Екатеринбург |
N Ф09-656/12 |
14 марта 2012 г. |
Дело N А50-11341/2011 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 апреля 2009 г. N Ф09-1845/09-С1
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 января 2009 г. N 17АП-62/09
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Черкезова Е.О., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Пермской таможни Приволжского регионального таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации (ИНН: 5902290177, ОГРН: 1025900913884; далее - таможня, таможенный орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 01.09.2011 по делу N А50-11341/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
таможни - Пыстогова О.Б. (доверенность от 05.09.2011 N 01-04/12890);
открытого акционерного общества "ГалоПолимер Пермь" (ИНН: 5908007560, ОГРН: 1025901602858; далее - общество) - Уткин Н.В. (доверенность от 09.12.2011 N 677-62).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к таможне о признании незаконными действий таможенного органа, выразившихся в отказе возвратить таможенные платежи в сумме 36 493 568 руб. 40 коп.
Решением суда от 01.09.2011 (судья Якимова Н.В.) заявление общества удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2011 (судьи Ясикова Е.Ю., Риб Л.Х., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требования общества отказать, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 34 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном регулировании" (далее - Закон о таможенном регулировании), распоряжения Федеральной таможенной службы от 13.05.2008 N 125-р. Как указывает таможенный орган, оснований для возврата уплаченной обществом в 2008 году ввозной таможенной пошлины не имеется; правомерность взимания с общества ввозной таможенной пошлины в 2008 году при ввозе плавиковошпатовой продукции сверх определенного распоряжением Федеральной таможенной службы от 13.05.2008 N 125-р объема 6000 тонн установлена вступившим в законную силу судебным актом по делу N А50-15926/2008. Кроме того, таможня, ссылаясь на судебный акт по делу N А50-14179/2009, отмечает, что при таможенном оформлении товаров в 2009 году в таможенной декларации сведения о применении льгот не заявлены, товары выпущены; представление в таможенный орган после выпуска товаров документов, подтверждающих наличие льготы по уплате таможенных платежей, не свидетельствует о факте излишней уплаты таможенных пошлин.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить вынесенные по данному делу решение и постановление без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что во исполнение контракта от 27.06.2007 МР 07-01-18, заключенного между открытым акционерным обществом "Галоген" (далее - общество "Галоген"; правопредшественник общества) и Монголо-Российской компанией с ограниченной ответственностью "Монголросцветмет" (далее - компания "Монголросцветмет"), в 2008-2010 гг. общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - плавикошпатовый концентрат марки ФФ-95 производства компании "Монголросцветмет", уплатив таможне исчисленную по принятым таможней грузовым таможенным декларациям ввозную таможенную пошлину на общую сумму 36 493 568 руб. 40 коп.
Общество "Галоген" 25.02.2011 обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, исчисленных по таможенным декларациям в 2008-2010 гг.
В письме от 04.03.2011 N 03-01-30/2968 таможня отказала в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин.
Полагая, что отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченных сумм является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требование общества, суды указали на несоответствие оспариваемых действий таможни действующему законодательству и нарушение этими действиями прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 34 Закона о таможенном регулировании тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются данным Законом, предоставляются исключительно по решению Правительства Российской Федерации и в порядке определяемом им.
Статьями 35 - 37 Закона о таможенном регулировании предусмотрено предоставление тарифных льгот (тарифных преференций) в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами и при осуществлении торговой политики Российской Федерации.
Если международным соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в Законе о таможенном регулировании, применяются нормы международного соглашения (ст. 38 Закона о таможенном регулировании).
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии заключено Соглашение о деятельности компании "Монголросцветмет" от 25.04.2007 (ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 27.12.2009 N 371-ФЗ).
Согласно п. 12 Соглашения в целях обеспечения рентабельной работы компании, развития сырьевой базы, технического и технологического обновления производства для выпуска высококачественной продукции освобождаются от обложения таможенными пошлинами произведенная компанией основная продукция при ее вывозе с территории Монголии и ввозе на территорию Российской Федерации, а также материалы, оборудование и другие товарно-материальные ценности, приобретаемые на территории Российской Федерации исключительно для основной производственной деятельности компании, при их вывозе с территории Российской Федерации и ввозе на территорию Монголии.
Следовательно, условием освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины является соответствие ввезенного обществом товара соглашению от 25.04.2007 в частности, его производство компанией "Монголросцветмет".
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Галоген" представило в таможню заявление о возврате денежных средств от 25.02.2011 с приложением документов и сведений, подтверждающих правомерность применения льготы в виде возврата уплаченной пошлины в отношении товаров, произведенных компанией "Монголросцветмет". В заявлении общество указало правовые и фактические основания применения льготы по уплате таможенных платежей.
Факт соответствия ввезенного обществом товара условиям Соглашения от 25.04.2007, в частности, его производство компанией "Монголросцветмет", а также факт уплаты обществом таможенных платежей таможенным органом не оспаривается.
Учитывая фактическую уплату обществом таможенной пошлины при наличии у него права на льготу по уплате таможенных платежей, уплаченные заявителем суммы подлежат возврату.
Ссылка таможни на распоряжение Федеральной таможенной службы от 13.05.2008 N 125-р судом кассационной инстанции не принимается. Превышение объема ввезенной продукции 6000 тонн, предусмотренных распоряжением, не являться основанием для отказа обществу в возврате уплаченных сумм за 2008 год, поскольку Соглашение от 25.04.2007, а также названное распоряжение не устанавливают лимиты на льготное таможенное оформление ввозимой в 2008 году продукции.
Правомерность отказа обществу в возврате денежных средств, исчисленных за 2009-2010 гг., по причине не заявления льготы при таможенном оформлении товаров в таможенной декларации таможенным органом также не подтверждена.
Суды верно отметили, что факт неучета обществом льготы при составлении и подаче спорных грузовых таможенных деклараций сам по себе не означает его отказ от использования такой льготы.
Действующее законодательство не устанавливает ограничений на реализацию права на льготу по таможенным платежам в зависимости от того, реализовано оно в момент таможенного оформления или после него.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконными действия таможни, выразившиеся в отказе вернуть излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 36 493 568 руб. 40 коп.
Доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают и по сути направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 01.09.2011 по делу N А50-11341/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Пермской таможни Приволжского регионального таможенного управления Федеральной таможенной службы Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А.Лукьянов |
Судьи |
Е.О.Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если международным соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в Законе о таможенном регулировании, применяются нормы международного соглашения (ст. 38 Закона о таможенном регулировании).
Между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии заключено Соглашение о деятельности компании "Монголросцветмет" от 25.04.2007 (ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 27.12.2009 N 371-ФЗ).
...
Ссылка таможни на распоряжение Федеральной таможенной службы от 13.05.2008 N 125-р судом кассационной инстанции не принимается. Превышение объема ввезенной продукции 6000 тонн, предусмотренных распоряжением, не являться основанием для отказа обществу в возврате уплаченных сумм за 2008 год, поскольку Соглашение от 25.04.2007, а также названное распоряжение не устанавливают лимиты на льготное таможенное оформление ввозимой в 2008 году продукции.
Правомерность отказа обществу в возврате денежных средств, исчисленных за 2009-2010 гг., по причине не заявления льготы при таможенном оформлении товаров в таможенной декларации таможенным органом также не подтверждена.
Суды верно отметили, что факт неучета обществом льготы при составлении и подаче спорных грузовых таможенных деклараций сам по себе не означает его отказ от использования такой льготы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 марта 2012 г. N Ф09-656/12 по делу N А50-11341/2011