Екатеринбург |
N Ф09-642/12 |
16 марта 2012 г. |
Дело N А50-14023/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Мындря Д.И., Смирнова А.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района (ранее - муниципальное учреждение "Комитет имущественных и земельных отношений Кунгурского муниципального района"; далее - управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.10.2011 по делу N А50-14023/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ИНН 6671163413, ОГРН 1056604000970; далее - общество "МРСК Урала") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к управлению о внесении изменений в п. 3.1 договора аренды от 20.02.2008 N 69/2008 043-680/2008-КЭС земельных участков с кадастровыми номерами 59:24:000 00 00:0063, 59:24:000 00 00:0062, изложив его в следующей редакции: "Ставка арендной платы за используемые земельные участки в год производится в размере 2% кадастровой стоимости арендуемых земельных участков", о применении действия указанного пункта договора с 01.01.2011.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.10.2011 (судья Гусельникова Н.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 (судьи Зеленина Т.Л., Дюкин В.Ю., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2, 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ). Заявитель отмечает, что порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается в соответствии с абз. 5 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ. По его мнению, поскольку право аренды земельных участков получено истцом не в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, основания для внесения изменений в договор аренды земельных участков отсутствуют. Кроме того, управление полагает, что истец, считая неправильным порядок определения размера арендной платы, установленного Законом Пермского края от 07.04.2010 N 604-ПК "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края", должен оспаривать не условие договора аренды о размере арендной платы, а названный нормативный правовой акт. Заявитель также считает необоснованным взыскание с него судебных расходов, поскольку он освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
В отзыве на кассационную жалобу общество "МРСК Урала" возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами, обществу "МРСК Урала" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - электросетевой комплекс "Новокунгурский" протяженностью 41, 96 км, расположенный по адресу: Пермский край, Кунгурский район, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.06.2008 серии 59 БА N 0899427.
Под указанный объект по договору аренды земель от 20.02.2008 N 69/2008 043-680/2008-КЭС открытому акционерному обществу "Пермэнерго" в аренду сроком на 49 лет предоставлены земельные участки, расположенные по адресу: Пермский край, Кунгурский район: с кадастровым номером 59:24:000 00 00:0063 общей площадью 174 кв. м, с кадастровым номером 59:24:000 00 00:0062 общей площадью 1 983 кв. м.
Открытое акционерное общество "Пермэнерго" 30.04.2008 реорганизовано путем присоединения к обществу "МРСК Урала".
Согласно п. 3.1 договора аренды земель от 20.02.2008 N 69/2008 043-680/2008-КЭС размер арендной платы по названному договору за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 определяется расчетом (приложение N 2), в дальнейшем - в размере, указанном в уведомлении арендатору.
В силу п. 3.2 договора в случае централизованного изменения цен и тарифов, изменения методики расчета арендных платежей, изменения размера нормативной цены за землю на основе оценочного зонирования территории, базовых ставок арендной платы, а также изменения нормативных правовых актов Российской Федерации, Пермской области, Пермского края, органов местного самоуправления, регулирующих исчисление размера арендной платы и вида деятельности арендатора арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке.
Общество "МРСК Урала" обратилось к управлению с предложением от 30.08.2010 о заключении дополнительного соглашения N 1 к договору аренды от 20.02.2008 N 69/2008 043-680/2008-КЭС с изложением п. 3.1 договора в новой редакции согласно проекту дополнительного соглашения от 03.02.2011.
Ссылаясь на отказ управления от изменения условий договора аренды, общество "МРСК Урала" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01.01.2015 по ценам, предусмотренным соответственно п. 1 и 2 ст. 2 настоящего Федерального закона. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с п. 10 настоящей статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, внесенные Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 212-ФЗ) изменения относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подп. 5 п. 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Таким образом, установленный п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Закона N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
При таких обстоятельствах суды сделали правомерный вывод о наличии оснований для удовлетворения требования истца о внесении изменений в договор аренды земель от 20.02.2008 N 69/2008 043-680/2008-КЭС в части определения ставки арендной платы за земельные участки, на которых расположен электросетевой комплекс "Новокунгурский", в размере не более 2% кадастровой стоимости земельных участков.
С учетом изложенного отклоняется довод заявителя кассационной инстанции об отсутствии оснований для внесения изменений в договор аренды земельных участков в связи с тем, что право аренды земельных участков получено истцом не в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования.
Ссылка управления на то, что порядок определения размера арендной платы за указанные земельные участки устанавливается в соответствии с абз. 5 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, отклоняется, поскольку в силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Довод заявителя кассационной инстанции о необоснованном взыскании с него судебных расходов был рассмотрен судом апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 03.10.2011 по делу N А50-14023/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
Д.И. Мындря |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
...
Ссылка управления на то, что порядок определения размера арендной платы за указанные земельные участки устанавливается в соответствии с абз. 5 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, отклоняется, поскольку в силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2012 г. N Ф09-642/12 по делу N А50-14023/2011