Екатеринбург |
|
30 мая 2012 г. |
Дело N А50-8636/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сирота Е. Г.,
судей Пановой Л.А., Абозновой О.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - территориальный фонд) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 по делу N А50-8636/11 Арбитражного суда Пермского края.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От территориального фонда поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя. Ходатайство рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено.
Пермский краевой фонд обязательного медицинского страхования (после переименования - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Новорождественская сельская врачебная амбулатория" (далее - учреждение "Новорождественская сельская врачебная амбулатория") об обязании восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 337 735 руб. 83 коп., использованные не по целевому назначению, за счет средств бюджета, средств учреждения или от оказания платных услуг.
Решением суда от 02.11.2011 (судья Суслова О.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 (судьи Гулякова Г.Н., Полевщикова С.Н., Савельева Н.М.) решение суда изменено: на учреждение "Новорождественская сельская врачебная амбулатория" возложена обязанность по восстановлению на счет территориального фонда средств обязательного медицинского страхования в сумме 223 858 руб. 65 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе территориальный фонд просит решение суда первой инстанции оставить в силе, постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. При этом заявитель указывает на то, что оплата труда работника муниципального образования "город Лысьва", работника управления здравоохранения администрации муниципального образования "Лысвенский муниципальный район" Гейдаровой Л.П. за счет средств обязательного медицинского страхования противоречит п. 10 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 N 1518/21-1, п. 4.2 Положения о порядке оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Пермского края, утвержденного решением Областной согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС и Окружной согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС от 16.01.2007 N 1, п. 5.2, 6.1 Правил обязательного медицинского страхования Пермского края, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 22 декабря 2006 N 99-п, Программе государственных гарантий оказания населению Пермской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной Законом Пермской области от 11.11.2005 N 2595-570, Программе государственных гарантий оказания населению Пермской области бесплатной медицинской помощи на 2007 год, утвержденной Законом Пермского края от 05.12.2006 N 24-КЗ. Заявитель указывает, что в соответствии с условиями заключенных с Гейдаровой Л.П трудовых договоров, учреждение "Новорождественская сельская врачебная амбулатория" является местом работы указанного лица, а не работодателем, в связи с чем полагает, что оплата труда главного врача должна производится за счет денежных средств муниципального образования "город Лысьва", управления здравоохранения администрации муниципального образования "Лысвенский муниципальный район".
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для его отмены не усматривает.
Как установлено судами и следует из материалов дела, территориальным фондом (фонд) и муниципальным учреждением здравоохранения "Новорождественская участковая больница" (после переименования - учреждение "Новорождественская сельская врачебная амбулатория") заключены договоры на оплату лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию от 10.03.2005 N 03/16, от 26.12.2005 N 03/262, от 23.06.2006 N 03/867, от 22.01.2007 N 03/198, целью которых является оплата пролицензированных видов медицинской помощи, оказанной гражданам в объеме и на условиях программы обязательного медицинского страхования населения Пермской области.
В соответствии с п. 3.2.1 договора от 10.03.2005 N 03/16 фонд обязан оплачивать медицинскую помощь, оказанную учреждением по договору, в соответствии с действующими на момент оплаты законодательными и нормативными документами, принятыми законодательным собранием и органами исполнительной власти Пермской области, областной согласительной комиссией по тарифам на медицинские услуги фондом, фондом, в пределах объемов медицинской помощи, определенных для учреждения уполномоченными органами местного самоуправления (государственной власти области) и согласованных страховыми медицинскими организациями на соответствующий год.
Пунктами 3.2.1 договоров от 26.12.2005 N 03/262, от 23.06.2006 N 03/867 предусмотрено, что фонд обязан оплачивать медицинскую помощь, оказанную учреждением по обязательному медицинскому страхованию: в соответствии с действующими на момент оплаты законодательными и нормативными документами, принятыми законодательным собранием и органами исполнительной власти Пермской области и действующими на территории Пермского края; в соответствии с решениями областной согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и документами, утвержденными фондом; в пределах задания, утвержденного на соответствующий год уполномоченным органом (комиссией) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 255 и программой государственных гарантий оказания населению Пермской области бесплатной медицинской помощи на соответствующий год.
По условиям договора от 22.01.2007 N 03/198 (п. 3.2.1) фонд обязан оплачивать медицинскую помощь, оказанную учреждением по обязательному медицинскому страхованию: в соответствии с действующими на момент оплаты законодательными и нормативными документами, принятыми законодательным собранием и органами исполнительной власти Пермской области и действующими на территории Пермского края; в соответствии с решениями краевой согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и документами, утвержденными фондом; в пределах согласованных объемов, размещенных на очередной год уполномоченным органом (комиссией) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 255, постановлением правительства Пермского края от 27.10.2006 N 53-п "О разработке и установлении заданий по обеспечению государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией", приказами министерства здравоохранения Пермского края.
Согласно разделам 3.1 договоров учреждение обязалось использовать полученные средства в соответствии с их целевым назначением - по статьям расходов, финансируемым за счет средств обязательного медицинского страхования.
В пунктах 5.2 договоров от 10.03.2005 N 03/16, от 26.12.2005 N 03/262, от 23.06.2006 N 03/867 установлена обязанность учреждения восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по назначению.
Пермским краевым фондом обязательного медицинского страхования проведена проверка целевого и рационального использования финансовых средств обязательного медицинского страхования учреждением "Новорождественская участковая больница" за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, в ходе которой установлено, что учреждением израсходованы не по целевому назначению средства обязательного медицинского страхования в сумме 337 735 руб. 83 коп.
Результаты проверки отражены в акте проверки целевого использования финансовых средств обязательного медицинского страхования в учреждении "Новорождественская участковая больница" от 08.05.2008.
Ответчику дано предписание территориального фонда от 04.06.2008 N 19/03/2480, содержащее требование о восстановлении средств обязательного медицинского страхования, использованных не по назначению, в сумме 337 735 руб. 83 коп.
Неисполнение ответчиком обязанности по восстановлению средств обязательного медицинского страхования в указанном размере послужило основанием для обращения территориального фонда в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из установления факта нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования учреждением "Новорождественская сельская врачебная амбулатория" в общей сумме 337 735 руб. 83 коп.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев апелляционную жалобу учреждения "Новорождественская сельская врачебная амбулатория", изменил решение суда первой инстанции, исходя из отсутствия нецелевого использования денежных средств в сумме 113 877 руб. 18 коп.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В обоснование исковых требований территориальным фондом указано, что учреждением "Новорождественская сельская врачебная амбулатория" израсходованы не по целевому назначению средства обязательного медицинского страхования, в том числе в 2006 году на оплату оборудования в размере 141 465 руб. 34 коп., в 2006-2007 годах на оплату труда в размере 113 877 руб. 18 коп., в 2006 году на оплату электроэнергии в размере 5 199 руб. 82 коп.
Давая оценку правомерности заявленных требований на сумму 223 858 руб. 65 коп. суд апелляционной инстанции, исходя из представленных в материалы дела доказательств, а также положений Правил обязательного медицинского страхования населения Пермской области, утвержденных Постановлением губернатора Пермской области от 24.02.1998 N 74, Правил обязательного медицинского страхования Пермского края, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 22.12.2006 N 99-п, Программы государственных гарантий оказания населению Пермской области бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной Законом Пермской области от 11.11.2005 N 2595-570, Положения о тарифном регулировании оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Пермской области, утвержденного решением областной согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования от 10.09.2001 N 31, пришел к выводу о том, что расходы ответчика на указанную сумму не относятся к видам затрат, финансируемым за счет средств обязательного медицинского страхования.
В указанной части выводы суда апелляционной инстанции заявителем не оспариваются. Несогласие территориального фонда с обоснованностью и целевым использованием денежных средств в сумме 113 877 руб. 18 коп. вызвано тем, что расходование средств фонда медицинского страхования произведено на оплату труда работника, заключившего трудовые договоры не с ответчиком, а с муниципальным образованием "город Лысьва", управлением здравоохранения администрации муниципального образования "Лысвенский муниципальный район" как работодателями. По мнению заявителя, оплата труда главного врача Гейдаровой Л.П должна производиться за счет средств названных субъектов.
В соответствии с п. 3.1, 3.2 Положения о тарифном регулировании оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Пермской области, утвержденного решением областной согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования от 10.09.2001 N 31, действовавшего в 2006 г., в тарифы на медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию включаются расходы лечебного учреждения на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с бюджетной классификацией расходов, в состав тарифов в системе обязательного медицинского страхования входит оплата труда государственных служащих, начисления на оплату труда.
Согласно приложению N 1 к единой методике расчета тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования на территории Пермского края, согласованной решением краевой согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования от 20.04.2007 N 2, тарифы на медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию включают расходы медицинских учреждений (организаций) на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования и возмещают за счет средств обязательного медицинского страхования затраты на заработную плату персонала медицинского учреждения, начисления на оплату труда.
При этом никаких ограничений законодательство в области медицинского страхования не содержит.
Исследовав трудовые договоры от 01.11.2005, от 01.11.2007 N 6/07, заключенные между Гейдаровой Л.П. и муниципальным образованием "город Лысьва", управлением здравоохранения администрации муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район", суд апелляционной инстанции установил, что они заключены с работодателем как собственником имущества муниципального учреждения. При этом, в договорах определено место работы работника - учреждение "Новорождественская участковая больница".
В силу со ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор-соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации при этом, в качестве работодателя может выступать физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных законодательством, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В соответствии с ст. 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ вопросы назначения и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений и фондов, а также заключение трудового договора с руководителями муниципальных предприятий и учреждений, относится к ведению органов местного самоуправления.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что трудовые договоры с главным врачом могут быть заключены как с непосредственным работодателем (медицинским учреждением), так и с его собственником, учитывая, что оплата труда работников здравоохранения производится только в связи с осуществлением ими деятельности по оказанию медицинской помощи и услуг в медицинском учреждении, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о целевом использовании ответчиком денежных средств фонда медицинского страхования в сумме 113 887 руб. 18 коп., направленных на оплату труда главного врача в 2006-2007 годах.
Наличие в тексте постановления суда апелляционной инстанции ссылки на Закон Пермской области от 16.11.2005 N 2614-577 "Об оплате труда работников учреждений здравоохранения Пермского края", с 01.01.2006 утратившего силу в отношении труда работников муниципальных учреждений здравоохранения Пермского края, не привело к принятию неправильного судебного акта.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судом апелляционной инстанции на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 по делу N А50-8636/11 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Г.Сирота |
Судьи |
Л.А. Панова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу со ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор-соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
...
Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации при этом, в качестве работодателя может выступать физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных законодательством, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В соответствии с ст. 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ вопросы назначения и освобождения от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений и фондов, а также заключение трудового договора с руководителями муниципальных предприятий и учреждений, относится к ведению органов местного самоуправления.
...
Наличие в тексте постановления суда апелляционной инстанции ссылки на Закон Пермской области от 16.11.2005 N 2614-577 "Об оплате труда работников учреждений здравоохранения Пермского края", с 01.01.2006 утратившего силу в отношении труда работников муниципальных учреждений здравоохранения Пермского края, не привело к принятию неправильного судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 мая 2012 г. N Ф09-3375/12 по делу N А50-8636/2011