обоснованно учтено следующее.
Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возникающие в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнения условий подключения, а также условия подачи ресурсов регулируются Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила предоставления технических условий) и Правилами подключения.
В силу п. 2 Правил подключения, принятых в соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является процессом, дающим возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
В соответствии с п. 3 Правил подключения физическое или юридическое лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании ранее построенным, но не подключенным к сетям инженерно-технического обеспечения объектом капитального строительства, требующим подключения к сетям инженерно-технического обеспечения (увеличения потребляемой нагрузки), в том числе связанного с изменением параметров этих сетей, или осуществляющее на принадлежащем ему на праве собственности или ином законном основании земельном участке строительство (реконструкцию) такого объекта (далее - заказчик), для подключения этих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения обращается с заявлением о подключении указанных объектов в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставившую заказчику в порядке, предусмотренном Правилами предоставления технических условий, технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно Правилам предоставления технических условий технические условия являются документом, устанавливающим критерии определения возможности подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу п. 7 Правил предоставления технических условий организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а для сетей газоснабжения - на основании программ газификации, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 17 указанных Правил установлено, что в случае, если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.
Договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности. Стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении (абз. 3 п. 17 Правил предоставления технических условий).
Таким образом, действующим нормативно-правовым регулированием определены порядок выдачи технических условий на присоединение объектов капитального строительства и порядок осуществления такого подключения.
Судами установлено, что ответчик владеет на праве собственности тепловой сетью, расположенной по адресу: бульвар Гагарина, д. 74. Отделение ДОСААФ является организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, с которой может быть заключен, при соблюдении предусмотренного Правилами предоставления технических условий порядка выдачи таких условий, договор на подключение.
Согласно п. 3 Правил подключения заказчик (в рассматриваемом деле - учреждение ПФР) в целях подключения строящихся объектов к сетям инженерно-технического обеспечения должен обратиться с соответствующим заявлением в организацию, осуществляющую эксплуатацию таких сетей и предоставившую в установленном порядке технические условия подключения.
В нарушение п. 17 Правил предоставления технических условий технические условия подключения истцу были выданы ресурсоснабжающей организацией без согласования с основным абонентом - отделением ДОСААФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец, осуществляющий строительство административного здания учреждения ПФР, обратился к ответчику за получением технических условий для подключения по согласованию с ресурсоснабжающей организацией.
Обращение истца к ответчику за согласованием точки подключения к тепловым сетям не может быть признано соблюдением истцом установленной процедуры.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что истцом не соблюден установленный Правилами предоставления технических условий и Правилами подключения порядок обращения за согласованием технических условий, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что обязанность по подключению объекта истца на безвозмездной основе возникла у ответчика в силу п. 11 Правил предоставления технических условий основаны на неверном толковании указанных выше правовых норм. Кроме того, эти доводы были были предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка заявителя на отсутствие у него альтернативной возможности подключения к сетям энергоснабжающей организации также подлежит отклонению. Апелляционным судом верно указано на то, что выданные ресурсоснабжающей организацией технические условия по существу не носят предписывающего характера, а выражают лишь отсутствие возражений специализированной энергоснабжающей организации по поводу технической возможности подключения к теплотрассе 2Ду=200 мм на здание школы, расположенное по адресу: бульвар Гагарина, д. 74, при условии согласовании подключения с отделением ДОСААФ как с собственником тепловой сети.
Судебные акты приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 13.05.2011 по делу N А50-77/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение п. 17 Правил предоставления технических условий технические условия подключения истцу были выданы ресурсоснабжающей организацией без согласования с основным абонентом - отделением ДОСААФ.
...
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что истцом не соблюден установленный Правилами предоставления технических условий и Правилами подключения порядок обращения за согласованием технических условий, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что обязанность по подключению объекта истца на безвозмездной основе возникла у ответчика в силу п. 11 Правил предоставления технических условий основаны на неверном толковании указанных выше правовых норм. Кроме того, эти доводы были были предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
...
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 ноября 2011 г. N Ф09-7135/11 по делу N А50-77/2011
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5986/11
30.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2936/12
11.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2936/2012
29.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7135/2011
28.07.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5986/11