Екатеринбург |
N Ф09-875/12 |
21 марта 2012 г. |
Дело N А07-9289/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Василенко С.Н., Татариновой И.А,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.10.2011 по делу N А07-9289/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - общество) - Филиппов Д.Н. (доверенность от 31.12.2011).
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к обществу о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.01.2010 по 02.03.2011 в сумме 95 777 328 руб. 71 коп.
Из материалов дела следует, что управлением проведена комплексная плановая выездная проверка общества по вопросам соблюдения требований природоохранного законодательства, по результатам которой административный орган пришёл к выводу, что находящееся в резервуарах филиалов общества углеводородное топливо в общем количестве 12665,851 т. ("БашРТС -Стерлитамак" ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" - 2292,657т. мазута; "БашРТС-Нефтекамск" ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" - 6335т. мазута; "БашРТС-Уфа" ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" - 4038,194т. мазута, универсина С и печного топлива) потеряло потребительские свойства резервного топлива и является отходами. По итогам оценки данных о движении резервного топлива по филиалам общества за 2008-2010 гг. управление пришло к выводу о том, что резервное топливо не переведено в другой сорт, не отправлено на утилизацию и размещается в резервуарах более шести месяцев, следовательно, является отходом третьего класса опасности. Действия общества признаны размещением отходов, в период 2009-2010 гг. плата за размещение отходов обществом не внесена. Указанные обстоятельства послужили основанием для начисления обществу платы за 2010 год в общей сумме 95 777 329 руб. и направления ему требования от 01.03.2011 N 01-02/1140 о добровольной уплате указанной суммы.
В связи с неисполнением требования от 01.03.2011 управление обратилось в суд с заявлением о взыскании указанной задолженности.
Решением суда от 13.10.2011(судья Азаматов А.Д.) в удовлетворении заявленных требований административного органа отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 (судьи Арямов А.А., Тимохин О.Б., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
Суды обеих инстанций пришли к выводу о недоказанности административным органом осуществления обществом деятельности по размещению отходов производства и наличия обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в смысле, придаваемом нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению заявителя кассационной жалобы, им доказано, что продукция общества не соответствует техническим условиям, ГОСТам, не переведена в другой сорт, не отправлена на утилизацию, осуществляется её размещение в резервуарах более 6 месяцев, следовательно, отходы относятся к 3 классу опасности согласно Федеральному классификационному каталогу. Данные отходы опасности используются обществом без разрешения на размещение.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклоняет доводы административного органа, указывая, что фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, размещение отходов производства и потребления; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п. 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду.
В соответствии с п. 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под отходами производства и потребления понимается остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Размещением отходов является их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Судами установлено, что хранение потерявшего потребительские свойства резервного топлива (топливо, сжигаемое в периоды отсутствия основного топлива, обязательное наличие которого в системах топливного хозяйства предусмотрена п. 4.1.1 приказа Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, п. 4.1 СНиП II-35-76 и п. 7.12 Правил пожарной безопасности для энергетических предприятий РД 153-34.0-03.30-00) в резервуарах на территории производственных помещений юридического лица, не относящихся к специально оборудованным в установленном порядке и внесенным в соответствующий государственный реестр объектам размещения отходов производства и потребления, нельзя отнести к деятельности по размещению отходов по смыслу, придаваемому этому понятию Законом об отходах. Доказательств, опровергающих указанный вывод судов, в материалы дела не представлено.
Таким образом, вывод судов об отсутствии правовых оснований для взыскания с общества платы за негативное воздействие на окружающую среду является законным и обоснованным.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.10.2011 по делу N А07-9289/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Судами установлено, что хранение потерявшего потребительские свойства резервного топлива (топливо, сжигаемое в периоды отсутствия основного топлива, обязательное наличие которого в системах топливного хозяйства предусмотрена п. 4.1.1 приказа Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, п. 4.1 СНиП II-35-76 и п. 7.12 Правил пожарной безопасности для энергетических предприятий РД 153-34.0-03.30-00) в резервуарах на территории производственных помещений юридического лица, не относящихся к специально оборудованным в установленном порядке и внесенным в соответствующий государственный реестр объектам размещения отходов производства и потребления, нельзя отнести к деятельности по размещению отходов по смыслу, придаваемому этому понятию Законом об отходах. Доказательств, опровергающих указанный вывод судов, в материалы дела не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 марта 2012 г. N Ф09-875/12 по делу N А07-9289/2011
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9448/12
13.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9310/12
10.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9310/12
21.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-875/2012
12.12.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12232/11
13.10.2011 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-9289/11