г.Челябинск |
|
12 декабря 2011 г. |
Дело N А07-9289/2011 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Тимохина О.Б., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Старковой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.10.2011 по делу N А07-9289/2011 (судья Азаматов А.Д.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан - Гайсин Р.В. (доверенность от 11.02.2011 N 4);
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - Тимербулатова Ш.А. (доверенность от 26.07.2011 N 119/1-91).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - Управление Росприроднадзора по РБ, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - ООО "Башкирские распределительные тепловые сети", общество) о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.01.2010 по 02.03.2011 в размере 95777328,71 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.10.2011 (резолютивная часть решения объявлена 06.10.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление Росприроднадзора по РБ с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Управление ссылается, на доказанность факта хранения обществом в резервуарах, расположенных в цехах и котельных заявителя, резервного жидкого топлива, потерявшего потребительские свойства, в количестве 12665,851т. Как указывает заявитель, почти все это топливо получено обществом до 2004 года, а в отдельных случаях - до 2000 года. В силу п.9 ГОСТ 10585-99, п.7.1 ТУ 38.1011142-88 и ТУ 0252-002-45651137-2000 качество мазута гарантируется в течение пяти лет со дня изготовления, а универсина и печного топлива - в течение одного года, то есть резервное топливо хранится обществом по истечении гарантийного срока. Протоколами анализов проб установлено, что в 2009-2010гг. в процессе хранения указанное топливо потеряло свои потребительские свойства и не соответствует требованиям ГОСТ и ТУ. Эта продукция не переведена в другой сорт, не утилизирована и размещается в резервуарах более шести месяцев, что подтверждается данными о движении резервного топлива по филиалам общества за 2008-2010гг. В этой связи, как полагает заявитель, указанное топливо является отходом производства, относящимся к третьему классу опасности. Такие отходы используются обществом в качестве топлива без проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Эти действия общества, по мнению Управления, относятся к размещению отходов и, соответственно, в силу закона является видом негативного воздействия на окружающую среду. А поскольку такое воздействие является платным, заявитель считает исковые требования законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Считает обжалованный судебный акт законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.07.2006 за основным государственным регистрационным номером 1050204518396 и осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии).
На основании Приказа руководителя Управления Росприроднадзора по РБ от 28.01.2011 N 11-П в период с 07.02.2011 по 28.02.2011 в отношении общества Управлением проведена комплексная плановая выездная проверка по вопросам соблюдения требований природоохранного законодательства.
Результаты проверки отражены в Акте проверки от 28.02.2011 N 13, зафиксировавшем факт нахождения в резервуарах филиалов общества потерявшего потребительские свойства резервного топлива в общем количестве 12665,851т. ("БашРТС-Стерлитамак" ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" - 2292,657т. мазута; "БашРТС-Нефтекамск" ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" - 6335т. мазута; "БашРТС-Уфа" ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" - 4038,194т. мазута, универсина С и печного топлива). По итогам оценки данных о движении резервного топлива по филиалам общества за 2008-2010гг. Управлением сделан вывод о том, что это резервное топливо не переведено в другой сорт, не отправлено на утилизацию и размещается в резервуарах более шести месяцев. Указанное резервное топливо признано Управлением отходом третьего класса опасности, в связи с чем, действия общества признаны размещением отходов, а поскольку обществом в 2009-2010гг. плата за размещение отхода не вносилась, обществу за 2010 год начислена плата в общей сумме 95777329 руб.
01.03.2011 Управлением в адрес общества направлено требование N 01-02/1140 о добровольной уплате указанной суммы.
В связи с неисполнением этого требования Управление обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии оснований для начисления обществу взыскиваемой суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Вывод суда первой инстанции следует признать обоснованным.
Требования заявителя относятся к заявлениям о взыскании обязательного платежа, порядок рассмотрения которых определен Главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.217 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.
Статьей 1 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344. Минприроды РФ 26.01.1993 утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.
В соответствии с указанными нормативными актами, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за размещение отходов.
Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в силу п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке возложена на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности (включая деятельность по размещению отходов) происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, а под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.
В силу п.4.4 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище и другое).
Статьей 12 Закона N 89-ФЗ определены требования к объектам размещения отходов. В частности к таким требованиям относятся: создание объектов размещения отходов на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
То есть деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Доказательств осуществления обществом такой деятельности заявителем в материалы дела не представлено.
Хранение потерявшего потребительские свойства резервного топлива (топливо, сжигаемое в периоды отсутствия основного топлива, обязательное наличие которого в системах топливного хозяйства предусмотрена п.4.1.1 Приказа Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, п.4.1 СНиП п-35-76 и п.7.12 Правил пожарной безопасности для энергетических предприятий РД 153-34.0-03.301-00) в резервуарах на территории производственных помещений юридического лица, не относящихся к специально оборудованным в установленном порядке и внесенным в соответствующий государственный реестр объектам размещения отходов производства и потребления, нельзя отнести к деятельности по размещению отходов по смыслу, придаваемому этому понятию Законом N 89-ФЗ.
С учетом недоказанности размещения ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" отходов производства, следует признать необоснованным вывод Управления об отнесении деятельности общества к видам негативного воздействия на окружающую среду и, соответственно, о необходимости внесения взыскиваемой суммы платы. Изложенные в апелляционной жалобе возражения в этой части судом апелляционной инстанции не принимаются как основанные на неверном толковании закона и противоречащие материалам дела.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.10.2011 по делу N А07-9289/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Арямов |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9289/2011
Истец: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан
Ответчик: ООО "Башкирские распределительные тепловые сети"
Третье лицо: ФГУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений, ООО "Башкирские распределительные тепловые сети", Филиал ФГУ "Центр лабораторного анализа и технический измерений по Республике Башкортостан"
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9448/12
13.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9310/12
10.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9310/12
21.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-875/2012
12.12.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12232/11
13.10.2011 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-9289/11