Екатеринбург |
|
17 апреля 2012 г. |
Дело N А60-30332/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Сухановой Н.Н., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Невьянске Свердловской области (ОГРН 1026601327323, ИНН 6621009007; далее - фонд, страховщик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 по делу N А60-30332/2011 Арбитражного суда Свердловской области.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлением, а также размещения данной информации в электронной сети "Интернет" на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель фонда - Ушенина О.Н. (доверенность от 11.04.2012).
Фонд обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Уралстройтехно" (далее - общество, страхователь) 125 978 руб. 50 коп. финансовых санкций за несвоевременное представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из материалов дела следует, что фондом проведена проверка сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц за 2010 год. В ходе проверки выявлен факт нарушения обществом законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования, а именно: представление неполных и (или) недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам проверки составлен акт от 18.05.2011 N 134 и принято решение от 16.06.2011 N 18 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон от 01.04.1996 года N 27-ФЗ), в виде взыскания штрафа в сумме 125 978 руб. 50 коп.
В адрес общества направлено требование от 12.07.2011 N 15 об уплате штрафа, которое оставлено им без исполнения, что и послужило основанием для обращения фонда с заявлением в арбитражный суд.
Решением суда от 10.10.2011 (судья Микушина Н.В.) заявленные требования фонда удовлетворены. Суд сделал выводы об обоснованности и правомерности привлечения общества к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 (судьи Гулякова Г.Н., Полевщикова С.Н., Савельева Н.М.) решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении требований фонда отказано. Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из недоказанности фондом состава вменённого обществу правонарушения, поскольку ни в акте проверки, ни в решении фонда не содержится описание правонарушения со ссылкой на соответствующие документы и доказательства.
В кассационной жалобе фонд, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит обжалуемое постановление апелляционного суда отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом суда о том, что размер штрафа, подлежащий взысканию за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования следует определять от суммы причитающихся (начисленных) страховых взносов за соответствующий год в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены недостоверные сведения. Указанные страхователем в представленных электронных документах суммы платежей за расчётный период являются неверными, в индивидуальных сведениях суммы платежей, поступившие от плательщика в отчётном периоде, не учтены, нумерация пачек ошибочна.
В пояснениях суду кассационной инстанции представитель фонда поддержал доводы кассационной жалобы и заявил, что указывать в акте проверки и в решении о привлечении общества к финансовой ответственности обстоятельства правонарушения не было необходимости, поскольку все обстоятельства правонарушения изложены в направленном страхователю ответе, а размер штрафа рассчитан от общей суммы причитающихся (начисленных) страховых взносов за соответствующий год без указания конкретных фамилий застрахованных лиц потому, что недостоверные сведения были представлены в отношении всех работников общества.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов по делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В п. 1 ст. 8 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Указанные сведения страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (ч. 2 ст. 11 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 % причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (ч. 3 ст. 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов согласно п. 1 ст. 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного ч. 2 ст. 34 данного Закона, должны составить акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требования к составлению акта камеральной проверки утверждены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Требования).
В соответствии с п. 6. Требований описательная часть акта камеральной проверки должна содержать:
- сведения о выявленной недоимке по страховым взносам;
- сведения о документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе камеральной проверки.
Пунктом 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ также установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ни в акте проверки, ни в решении фонда не содержится указаний о том, в чём именно выразилась недостоверность представленных страхователем сведений, в отношении каких работников представлены недостоверные сведения и в каких суммах; отсутствует описание правонарушения со ссылкой на соответствующие документы и доказательства. Кроме того, фонд исчислил сумму штрафа исходя из общей суммы начисленных страховых взносов на страховую и накопительную части по всем работникам, но при этом не указал расчёт и основания штрафа.
Апелляционным судом учтена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в п. 16 информационного письма от 11.08.2004 N 79, о том, что сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены.
Указанный подход, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности.
Более того, страховщиком не учтены разъяснения, изложенные в Письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.06.2006 N КА-09-26/6784 "О взыскании сумм от применения финансовых санкций".
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о недоказанности фондом состава вменённого обществу правонарушения, в отсутствие описания события правонарушения со ссылками на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства совершенного обществом правонарушения, является правильным, соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении вышеуказанных норм материального права.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 по делу N А60-30332/2011 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Невьянске Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ также установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
...
Апелляционным судом учтена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в п. 16 информационного письма от 11.08.2004 N 79, о том, что сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены.
Указанный подход, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности.
Более того, страховщиком не учтены разъяснения, изложенные в Письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.06.2006 N КА-09-26/6784 "О взыскании сумм от применения финансовых санкций"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 апреля 2012 г. N Ф09-2672/12 по делу N А60-30332/2011