Екатеринбург |
|
17 января 2012 г. |
Дело N А07-2696/2011 |
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 октября 2012 г. N ВАС-13221/12
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 октября 2012 г. N Ф09-9818/12 по делу N А07-3915/2011
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 июня 2012 г. N Ф09-8864/11 по делу N А07-2696/2011
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13 июня 2012 г. N Ф09-8864/11 по делу N А07-2696/2011
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2012 г. N 18АП-1050/12
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 октября 2011 г. N 18АП-8689/11
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Ященок Т. П., Татариновой И. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ялан" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.07.2011 по делу N А07-2696/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседании на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - министерство) - Салихова А.Т. (доверенность от 20.12.2011 N 01-26-2558);
общества - Маниапова Р.М. (доверенность от 21.11.2011).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - министерство) о признании несоответствующим действующему законодательству письма от 24.12.2010 N 01-12-5568 об отказе в предоставлении субсидий на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2010 г., возложении обязанности на министерство произвести выплату субсидии в пользу заявителя в общей сумме 19 636 893 руб. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 24.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан (далее - Минфин).
Решением суда от 12.07.2011 (судья Чернышова С.Л.) в удовлетворении заявления общества отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что общество не является сельхозтоваропроизводителем, исходя из смысла ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон о развитии сельского хозяйства).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 (судьи Забутырина Л.В., Матвеева С.В., Столяренко Г.М.) решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал на то, что заявитель является сельхозтоваропроизводителем, однако у него не возникло право на получение субсидии исходя из ставки 352 руб., поскольку ненормативный правовой акт, которым установлена данная ставка вступил в силу 05.02.2011, то есть позднее обращения общества (29.11.2010) в министерство за предоставлением субсидии.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что он является сельхозтоваропроизводителем, общество неоднократно обращалось в министерство за предоставлением субсидии, в том числе после 05.02.2011; министерством также не приняты от общества документы о предоставлении субсидии по ставке 217 руб.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена судом кассационной инстанции исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, 30.09.2009 межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о создании общества за основным государственным регистрационным номером 1090267001835, что следует из свидетельства серии 02 N 005958697.
В соответствии с Уставом общества предметом деятельности общества являются: выращивание зерновых и зернобобовых культур, разведение крупного рогатого скота, деятельность агентов по оптовой торговле живыми животными и кормами для сельскохозяйственных животных.
Аналогичные виды деятельности отражены и выписке из ЕГРЮЛ.
Комиссией в составе представителей общества, администрации муниципального района Баймакский район, отдела государственной статистики в Баймакском районе, метеорологической станции Баймак 27.06.2010 составлен акт обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия) N 57.
Из акта следует, что в период с 10.05.2010 по 24.06.2010 в результате атмосферной и почвенной засухи погибли сельскохозяйственные культуры общества на площади 19 233 га, общая сумма материального ущерба составила 147 856 тыс. руб. Акт утвержден 28.06.2010 главой администрации муниципального района Баймакский район.
Общество 06.07.2010 обратилось с заявлением N 625 в министерство о предоставлении субсидии на возмещение части ущерба в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237. В обоснование заявленной к возмещению суммы субсидии заявителем была представлена справка - расчет, согласно которой объем субсидии, определенный к возмещению из бюджета рассчитан в размере 4 269 726 руб.
Министерством по результатам рассмотрения заявления и представленных документов было принято решение о выплате субсидии в размере 4 269 726 руб., которая перечислена обществу из республиканского бюджета (платежное поручение от 07.07.2010 N 330073, справка о перечисленных субсидиях за 2010 г.).
Общество 29.11.2010 обратилось в министерство с заявлением (вх. N 1840) о предоставлении субсидии на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий. Из справки-расчета, составленной обществом и приложенной к заявлению, следует, что погибшие площади незастрахованных сельскохозяйственных культур составили 19 233 га, ставка субсидии за 1 га таких площадей - 352 руб., потребность в субсидии составляет 6 770 016 руб.
В ответ на обращение общества министерство уведомило об отказе в дальнейшем рассмотрении документов для предоставления субсидии, в связи с: а) несоответствием документов условиям, предусмотренным в п. 4 Порядка предоставления в 2010 г. субсидий из бюджета Республики Башкортостан, утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237; б) некомплектностью и неправильным оформлением представленных документов в соответствии с тем же пунктом Порядка. Уведомление подписано начальником отдела, не содержит даты и номера.
Министерство, рассмотрев обращение о предоставлении субсидии, 24.12.2010 письмом (исх. N 01-12-5568), сообщило обществу о том, что последнее зарегистрировано как юридическое лицо в 2009 году, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет 34,1 %, согласно представленным документам.
Со ссылкой на постановление Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237 (с изменениями от 22.11.2010 N 439) и приказ от 28.06.2010 N 86 (с изменениями от 22.11.2010 N 175) министерство указало, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям; исходя из п. 1 ст. 3 Закона о развитии сельского хозяйства общество не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем для предоставления субсидии.
Полагая, что указанное письмо содержит отказ в предоставлении субсидии, который не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Судами отказано в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства.
Апелляционный суд обоснованно указал на то, что общество является сельскохозяйственным товаропроизводителем. При этом он исходил из того, что в данном случае не имеет правового значения доля дохода, определенная по итогам 2009 г. В 2010 г. доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров составила 72,3 %.
В связи с изложенным апелляционный суд верно указал на ошибочность вывода суда первой инстанции, что общество не является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Вместе с тем апелляционный суд отказал в удовлетворении заявленных требований общества, сославшись на то, что право на получение субсидии по ставке 352 руб. у общества не возникло ни на момент обращения с заявлением в министерство, ни на момент принятия оспариваемого акта.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент обращения общества (29.11.2010) за предоставлением субсидии по ставке 352 руб. на 1 га погибших площадей незастрахованных сельскохозяйственных культур, и на момент принятия оспариваемого акта нормативный правовой акт, установивший такую ставку, еще не действовал (не подлежал применению), поскольку вступил в силу 05.02.2011, а субсидии по ставке 222 руб. заявителем получены.
Между тем, апелляционным судом не учтено, что такого основания для отказа в получении субсидий в оспариваемом акте, принятом 24.12.2010, не содержалось. Таким образом, при признании общества сельскохозяйственным товаропроизводителем апелляционному суду следовало рассмотреть заявление общества по существу, дать оценку документам, приложенным обществом к заявлению, на предмет соответствия их относимости, допустимости и достоверности.
Поскольку изложенное не может быть произведено в суде кассационной инстанции ввиду отсутствия для этого полномочий (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в апелляционный суд.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки и разрешить спор по существу заявленных требований.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 по делу N А07-2696/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан отменить, дело направить на новое рассмотрение в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Председательствующий |
Н.Н.Суханова |
Судьи |
Т.П.Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество 06.07.2010 обратилось с заявлением N 625 в министерство о предоставлении субсидии на возмещение части ущерба в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237. В обоснование заявленной к возмещению суммы субсидии заявителем была представлена справка - расчет, согласно которой объем субсидии, определенный к возмещению из бюджета рассчитан в размере 4 269 726 руб.
...
В ответ на обращение общества министерство уведомило об отказе в дальнейшем рассмотрении документов для предоставления субсидии, в связи с: а) несоответствием документов условиям, предусмотренным в п. 4 Порядка предоставления в 2010 г. субсидий из бюджета Республики Башкортостан, утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237; б) некомплектностью и неправильным оформлением представленных документов в соответствии с тем же пунктом Порядка. Уведомление подписано начальником отдела, не содержит даты и номера.
...
Со ссылкой на постановление Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237 (с изменениями от 22.11.2010 N 439) и приказ от 28.06.2010 N 86 (с изменениями от 22.11.2010 N 175) министерство указало, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям; исходя из п. 1 ст. 3 Закона о развитии сельского хозяйства общество не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем для предоставления субсидии."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 января 2012 г. N Ф09-8864/11 по делу N А07-2696/2011
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13221/12
25.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13221/12
21.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8864/11
13.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8864/11
22.03.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1050/12
17.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8864/11
06.10.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8689/11
24.06.2011 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-2696/11