Екатеринбург |
|
16 января 2012 г. |
Дело N А34-1727/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Артемьевой Н.А.,
судей Крашенинникова Д.С., Сердитовой Е.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курганской области от 22.07.2011 по делу N А34-1727/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Районные теплосети" (ИНН 4501106453, ОГРН 1064502014961; далее - общество "Районные теплосети") к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, с участием в деле третьих лиц, о взыскании убытков.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Районные теплосети" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 42 088 руб. 24 коп. убытков, возникших вследствие предоставления льгот медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных на территории с. Красная Звезда Шадринского района Курганской области, в виде освобождения от оплаты за отопление.
Определением суда от 26.05.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Краснозвездинского сельсовета, администрация Шадринского района, Финансовый отдел администрации Шадринского района, Финансовое управление Курганской области.
Решением суда от 22.07.2011 (судья Алексеев Р.Н.) исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества "Районные теплосети" взыскано 42 088 руб. 24 коп. убытков и 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 (судьи Забутырина Л.В., Матвеева С.В., Столяренко Г.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации просит указанные решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель жалобы ссылается на неправильное применение судами ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2007 N 129-О-П, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного уда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 " некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", а также на неприменение подлежащих применению п. 1, 2 ст. 85, п. 1, 2 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", постановления администрации Шадринского района от 09.03.2006 N 35 "Об утверждении положения о мерах социальной поддержки медицинских работников, проживающих в сельской местности и работающих в муниципальных учреждениях здравоохранения и образования, расположенных на территории Шадринского района".
По мнению подателя жалобы, материалы дела не содержат доказательств совокупности элементов, необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации; вышеуказанные акты не предусматривают ответственности Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации по данной категории дел; меры социальной поддержки медицинских работников, проживающих и работающих на территории с. Красная Звезда Шадринского района, являются расходными обязательствам Курганской области и муниципального образования "Шадринский район".
Заявитель кассационной жалобы также указывает, что суд неправомерно взыскал с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины, поскольку ответчик выступает от имени Российской Федерации, защищает государственные интересы и согласно п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации должен быть освобожден от уплаты государственной пошлины.
Как следует из материалов дела и установлено судами, одним из видов деятельности общества "Районные теплосети" является производство пара и горячей воды (тепловой энергии), реализация своей продукции, работ, услуг, отходов производства по ценам и тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством (п. 2.2 устава названного общества).
Между обществом "Районные теплосети" и администрацией Краснозвездинского сельсовета на основании постановления администрации Шадринского района от 09.03.2006 N 35 "Об утверждении Положения о мерах социальной поддержки медицинских работников, проживающих в сельской местности и работающих в муниципальных учреждениях здравоохранения и образования, расположенных на территории Шадринского района" заключен договор от 05.03.2008 N 1004, по условиям которого администрация обязалась производить возмещение обществу "Районные теплосети" расходов, понесенных в связи с предоставлением коммунальных услуг по теплоснабжению медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении муниципальных образований, проживающим на территории Краснозвездинского сельсовета Шадринского района Курганской области.
В соответствии с п. 1.2. договора финансирование расходов производится Финансовым отделом администрации Шадринского района Курганской области за счет средств районного бюджета.
Администрация Краснозвездинского сельсовета на основании счетов-фактур общества "Районные теплосети" представляет в Финансовый отдел администрации Шадринского района Курганской области отчет, подтверждающий фактические расходы истца, и производит возмещение понесенных расходов в полном объеме путем перечисления денежных средств (п. 2.2 - 2.4 договора).
Общество "Районные теплосети" в период с 01.04.2008 по 31.12.2008 предоставляло меры социальной поддержки медицинским работникам, проживающим в сельской местности на территории Краснозвездинского сельсовета Шадринского района Курганской области (с. Красная Звезда и д. Погадайское) Епанчинцевой Г.А., Павловой Т.С., Стениной А.И., Сухановой Р.П., Черемных Л.А., Булычевой Г.П., Чесноковой Н.И., Комаровой Н.С., Усовой Н.В. путем предоставления льготы в размере 100% оплаты коммунальных услуг по теплоснабжению.
Поскольку понесенные в связи с предоставлением льгот расходы обществу "Районные теплосети" в полном объеме не возмещены, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В подтверждение факта и размера убытков истец представил ведомости по льготам, акты по проверке списков медицинских работников, акты сверки взаимных расчетов между обществом "Районные теплосети" и администрацией Краснозвездинского сельсовета, счета-фактуры.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций исходили из наличия оснований для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют нормам права и обстоятельствам дела.
В силу п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 указанного Кодекса).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан до 01.01.2005 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу, ст. 63 дополнена ч. 4, 5, 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Закона N 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых указанным Федеральным законом нормах, данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом.
Во исполнение Закона N 122-ФЗ на территории Курганской области принят Закон от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", которым определены виды и объем предоставления мер социальной поддержки в виде компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения.
В целях реализации указанного закона Главой администрации Шадринского района принято постановление от 09.03.2006 N 35 "Об утверждении Положения о мерах социальной поддержки медицинских работников, проживающих в сельской местности и работающих в муниципальных учреждениях здравоохранения и образования, расположенных на территории Шадринского района", которым определены следующие меры социальной поддержки лицам, имеющим право на льготу: компенсация оплаты общей площади жилых помещений; компенсация оплаты коммунальных услуг (освещения и отопления); освобождение от оплаты за отопление специалистам, проживающим в домах с центральным отоплением. Финансирование расходов, предусмотренных данным постановлением, осуществляется за счет средств местного бюджета.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что сумма денежных средств на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, проживающим в сельской местности, выделена местным бюджетом в недостаточном размере и расходы истца, возникшие в результате предоставления с 01.04.2008 по 31.12.12008 льгот медицинским работникам, в сумме 42 088 руб. 24 коп. не возмещены, в связи с чем суды сделали верный вывод о том, что убытки в заявленной сумме подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
При этом суды приняли во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, согласно которой недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, федеральный законодатель не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств.
При изложенных обстоятельствах доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения гражданско-правовой ответственности на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации являются несостоятельными.
Также подлежит отклонению довод заявителя жалобы о неправомерном взыскании с него судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В то же время в силу гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подп. 1 п. 3 ст. 44 указанного Кодекса отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Курганской области от 22.07.2011 по делу N А34-1727/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Артемьева |
Судьи |
Д.С. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что сумма денежных средств на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, проживающим в сельской местности, выделена местным бюджетом в недостаточном размере и расходы истца, возникшие в результате предоставления с 01.04.2008 по 31.12.12008 льгот медицинским работникам, в сумме 42 088 руб. 24 коп. не возмещены, в связи с чем суды сделали верный вывод о том, что убытки в заявленной сумме подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
При этом суды приняли во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, согласно которой недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
...
Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В то же время в силу гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подп. 1 п. 3 ст. 44 указанного Кодекса отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 января 2012 г. N Ф09-9022/11 по делу N А34-1727/2011
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5573/12
18.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5573/12
16.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9022/2011
06.10.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9263/11