Екатеринбург |
|
29 мая 2012 г. |
Дело N А71-4857/2011 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 марта 2012 г. N Ф09-1741/12 по делу N А71-12073/2010
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2011 г. N 17АП-11434/11
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2011 г. N 17АП-11434/11
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 сентября 2011 г. N Ф09-5037/11 по делу N А71-14217/2010
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 июня 2011 г. N 17АП-3950/11
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 июля 2010 г. N 17АП-2896/10
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 апреля 2010 г. N 17АП-2896/10
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О.В.,
судей Васильченко Н.С., Гайдука А.А.
рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве "Полигон" (ИНН: 1831100581, ОРГН: 1041800277353; далее - общество "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве "Полигон") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.10.2011 по делу N А71-4857/2011, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ИНН: 1833037470, ОГРН: 1051801824876; далее - общество "Удмуртские коммунальные системы") с иском к обществу "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве "Полигон" о взыскании задолженности за тепловую энергию, поставленную в период с марта 2011 года по май 2011 года, в сумме 6 082 237 руб. 74 коп. основного долга, 227 736 руб. 36 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом уточнения исковых требований, в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Удмуртской Республики.
Решением суда от 19.10.2011 (судья Желнова Е.В.) исковые требования удовлетворены частично. С общества "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве "Полигон" в пользу общества "Удмуртские коммунальные системы" взыскана задолженность за тепловую энергию, поставленную в период с января 2011 года по март 2011 года, в сумме 4 987 434 руб. 95 коп. основного долга, 186 743 руб. 82 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 (судьи Назарова В.Ю., Лихачева А.Н., Масальская Н.Г.) решение суда изменено. С общества "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве "Полигон" в пользу "Удмуртские коммунальные системы" взыскано 6 082 237 руб. 74 коп. основного долга по оплате тепловой энергии, 227 736 руб. 36 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В кассационной жалобе общество "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве "Полигон", ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит принятые по делу судебные акты отменить. Заявитель указывает, что представленный истцом расчет задолженности произведен исходя из площадей как жилых, так и нежилых помещений, находящихся в многоквартирных домах. Кроме этого, в данном расчете неверно отражены показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного в доме N 63 по ул. Баранова, не отражены превышающие установленные перерывы предоставлении горячего водоснабжения, имевшие место в спорный период. По мнению, заявителя при отсутствии нормативов потребления коммунальных услуг для встроенных нежилых помещений применению подлежат нормативы, установленные для жилых помещений.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении дела судами установлено, что договор энергоснабжения между обществом "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве "Полигон" и обществом "Удмуртские коммунальные системы" в виде единого письменного документа не заключен. В то же время ответчик является организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами N 23, 25, 41, 57 по ул. Клубная, N 63, 65 по ул. Баранова, N 88 по ул. Баммашевская, N 71 по ул. Заречное шоссе, N 37 по ул. Новостроительная, N 46 по ул. Дзержинского в г. Ижевске.
Факт присоединения теплопотребляющих установок ответчика к сетям истцам, а также факт поставки тепловой энергии в период с января 2011 года по март 2011 года для предоставления собственникам и нанимателям помещений коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения сторонами не оспариваются.
Счета-фактуры, выставленные истцом в указанный период, оплачены ответчиком частично. Ненадлежащее исполнение обществом "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве "Полигон" обязательств по оплате отпущенной ему тепловой энергии, послужило основанием для обращения общества "Удмуртские коммунальные системы" с соответствующим иском в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из факта поставки тепловой энергии на объекты ответчика в течение спорного периода, необходимости применения к отношения сторон Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), отсутствия оснований для увеличения стоимости поставленной тепловой энергии на сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Оценив доводы ответчика, суд первой инстанции, пришел к выводу, что представленный истцом расчет задолженности ответчика по оплате тепловой энергии произведен исходя из нормативов предоставления коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения (в отношении домов, где отсутствуют коллективные приборы учета тепловой энергии и горячей воды) и показаний коллективных приборов учета (в отношении домов, где такие приборы учета установлены), а также с учетом имевших место в течение спорного периода перерывов в предоставлении горячего водоснабжения, превышающих установленную продолжительность.
Изменяя решение суда первой инстанции и в целом соглашаясь с выводами судами первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что на основании разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные услуги", поскольку действовавшие в период с января 2011 года по март 2011 года тарифы утверждены без учета НДС, увеличение стоимости тепловой энергии на сумму названного налога при её реализации ответчику является обоснованным. Проценты за пользование денежными средствами пересчитаны судом апелляционной инстанции с учетом изменившейся суммы основного долга.
Согласно п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданский кодекс Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п. 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление жилых помещений определяется в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к данным Правилам, то есть исходя из общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме (кв. м), норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м), тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В связи с изложенным являются правильными выводы судов об обоснованности представленного обществом "Удмуртские коммунальные системы" расчета задолженности, который произведен исходя из норматива, утвержденного постановлением администрации г. Ижевска от 28.12.2009 N 1285 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление для многоквартирных домов города Ижевска", общих площадей помещений многоквартирных домов, которые находятся в управлении ответчика, тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение, установленных постановлениями Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 25.11.2010 N 15/13 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Удмуртские коммунальные системы" (г. Ижевск, г. Сарапул)" (в редакции от 28.07.2011), от 25.11.2010 N 15/14 "О тарифах на горячую воду, отпускаемую ООО "Удмуртские коммунальные системы" (в редакции от 28.07.2011).
В данном расчете истцом использованы сведения о площади помещений, указанные в соглашении о фактических обстоятельствах по делу N А71-83/2010. Поскольку общество "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве "Полигон" не представило доказательств, подтверждающих иные площади помещений, чем указанные в соглашении о фактических обстоятельствах по делу N А71-83/2010, выводы судов об обосновании расчета общества "Удмуртские коммунальные системы" в части площадей помещений являются обоснованными.
В подтверждение показаний коллективного (общедомового) прибора, установленного в доме N 63 по ул. Баранова в г. Ижевске, ответчик представил составленные в одностороннем порядке отчеты о потреблении тепловой энергии и теплоносителя за январь 2011 года. Из данных актов не усматривается, передавал ли ответчик истцу указанные в них показания коллективного прибора учета тепловой энергии. Иных доказательств, подтверждающих количество тепловой энергии, учтенное коллективным прибором учета, установленным в данном жилом доме, обществом "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве "Полигон" не представлено. В связи с этим довод ответчика о необоснованности расчета истца в части показаний коллективного прибора учета тепловой энергии подлежит отклонению.
Оценив представленные в материалы дела акты об отсутствии горячей воды, составленные в период с февраля 2011 года по апрель 2011 года, по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об учете истцом при определении суммы задолженности ответчика всех превышающих установленную продолжительность перерывов в предоставлении горячего водоснабжения. Из имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе актов отключения горячей воды, не усматривается, что все отключения горячего водоснабжения сверх установленных перерывов в течение спорного периода имели место по вине общества "Удмуртские коммунальные системы". Иного обществом "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве "Полигон" в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
Довод заявителя кассационной жалобы о применении установленных на территории г. Ижевска нормативов потребления коммунальных услуг в отношении встроенных нежилых помещений в многоквартирных домах в связи с отсутствием норматива потребления коммунальных услуг в отношении указанных помещений подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права.
Пункт 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 19, 20 Правил N 307 предусматривают, что действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения жилых помещений одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, либо расчетным путем с применением нормативов соответствующего вида услуг.
Из названых норм также следует, что нормативы потребления коммунальных услуг, устанавливаются в целях обеспечения комфортных условий проживания граждан в жилых помещениях.
В силу п. 27, 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, в норматив горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода горячей воды на одного потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги.
Таким образом, нормативы потребления коммунальных услуг гражданами учитывают количество соответствующего коммунального ресурса, которое необходимо для обеспечения комфортных условий для постоянного проживания в жилых помещениях. Утвержденные для жилых помещений нормативы предоставления коммунальных услуг не подлежат применению в расчетах между управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг за тепловую энергию и горячее водоснабжение, предоставленные для нежилых помещений, в связи с иным целевым назначением таких помещений. Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отклонении данного довода общества "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве "Полигон" соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к переоценке установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 по делу N А71-4857/2011 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве "Полигон" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 19, 20 Правил N 307 предусматривают, что действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению допускает учет фактического потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения жилых помещений одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, либо расчетным путем с применением нормативов соответствующего вида услуг.
...
В силу п. 27, 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, в норматив горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода горячей воды на одного потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
...
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 по делу N А71-4857/2011 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу ... - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 мая 2012 г. N Ф09-3251/12 по делу N А71-4857/2011