Екатеринбург |
|
19 сентября 2012 г. |
Дело N А60-52000/2011 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 марта 2011 г. N Ф09-625/11
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2010 г. N 17АП-11256/10
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Сухановой Н.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ревде и г. Дегтярске Свердловской области (далее - учреждение, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2012 по делу N А60-52000/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
учреждения - Мозалевич А.О. (доверенность от 12.09.2012);
открытого акционерного общества "Ревдинский кирпичный завод" (ИНН: 6627002142, ОГРН: 1026601641890); (далее - общество) - Петров О.В. (доверенность от 12.09.2012).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения учреждения от 08.09.2011 N 3 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области (далее - инспекция).
Решением суда первой инстанции от 09.04.2012 (судья Дегонская Н.Л.) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение учреждения признано недействительным. Суд обязал учреждение устранить нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2012 (судьи Полевщикова С.Н., Васева Е.Е., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить, в удовлетворении требований общества отказать.
При этом заявитель указывает на то, что судами не принят во внимание довод учреждения о том, что решение инспекции о привлечении общества к ответственности было вынесено спустя длительный срок в связи с тем, что поступившая из инспекции выписка из акта не содержала разбивку суммы доначисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую и накопительную части трудовой пенсии и расчет сумм пеней на сумму доначисленных страховых взносов на обязательное пенсионной страхование отдельно по периодам в разрезе страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Кроме того, заявитель указывает, что возможность для принятия оспариваемого решения у него появилась в сентябре 2011 года, с окончанием судебного разбирательства по делу N А60-18506/2010 и представление обществом списков о распределении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому работнику.
Проверив законность принятых по делу судебных актов суд кассационной инстанции оснований для их отмены не нашел.
Как следует из материалов дела, 08.09.2011 учреждением принято решение N 3 о привлечении общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренного п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) в виде штрафа в сумме 17 122 руб. 12 коп.
Названным решением обществу начислены пени по состоянию на 08.09.2011 в общей сумме 28 175 руб. 60 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 85 610 руб. 60 коп.
Основанием для принятия учреждением данного решения явился акт выездной налоговой проверки от 08.02.2010 N 2, проведенной инспекцией.
Полагая, что решение учреждения от 08.09.2011 N 3 незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды сделали выводы о существенном нарушении учреждением порядка привлечения лица к ответственности, а также о не доказанности правильности расчета и размера сумм страховых взносов, пеней и штрафа. Кроме того, судами установлено, что оспариваемое решение учреждения которым подлежит взысканию недоимка, образовавшаяся за периоды 2006-2007 годы, вынесено за переделами трехлетнего срока давности взыскания.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт Пенсионного фонда может быть признан недействительным, в том случае, если он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган, который принял акт, решение.
В силу ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", а также принимая во внимание позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письме от 21.12.2009 N 03-04-07-02/20, налоговые органы, осуществляя свою обязанность по проведению мероприятий налогового контроля, связанного с исчислением и уплатой единого социального налога, в отношений налоговых периодов, истекших до 1 января 2010 года, должны проверять правильность применения налогового вычета, которая заключается в контроле исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
На основании письма Министерства финансов Российской Федерации от 14.07.2008 N 12-07-07/2733 налоговым органам не предоставлены полномочия по принятию решений о привлечении страхователей к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации либо об отказе в привлечении к ответственности за нарушение указанного законодательства по результатам рассмотрения материалов проверок.
Территориальные налоговые органы после осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, проводимого в форме камеральных и выездных проверок за отчетные периоды до 2010 года, и выявления задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, должны передавать соответствующему территориальному органу ПФР сведения о суммах указанной задолженности, а также документы, подтверждающие ее наличие, для вынесения территориальным органом ПФР решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, в котором должны быть отражены суммы доначисленных налоговым органом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также пени и штрафы.
Передаче территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат акты (выписки из актов) проверок и иные документы, подтверждающие наличие задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Согласно ч. 2 ст. 60 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31.12.2009 включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном названным Законом.
Порядок привлечения страхователя к ответственности установлен гл. 5 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в ч. 5 ст. 38 названного закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
При этом ч. 4 п. 6 Закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов: устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ; устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного Законом N 212-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 4 пункта 6 статьи 38 указанного Закона
На основании п. 8 ст. 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Согласно п. 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Таким образом, надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя на представление возражений относительно обстоятельств, отраженных в акте. Решение о привлечении страхователя к ответственности должно быть основано на документально подтвержденных фактах правонарушений, отраженных в акте.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что инспекцией акт выездной налоговой проверки N 2 от 08.02.2010 направлен учреждению 16.02.2010 и получен последним 17.02.2010.
При получении учреждением акта налоговой проверки 17.02.2010, решение подлежало принятию не позднее апреля 2010 года, однако, как установлено судами, фактически решение вынесено 08.09.2011, то есть по истечении полутора лет, что является существенным нарушением порядка привлечения лица к ответственности и на что обоснованно указали суды.
Кроме того, судами установлено, что оспариваемым решением учреждения обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 85 610 руб. 60 коп., в том числе: на часть страховую часть трудовой пенсии - 75 265 руб. 36 коп., на накопительную часть - 10 345 руб. 24 коп.
Обществу также начислены пени в сумме 28 175 руб. 60 коп. и оно привлечено к ответственности по п. 2 ст. 27 Закона N 167-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде взыскания штрафа в сумме 17 122 руб. 12 коп.
Однако как указано судами, в решении учреждения отсутствуют ссылки на документы и иные сведения, позволяющие проверить правильность расчета страховых взносов, и, соответственно, правильность расчета пени и штрафа.
Как видно из материалов дела и установлено судами, сумма взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащая взысканию с общества, определена учреждением не на обстоятельствах, изложенных в акте налогового органа от 08.02.2010 N 2, а исходя из уточненных данных о суммах доначисленных страховых взносов за период с 2006-2008 годы, изложенных налоговым органом в письме от 23.08.2011 N 07-06/008674, данных о расчете сумм пеней, полученных от Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (письмо от 09.09.2011 N 05-18/12724), а также с учетом решений, принятых судами.
Кроме того, пени начислены учреждением до 08.09.2011, то есть до момента вынесения оспариваемого решения, и без учета уплаченных обществом сумм страховых взносов.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о том, что расчет и размер сумм взносов, подлежащих взысканию с общества, пеней и штрафа учреждением не подтвержден.
Также, судами установлено, что для целей получения лицензии на основной вид деятельности обществом была уплачена задолженность по страховым взносам до вынесения оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о недействительности оспариваемого решения учреждения.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают и по сути направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылок на нормы права и фактические обстоятельства, которые свидетельствовали бы о необходимости отмены судебных актов в кассационной жалобе не содержится.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2012 по делу N А60-52000/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ревде и г. Дегтярске Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании п. 8 ст. 39 Закона N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Согласно п. 9 ст. 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
...
Обществу также начислены пени в сумме 28 175 руб. 60 коп. и оно привлечено к ответственности по п. 2 ст. 27 Закона N 167-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде взыскания штрафа в сумме 17 122 руб. 12 коп."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 сентября 2012 г. N Ф09-8462/12 по делу N А60-52000/2011