г. Челябинск
06 октября 2011 г. |
Дело N А07-2696/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.10.2011.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Забутыриной Л.В.,
судей Матвеевой С.В., Столяренко Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Першиной Е.В.,
рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ялан" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.07.2011 по делу N А07-2696/2011 (судья Чернышова С.Л.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Ялан" - Маннапова Расима Магдануровна (паспорт, доверенность от 20.02.2011 N 45);
Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - Салихова Альбина Тагировна (паспорт, доверенность от 30.05.2011 N 01-26-888).
Общество с ограниченной ответственностью "Ялан" (далее - общество "Ялан", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - министерство) о признании несоответствующим действующему законодательству письма N 01-12-5568 от 24.12.2010 об отказе в предоставлении субсидий на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2010 году, возложении обязанности на министерство произвести выплату субсидии в пользу заявителя (т. 1, л.д. 8-9).
Определением суда от 24.03.2011 (т. 1, л.д. 101-102) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан (далее - Минфин Республики Башкортостан).
06.04.2011 от общества "Ялан" поступило уточненное заявление (т. 1, л.д. 109-111) согласно которому оно просило признать несоответствующим действующему законодательству письмо N 01-12-5568 от 24.12.2010 министерства об отказе в предоставлении субсидии на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2010 году, и возложении обязанности на министерство произвести выплату субсидии на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного в связи с гибелью сельскохозяйственных культур, вследствие аномальных гидрометеорологических условий, в общей сумме 19 636 893 рублей в пользу заявителя.
Данное уточнение принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 12.07.2011 в удовлетворении заявления общества "Ялан" отказано (т. 1, л.д. 156-174).
Не согласившись с указанным решением, общество "Ялан" обратилось с апелляционной жалобой (т. 2, л.д. 181-185), в которой просило решение суда от 12.07.2011 отменить.
В обоснование доводов жалобы ее податель сослался на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств дела, отсутствие оценки доводам заявителя, отсутствие мотивов, по которым суд отклонил приведенные в обоснование своих требований доводы.
По мнению общества "Ялан", министерством не правильно истолковано понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", содержащееся в статье 3 Федерального закона N 264-ФЗ от 29.12.2006 "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон о развитии сельского хозяйства), и необоснованно предъявлено требование к обществу "Ялан" о подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя за предшествующий 2009 год.
В обжалуемом решении не содержится мотивов, по которым отклонены доводы заявителя о том, что по итогам работы общества "Ялан" за 2010 год доля дохода от реализации произведенной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), составляет 72,3 %.
Общество "Ялан" также считает, что положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) при рассмотрении данного спора не применимы. Заявитель обратился не за субсидиями, поименованными в пункте 1 статьи 78 БК РФ, а за возмещением части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного в связи с гибелью сельскохозяйственных культур, вследствие аномальных гидрометеорологических условий. В данном случае должна применяться норма статьи 81 БК РФ.
Министерство представило отзыв на жалобу, в котором просило решение суда от 12.07.2011 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, указав на то, что доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители общества "Ялан" и министерства поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, отзывы не представили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом, 30.09.2009 Межрайонной инспекцией ФНС России N 37 по Республике Башкортостан в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о создании юридического лица - общества "Ялан" за основным государственным регистрационным номером 1090267001835, что следует из свидетельства серии 02 N 005958697 (т.1, л.д. 10).
В соответствии с Уставом общества предметом деятельности общества являются: выращивание зерновых и зернобобовых культур, разведение крупного рогатого скота, деятельность агентов по оптовой торговле живыми животными и кормами для сельскохозяйственных животных (т.1, л.д. 13-20).
Аналогичные виды деятельности отражены и выписке из ЕГРЮЛ (т.1, л.д. 25-27).
27.06.2010 комиссией в составе представителей общества, администрации муниципального района Баймакский район, отдела государственной статистики в Баймакском районе, метеорологической станции Баймак составлен акт N 57обследования объектов растениеводства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия). Из акта следует, что в период с 10.05.2010 по 24.06.2010 в результате атмосферной и почвенной засухи погибли сельскохозяйственные культуры общества на площади 19233 га, общая сумма материального ущерба составила 147 856 тыс. руб. Акт утвержден 28.06.2010 главой администрации муниципального района Баймакский район (т.1, л.д. 28-30).
06.07.2010 общество "Ялан" обратилось с заявлением N 625 в министерство о предоставлении субсидии на возмещение части ущерба в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237.
В обоснование заявленной к возмещению суммы субсидии заявителем была представлена справка - расчет, согласно которой объем субсидии, определенный к возмещению из бюджета рассчитан в размере 4 269 726 руб.
Министерством по результатам рассмотрения заявления и представленных документов было принято решение о выплате субсидии в размере 4 269 726 рублей, которая и была перечислена обществу "Ялан" из республиканского бюджета, что следует из платежного поручения от 07.07.2010 N 330073, а также справки о перечисленных субсидиях за 2010 год, и не оспаривается обществом (т. 1, л.д. 50, 52).
29.11.2010 общество обратилось в министерство с заявлением (вх. N 1840) о предоставлении субсидии на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий (т.1, л.д. 41). Из справки-расчета, составленной обществом и приложенной к заявлению, следует, что погибшие площади незастрахованных сельскохозяйственных культур составили 19233 га, ставка субсидии за 1 га таких площадей - 352 руб., потребность в субсидии составляет 6 770,016 руб. (т.1, л.д. 42).
В ответ на обращение общества министерство уведомило об отказе в дальнейшем рассмотрении документов для предоставления субсидии, в связи с: а) несоответствием документов условиям, предусмотренным в пункте 4 Порядка предоставления в 2010 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан, утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237 (указанный абзац выделен); б) некомплектностью и неправильным оформлением представленных документов в соответствии с тем же пунктом Порядка. Уведомление подписано начальником отдела, не содержит даты и номера (т.1, л.д. 43).
24.12.2010 письмом исх. N 01-12-5568 министерство, рассмотрев обращение о предоставлении субсидии, сообщило обществу о том, что последнее зарегистрировано как юридическое лицо в 2009 году, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет 34,1 %, согласно представленным документам. Со ссылкой на постановление Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237 (с изменениями от 22.11.2010 N 439) и приказ от 28.06.2010 N 86 (с изменениями от 22.11.2010 N 175) указало, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям; исходя из пункта 1 статьи 3 Закона о развитии сельского хозяйства общество не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем для предоставления субсидии (т.1, л.д. 11-12).
Полагая, что указанное письмо содержит отказ в предоставлении субсидии, который не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что общество зарегистрировано в 2009 году, календарный год для данной организации определяется с 30.09.2009 по 31.12.2009, доля дохода общества от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров за 2009 год составила 35,1 %, в связи с чем общество не является сельхозтоваропрооизводителем в понятии, придаваемом статьей 3 Закона о развитии сельского хозяйства, соответственно оснований для получения субсидии в рамках постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237 у общества не имеется; письмо принято в пределах предоставленных полномочий, соответствует требованиям бюджетного законодательства и не нарушает прав заявителя.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется в силу следующего.
Исходя из статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", юридические лица обладают правом обжалования ненормативного правового акта, в случае, если полагаю, что он не соответствует закону и нарушает права и законные интересы юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По мнению суда апелляционной инстанции, исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" заявителем оспаривается решение министерства об отказе в предоставлении субсидии, выраженное в письме от 24.12.2010 N 01-12-5568.
При этом, суд апелляционной инстанции, с учетом пояснений представителей сторон, данных в заседании суда, считает необходимым отметить, что в письме от 24.12.2010 министерством дано разъяснение причин отказа в предоставлении субсидии, изложенного в уведомлении без номера и даты, в связи с чем, суд апелляционной инстанции оценивает письмо от 24.12.2010 и уведомление без номера и даты как одно решение органа государственной власти об отказе в предоставлении субсидии. Суд апелляционной инстанции обращает внимание министерства на то обстоятельство, что из уведомления об отказе без номера и даты невозможно установить причины, послужившие основанием для отказа в предоставлении субсидии. Так, в уведомлении отражены два основания, одно из которых выделено жирным шрифтом, содержащие лишь общие формулировки без указания конкретных обстоятельств, послуживших основанием для вывода о невозможности предоставления субсидии, что вводит в заблуждение заявителей и суд относительно действительных оснований для отказа в предоставлении субсидии. Ответ государственного органа на обращение любого заинтересованного лица должен содержать конкретные и недвусмысленные формулировки, позволяющие получить ответ на интересующий вопрос в целях предупреждения направления заявителями последующих запросов о разъяснении принятого решения.
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения (статья 2 БК РФ).
В соответствии со статьями 8, 14 БК РФ одним из бюджетных
полномочий субъектов Российской Федерации является установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее -Закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно статье 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от
25.06.2010 N 697-р Министерству сельского хозяйства Республики
Башкортостан в соответствии с республиканской программой развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, одобренной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2007 года N 348 (с последующими изменениями), предписано:
- принять комплекс мер, направленных на снижение рисков в сельском хозяйстве и стабилизацию финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.
- принять меры по привлечению средств из федерального бюджета на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий.
- разработать и представить на утверждение в Правительство Республики Башкортостан порядок предоставления в 2010 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий.
В пункте 4 данного распоряжения предусмотрено, что в целях оказания государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям республики, пострадавшим в 2010 году вследствие стихийных бедствий, выделить из бюджета Республики Башкортостан за счет уменьшения средств, предусмотренных на реализацию государственных функций, связанных с общегосударственным управлением, Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан 275 млн. рублей на предоставление субсидий на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими, в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий.
Министерству финансов Республики Башкортостан, указанным
распоряжением Правительства, предложено представить в установленном порядке предложение о внесении соответствующих изменений в Закон Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2010 год".
Поскольку Законом Республики Башкортостан от 02.12.2009 N 187-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2010 год" денежные средства на возмещение ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельхозкультур, вследствие аномальных гидрометеорологических условий, не предусматривались, то в целях реализации пункта 4 распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 25.06.2010 N 697-р и в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 158 БК РФ, Министерством сельского хозяйства РБ было организовано перераспределение денежных средств бюджета Республики Башкортостан.
За счет уменьшения средств, предусмотренных на реализацию
государственных функций, связанных с общегосударственным управлением, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан направило 275 млн. рублей на предоставление субсидий на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельхозкультур вследствие аномальных гидрометеорологических условий.
Правительством Республики Башкортостан принято постановление N 237 от 28 июня 2010 года "Об утверждении порядка предоставления в 2010 году из бюджета Республики Башкортостан субсидий на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий" (далее - постановление N 237). Утвержденный Порядок устанавливает механизм предоставления в 2010 году из бюджета Республики Башкортостан субсидий на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного ими в связи с гибелью сельскохозяйственных культур вследствие аномальных гидрометеорологических условий. Получателями субсидий при соблюдении условий предоставления документов, определенных в пункте 4 Порядка определены следующие категории:
- сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство),
- организации потребительской кооперации,
- и организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и реализацию.
Уполномоченным на прием заявлений на предоставление субсидий и принятие соответствующих решений по ним в постановлении N 237 определено министерство.
Расчет причитающейся субсидии получателям субсидии
определялся исходя из ставки субсидии 222 рубля на 1 га площади погибших сельскохозяйственных культур, утвержденной приказом
Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан N 86 от 28.06.2010 "О реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 28.06.2010 N 237" (далее - приказ N 86).
Как установлено судом и следует из материалов дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, общество "Ялан" на основании заявления от 06.07.2010 получило субсидию из бюджета Республики Башкортостан на сумму 4 269 726 руб. (19 233 га х 222 руб.), поскольку статус получателя субсидии на основании представленных документов был определен как организация, осуществляющая производство сельскохозяйственной продукции.
Согласно статье 131 БК РФ дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные этим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2010 N 231 "О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации" закреплено предоставление дотаций на основании отдельных поручений Президента Российской Федерации и (или) Председателя Правительства Российской Федерации осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым Министерством финансов Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, из материалов дела следует, что между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан (получатель) заключено соглашение N 01- 01-06/06-408 об условиях предоставления бюджету Республики Башкортостан дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета субъекта Российской Федерации от 20.10.2010, согласно которому Правительству Республики Башкортостан выделены дотации в сумме 459 045 000 руб. на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 1678-р и поручения Правительства Российской Федерации от 05.08.2010 N ВП-П11-5372 (т.1, л.д. 88-90).
Дотация предоставлена на условиях, предусмотренных в пункте 3.2.2. соглашения, а именно, за счет средств дотации осуществить мероприятия, согласованные с Минсельхозом России, по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях ликвидации последствий засухи, при этом исходить из приоритета поддержки сельхозтоваропроизводителей, заключивших договоры страхования урожая 2010 года.
Условиями соглашения (пункт 4.1) при несоблюдении получателем условий предоставления дотации из федерального бюджета Министерство финансов Российской Федерации вправе принять решение о
приостановлении (сокращении) дотации.
Оснований для применения статьи 81 БК РФ, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 81 БК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта) в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году (часть 4 статьи 81 БК РФ).
Исходя из части 5 статьи 81 БК РФ порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Доказательств того, что направленные получателю - Правительству Республики Башкортостан Министерством финансов Российской Федерации из федерального бюджета денежные средства, были выделены за счет средств резервного фонда органов исполнительной власти Российской Федерации, материалы дела не содержат. Из материалов дела следует, что из федерального бюджета бюджету бюджетной системы субъекта Российской Федерации предоставлены межбюджетные трансферты в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (статья 129 БК РФ).
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 131 БК РФ дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Соответственно, суд апелляционной инстанции полагает, что податель жалобы участником данных бюджетных правоотношений (по предоставлению дотаций) не является, и для него, как претендента на получение субсидии, правового значения не имеет, из каких средств (федеральных или субъекта Российской Федерации) будет предоставлена субсидия.
Следовательно, в указанной части доводы подателя основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Судом установлено, что Правительство Республики Башкортостан 22.11.2010 постановлением N 439 внесло изменения в постановление N 237, определив круг субъектов, имеющих право на получение субсидий на возмещение части затрат, понесенных в связи с засухой. В качестве получателей субсидии определены сельскохозяйственные товаропроизводители, в том числе вновь зарегистрированные в текущем календарном году, подтверждающие по итогам работы за календарный год, в течение которого получены субсидии, долю дохода от реализации произведенной ими сельхозпродукции в размере не менее 70 процентов в их доходе от реализации товаров (работ, услуг).
В силу пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Исходя из анализа текста постановления, его буквального толкования, суд приходит к выводу о том, данный акт обладает признаками нормативного правового акта, поскольку он устанавливает правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этим актом, имеет сферу действия в границах всего субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Днем официального опубликования нормативного правового акта Республики Башкортостан считается день первой публикации его полного текста в официальных изданиях (статья 32 Закона Республики Башкортостан от 12.08.1996 N 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" ).
Нормативный правовой акт Республики Башкортостан не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он устраняет или смягчает ответственность за правонарушения либо когда в самом акте предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу (статья 38 Закона Республики Башкортостан от 12.08.1996 N 42-з).
В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан и постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан, утвержденного указом Президента РБ от 26.09.96 N УП-629 (ред. от 22.03.2004) "О порядке опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан и постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан" (далее - Положение о порядке опубликования), нормативные правовые акты Правительства Республики Башкортостан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу одновременно на всей территории Республики Башкортостан не ранее чем через десять дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства Республики Башкортостан, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
При этом, в соответствии с пунктом 8 Положения о порядке опубликования в актах Президента Республики Башкортостан и актах Правительства Республики Башкортостан может быть установлен иной порядок вступления их в силу.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22.11.2010 N 439 не содержит порядка вступления его в силу, опубликовано в издании "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" 02.03.2011 N 5 (347), ст. 184, т.е. в периодическом издании, являющемся официальным источником опубликования (статья 6 Закона Республики Башкортостан от 11.05.1995 N 1-з, пункт 3 Указа Президента Республики Башкортостан от 26.09.1996 N УП-629). Доказательств опубликования ранее указанного срока в иных источниках официального опубликования данного постановления материалы дела не содержат, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, постановление Правительства Республики от 22.11.2010 N 439 вступило в силу не ранее чем через десять дней после дня его первого официального опубликования, 12.03.2011.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что изменения были внесены и в приказ министерства N 86 приказом министерства от 22.11.2010 N 175. В новой редакции в приложении N 2 к приказу N 86 установлена ставка субсидии на 1 га погибших площадей незастрахованных с/х культур в размере 352 руб.
В соответствии со статьей 37 Закона Республики Башкортостан от 12.08.1996 N 42-з нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан вступают в силу после прохождения ими государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Башкортостан и последующего опубликования.
Приказ N 175 не содержит порядка вступления его в силу, зарегистрирован в Минюсте Республики Башкортостан 24.11.2010 N 1249, опубликован в издании "Республика Башкортостан" 05.02.2011 NN 22-23 (27257-27258). Доказательств опубликования ранее указанного срока в иных источниках официального опубликования данного постановления материалы дела не содержат, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, приказ N 175 вступил в силу не ранее даты его официального опубликования - 05.02.2011.
Судом установлено, из материалов дела следует, лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что общество обратилось в уполномоченный на принятие соответствующего решения орган с приложением всех необходимых документов, а оспариваемый акт принят уполномоченным органом.
По смыслу положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверка законности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов осуществляется арбитражным судом исходя из установленных им обстоятельств на дату принятия соответствующих актов, решений и совершения оспариваемых действий (бездействия) государственных органов, и действующего на этот момент законодательства.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии послужило отсутствие статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя со ссылкой на нормативные акты, редакция которых не была действующей на момент принятия оспариваемого акта.
Исходя из установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований ссылаться на постановление Правительства Республики Башкортостан N 237 в редакции постановления N 439 и приказа N 86 в редакции приказа N 175 в оспариваемом решении у министерства не имелось, поскольку нормативные акты в новой редакции на момент принятия оспариваемого акта не вступили в законную силу, следовательно, не подлежали применению.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда об отсутствии статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя у подателя жалобы в силу следующего.
Понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя раскрыто в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 3 Закона о развитии сельского хозяйства.
В соответствии со статьей 3 Закона о развитии сельского хозяйства сельхозтоваропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных
товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год, т. е за период с 1 января по 31 декабря согласно статье 12 БК РФ.
Между тем, из содержания статьи 3 Закона о развитии сельского хозяйства не следует, что для определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя доля дохода от реализации должна определяться применительно к предшествующему периоду (календарному году), соответствующей оговорки указанная норма не содержит.
Однако, данным доводам заявителя оценка судом первой инстанции не дана, мотивов, по которым суд пришел к выводу о необходимости принять во внимание данные отчетности 2009 года, в решении не отражено.
В нарушение положений статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство не доказало наличие оснований для расчета доли дохода применительно к предшествующему периоду.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает, что не имеет правового значения доля дохода, определенная по итогам 2009 года. В 2010 году, как следует из материалов дела, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров составила 72,3 % (доказательств иного суду не представлено, материалы дела не содержат, статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя у заявителя противоречит фактическим обстоятельствам дела, и оснований для отказа в предоставлении субсидии по указанной причине у министерства не имелось. Иных оснований для отказа министерством не приведено, что следует из пояснений представителя министерства, данных в заседании суда апелляционной инстанции.
Исходя из положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применительно к обстоятельствам настоящего дела, заявитель должен доказать факт надлежащего обращения в уполномоченный орган, в т.ч. наличие права на соответствующее обращение.
Вместе с тем, судом установлено, из материалов дела следует, что на момент обращения общества (29.11.2010) за предоставлением субсидии, исходя из ставки 352 руб. на 1 га погибших площадей незастрахованных сельскахозяйственный культур, и на момент принятия оспариваемого акта нормативный правовой акт, установивший такую ставку, еще не действовал (не подлежал применению), поскольку вступил в силу 05.02.2011. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что право на получение субсидии, исходя из ставки 352 руб., у общества не возникло ни на момент обращения с заявлением, ни на момент принятия оспариваемого акта. На момент обращения и принятия оспариваемого акта действовала ставка субсидии в размере 222 руб., при этом, субсидию, исчисленную из данной ставки, общество, исходя из материалов дела, уже получило.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что оспариваемым отказом нарушены права общества, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого акта недействительным.
Поскольку совокупность условий для признания оспариваемого акта недействительным отсутствует, оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
Оснований для удовлетворения требований заявителя о возложении обязанности на министерство произвести выплату субсидии на возмещение части ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, понесенного в связи с гибелью сельскохозяйственных культур, вследствие аномальных гидрометеорологических условий в общей сумме 19 636 893 рублей в пользу заявителя, у суда первой инстанции также не имелось в силу следующего.
Указанное требование, исходя из пояснений представителя заявителя, не носит самостоятельного характера, заявлено в рамках восстановления нарушенного права (пункт 3 часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определение способа устранения допущенных нарушений по смыслу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является прерогативой суда. При этом, избираемый судом способ не может носить произвольный характер, а должен соотносится с требованием о признании конкретного акта недействительным, исходя из тех правовых последствий, которые наступили в результате принятия такого акта.
Поскольку оснований для удовлетворения требований о признании недействительным решения об отказе в предоставлении субсидии не имеется, в силу отсутствия доказательств нарушенных прав, последние не подлежат восстановлению. Следовательно, и оснований для возложения обязанности по устранению допущенных нарушений на государственный орган не имеется. Иные обстоятельства, при таких условиях, правового значения не имеют.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, в судебном заседании суда апелляционной инстанции не приведено.
При названных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.07.2011 по делу N А07-2696/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ялан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
Л.В Забутырина |
Судьи |
С.В. Матвеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2696/2011
Истец: ООО "Ялан", ООО Ялан Баймакского р-на
Ответчик: Министерство сельского хозяйства РБ
Третье лицо: Министерство финансов РБ, Министерство Финансов Республики Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13221/12
25.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13221/12
21.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8864/11
13.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8864/11
22.03.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1050/12
17.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8864/11
06.10.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8689/11
24.06.2011 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-2696/11