Екатеринбург |
|
03 февраля 2012 г. |
Дело N А60-19442/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (ОГРН: 10366034989775, ИНН: 6658076401); (далее - отделение, административный орган, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2011 по делу N А60-19442/2011 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители закрытого акционерного общества "Инвестиционная компания "Благодать Секъюритиз" (ОГРН: 1026602314958, ИНН: 6658078543); (далее - общество) - Додонов П.С. (доверенность от 10.02.2011 N 03/11), генеральный директор Чащин В.В. (контракт от 06.07.2011).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к отделению о признании незаконным и отмене постановления от 03.02.2011 N 62-11-400/ПН, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 700 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.07.2010 (судья Воронин С.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2011 (судьи Риб Л.Х.. Осипова С.П., Варакса Н.В.) решение отменено. Оспариваемое постановление отделения признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе отделение просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. При этом заявитель ссылается на то, что суд апелляционной инстанции сделал неверный вывод о недоказанности состава административного правонарушения, поскольку в определенный срок размер собственных средств не был приведен к установленному размеру. Доказательства приведения размера собственных средств в соответствие с требованиями норматива достаточности не были представлены в отделение, что не позволяет считать предписание надлежащим образом исполненным.
Кроме того, заявитель указывает, что отчет об устранении нарушений, соответствующий требованиям законодательства, в установленный предписанием срок (20.12.2010) обществом не представлен, также не представлены доказательства, свидетельствующие об устранении нарушения на момент окончания срока исполнения предписания. По мнению отделения, само по себе увеличение уставного капитала не свидетельствует о приведении в соответствие с законом размера собственных средств до 35 000 000 руб.
Также отделение в обоснование кассационной жалобы ссылается на то, что нахождение общества в процессе устранения нарушений законодательства само по себе не свидетельствует об устранении нарушения.
По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции при приобщении к материалам дела доказательств не установил достоверность и допустимость карточки по счетам общества и бухгалтерской справки.
Отделение в кассационной жалобе обращает внимание на то, что несоответствие размера собственных средств общества, установленному законом влечет создание реальной угрозы нарушения прав инвесторов.
Как следует из материалов дела, в связи с несоответствием опубликованного обществом на сайте www.bsural.com расчета размера собственных средств по состоянию на 30.09.2010 нормативу, утвержденному Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 24.07.2007 N 07-50/пз-н "Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов" (далее - Нормативы достаточности собственных средств), административным органом в адрес общества вынесено предписание от 15.11.2010 об устранении нарушений законодательства и принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности.
В названном предписании содержались требования об устранении нарушения и приведение обществом размера собственных средств в соответствии с подп. 1.1 п. 1 Нормативов достаточности собственных средств; принятии мер к недопущению в дальнейшем нарушений Нормативов и представлению отчета о принятых мерах.
Предписание получено обществом 18.11.2010, с учетом установленного срока (30 дней с даты получения) подлежало исполнению до 20.12.2010.
Неисполнение в установленный срок названного предписания послужило основанием для составления отделением в отношении общества протокола об административном правонарушении и вынесении постановления от 03.02.2011 N 62-11-40/пн о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 9 ст. 15.29 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 700 000 руб.
Полагая, что названное постановление отделения является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, исходил из доказанности административным органом состава вменяемого обществу административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, сделав выводу о недоказанности состава административного правонарушения в деятельности общества, отменил решение суда первой инстанции, удовлетворив заявленные требования общества.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии с ч. 9 ст. 15.29 Кодекса воспрепятствование профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда проведению федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков проверок либо неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно п. 10 ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
На основании п. 7 ст. 44 Закона N 39-ФЗ, а также п. 1 ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
В силу Положения "О Федеральной службе по финансовым рынкам", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317 (действующего на момент выдачи предписания), Федеральная служба по финансовым рынкам России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков. Федеральная служба по финансовым рынкам России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Исходя из подп. 1 п. 1 Порядка и сроков раскрытия информации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов осуществляют расчет собственных средств по состоянию на последний календарный день каждого месяца в порядке, определенном Положением о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденным Приказом ФСФР России от 23.10.2008 N 08-41/пз-н. Информация о расчете собственных средств раскрывается в сети Интернет в течение месяца, следующего за месяцем, за который был произведен расчет.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 24.04.2007 N 07-50/пз-н утверждены нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность и(или) брокерскую деятельность и(или) деятельность по управлению ценными бумагами установлен норматив в размере 35 000 000 руб.
Предписание отделения от 15.11.2010 было предметом судебной проверки при рассмотрении дела N А60-3693/11, признано законным и данное обстоятельство в силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что обществу предложено привести размер собственных средств в соответствие с установленными Нормативами и представить отчет о принятых мерах по исполнению предписания.
На основании решения собрания акционеров от 12.04.2010, увеличение собственных средств с учетом установленного норматива общество произвело за счет увеличения уставного капитала путем размещения дополнительных акций.
Заявление общества на государственную регистрацию дополнительного выпуска акций и соответствующий пакет документов представлены 04.05.2010 в регистрирующий орган. Размещение дополнительного выпуска акций (номер государственной регистрации 1-01-00032-К-004D от 09.08.2010) завершено 05.10.2010. С заявлением о государственной регистрации отчета об итогах дополнительно выпуска акций общество обратилось в уполномоченный орган 01.11.2010 (вх. 62-10-8555).
Отделение 19.11.2010 направило в адрес общества уведомление о приостановлении эмиссии дополнительного выпуска акций.
Как видно из материалов дела, после выдачи предписания обществом представлены в регистрирующий орган заявление на государственную регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска акций с учетом замечаний (22.11.2010) и письмо, подтверждающее уведомление акционеров о возможности приобретения акций пропорционально количеству принадлежащих (07.12.2010).
По результатам рассмотрения представленных документов 17.12.2010 административным органом вынесено решение о государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (исх. N 62-10-СК-06/14984).
Таким образом, как верно указано судом апелляционной инстанции, обществом предпринимались достаточные меры, направленные на увеличение собственных средств до установленного норматива.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том что, обществом приняты все возможные меры для выполнения предписания и необходимости соблюдения требований законодательства о приведении размера собственных средств в соответствии с установленным нормативом, на дату окончания срока исполнения предписания (20.12.2010), размер собственных средств обществом был увеличен и соответствовал установленным нормативам. Данное увеличение произведено за счет увеличения уставного капитала путем дополнительного выпуска акций, регистрация которого произведена 17.12.2010, что подтверждается и отражено, в том числе в бухгалтерском учете общества.
Кроме того, суд апелляционной инстанции верно указывает, что неисполнение обществом предписания административный орган усматривает в не представлении такого документа как расчет собственных средств, удовлетворяющий требованиям подп. 1 п. 1 Норматива достаточности собственных средств.
Между тем, требование о представлении такого документа как "расчет собственных средств" в предписании не содержится. В связи с чем, судом апелляционной инстанции правомерно установлено, что непредставление названного расчета нельзя расценивать как неисполнение предписания отделения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции, признав оспариваемое постановление административного органа незаконным.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку. Основания для переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2011 по делу N А60-19442/2011 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу Положения "О Федеральной службе по финансовым рынкам", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317 (действующего на момент выдачи предписания), Федеральная служба по финансовым рынкам России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков. Федеральная служба по финансовым рынкам России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Исходя из подп. 1 п. 1 Порядка и сроков раскрытия информации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов осуществляют расчет собственных средств по состоянию на последний календарный день каждого месяца в порядке, определенном Положением о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденным Приказом ФСФР России от 23.10.2008 N 08-41/пз-н. Информация о расчете собственных средств раскрывается в сети Интернет в течение месяца, следующего за месяцем, за который был произведен расчет.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 24.04.2007 N 07-50/пз-н утверждены нормативы достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность и(или) брокерскую деятельность и(или) деятельность по управлению ценными бумагами установлен норматив в размере 35 000 000 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 февраля 2012 г. N Ф09-9222/11 по делу N А60-19442/2011