Екатеринбург |
|
15 мая 2012 г. |
Дело N А50-15972/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Лазарева С.В., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края (далее - управление) от 26.10.2011 по делу N А50-15972/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" (далее - общество "Газпром трансгаз Чайковский") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к управлению об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельных участков от 19.05.2010 N 142 несельскохозяйственного назначения: площадью 56 кв.м с кадастровым номером 59:30:0000000:94, площадью 67 911 кв.м с кадастровым номером 59:30:2092003:169, площадью 1187 кв.м с кадастровым номером 59:30:2092003:168, площадью 1461 кв.м с кадастровым номером 59:30:2092002:910, площадью 401 кв.м с кадастровым номером 59:30:2092003:181, расположенных по адресу: Пермский край, Оханский район, Тулумбаихинское сельское поселение, путем изложения п. 2.3 названного договора в следующей редакции: "Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке путем направления уведомления арендатору в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка. Уведомление о перерасчете арендной платы с расчетом является неотъемлемой частью договора"; об установлении годового размера арендной платы за земельные участки, указанного в приложениях N 18-22, к договору в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с приложениями N 7-11 к указанному договору.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.10.2011 (судья Заляева Л.С.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 г.. (судьи Голубцова Ю.А., Виноградова Л.Ф., Зеленина Т.Л.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации", п. 4 ст. 22 Земельного Кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г.. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". По мнению заявителя, размер арендной платы на земельные участки, установленный обществом, является экономически необоснованным и подлежит изменению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации"
В отзыве на кассационную жалобу общество "Газпром трансгаз Чайковский" возражает против изложенных доводов, считает их несостоятельными, просит оставить обжалуемые судебные акты в силе.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами, обществу "Газпром трансгаз Чайковский" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества - подъездная автодорога к КС "Оханская" г/пр. "Пермь-Казань-Горький", протяженностью 3343 п.м, инв.N 3548, лит. Са; подъездная автодорога к очистным сооружениям КС "Оханская" г/пр. "Пермь-Казань-Горький", протяженностью 90 п.м, инв. N 3548, лит. Са; вертолетная площадка КС "Оханская" г/пр. "Пермь-Казань-Горький", общей площадью 978 кв.м., инв. N 3548, лит. БЗ; антенная опора КС "Оханская" г/пр. "Пермь-Казань-Горький", высотой 82 м, инв. N 3899, лит. Г; здание оконченной релейной станции N5 КС "Оханская" г/пр. "Пермь-Казань-Горький", ВЛ-10кВ к ОРС N 5, общей площадью 39,4 кв.м, инв. N 3899, лит. А, расположенные по адресу: Пермский край, Оханский район, Тулумбаихинское сельское поселение, КС "Оханская", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 04.04.2011, 13.04.2011.
При заключении договора аренды земельного участка N 142 от 19.05.2010 между сторонами возникли разногласия в части установления размера арендной платы за пользование участком.
В протоколе разногласий к договору, обществом "Газпром трансгаз Чайковский" предложено установить размер арендной платы не выше 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков. Управление направило в адрес общества "Газпром трансгаз Чайковский" протокол согласования разногласий, согласно которому арендная плата за использование земельных участков определяется на основании нормативно-правовых актов Российской Федерации, Пермского края, органов местного самоуправления, регулирующих исчисление размера арендной платы.
Поскольку сторонами не достигнуто согласие относительно пункта договора, определяющего размер и условия внесения арендной платы, общество "Газпром трансгаз Чайковский" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с соответствующим иском.
Суды приняли спорный пункт договора (пункт 2.3) в следующей редакции: "Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке путем направления уведомления арендатору в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка. Уведомление о перерасчете арендной платы с расчетом является неотъемлемой частью договора". Суды установили годовой размер арендной платы за земельные участки, указанный в приложениях N 18-22 к договору в размере 1,5 % от их кадастровой стоимости, в соответствии с приложениями N 7-11 к договору аренды земельного участка от 19.05.2010 N 142.
При вынесении решения суды правомерно исходили из следующего.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 названного Кодекса спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
На основании п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды.
Согласно п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно п. 1, 2 ст. 2 данного Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с п. 10 данной статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, внесенные Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 212-ФЗ) изменения относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по сути, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию (подп. 5 п. 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации").
Таким образом, установленный абз. 3 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Закона N 212-ФЗ) предельный размер арендной платы (не более полутора процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Суды, исследовав материалы дела, руководствуясь п. 1, 2, 3 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504, учитывая п. 3.2 устава общества "Газпром трансгаз Чайковский", распоряжение Комитета имущественных отношений администрации Оханского муниципального района Пермского края от 19.05.2010 N 316-з, установили, что арендуемые обществом земельные участки, спор о цене аренды которых является предметом рассмотрения данного спора, ограничены в обороте.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, положения п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" относительно предельного размера арендной платы за пользование земельным участком являются обязательными для сторон.
При таких обстоятельствах суды сделали правомерный вывод о наличии оснований для удовлетворения требования общества "Газпром трансгаз Чайковский" и изложения спорного пункта договора аренды земельного участка от 19.05.2010 N 142 в редакции общества "Газпром трансгаз Чайковский" в части определения ставки арендной платы на земельные участки в размере 1,5 % кадастровой стоимости земельных участков.
Ссылка управления на то, что порядок определения размера арендной платы за указанные земельные участки устанавливается в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", отклоняется, поскольку в силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Довод заявителя жалобы о возможности изменения размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку противоречит существу спора об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельных участков.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 26.10.2011 по делу N А50-15972/11 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, положения п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" относительно предельного размера арендной платы за пользование земельным участком являются обязательными для сторон.
...
Ссылка управления на то, что порядок определения размера арендной платы за указанные земельные участки устанавливается в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", отклоняется, поскольку в силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 мая 2012 г. N Ф09-2996/12 по делу N А50-15972/2011