Екатеринбург |
|
25 декабря 2012 г. |
Дело N А76-5669/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Семеновой З.Г., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - учреждение "ФКП") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.06.2012 по делу N А76-5669/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Треол" (далее - общество "Треол") - Баймакова Е.В., Бушуева А.О. (доверенность от 04.12.2012).
Общество "Треол" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к учреждению "ФКП" и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее -Управление Росреестра) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 8977 кв. м с кадастровым номером 74:36:0408001:47, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 130, в размере рыночной стоимости в сумме 11 633 000 руб., а также установить кадастровую стоимость земельного участка в указанном размере для целей налогообложения с 01.01.2012 (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также привлечения к участию в деле второго ответчика в порядке ст. 46 названного Кодекса).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.06.2012 (судья Четвертакова Е.С.) заявленные требования удовлетворены. Судом установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью 8977 кв. м с кадастровым номером 74:36:0408001:47, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 130, в размере рыночной стоимости в сумме 11 633 000 руб. Установлена кадастровую стоимость этого земельного участка в размере рыночной для целей налогообложения с 01.01.2012.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение "ФКП" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 9, 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, он является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в силу своих полномочий осуществляет лишь технические функции и не вправе проверять правомерность установления кадастровой или рыночной стоимости объектов недвижимости. В данном случае, как считает учреждение "ФКП", надлежащими ответчиками являются орган местного самоуправления, так как изменение кадастровой стоимости имеет целью уменьшение налогооблагаемой базы и размера земельного налога, а также Правительство Челябинской области, утвердившее результаты оспариваемой кадастровой оценки.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Треол", ссылаясь на несостоятельность доводов заявителя, просит установить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Треол" является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:36:04.08.001:0047 площадью 8977 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, д. 130, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.03.2006.
Из кадастрового паспорта земельного участка и письма Управления Росреестра от 22.11.2011 N 35084 следует, что по состоянию на 01.01.2010 кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 35 869 129 руб. 59 коп.
Указанная кадастровая стоимость утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" (в редакции постановления Правительства Челябинской области от 21.12.2011 N 482-П).
В соответствии с отчетом N 1348-12-11 об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "АКЦ "Практика", выполненный по заявлению общества "Треол", рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 11 633 000 руб.
Общество "Треол", полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влияет на размер уплачиваемого им земельного налога, обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как следует из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В данном случае судами установлено, что согласно представленному истцом отчету N 1348-12-11, составленному обществом с ограниченной ответственностью "АКЦ "Практика", содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:04.08.001:0047 существенно превышает рыночную стоимость этого земельного участка. Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 11 633 000 руб.
Доказательств несоответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности лицами, участвующими в деле, не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Ходатайств о назначении экспертизы отчета оценщика не заявлялось.
С учетом изложенного суды правомерно установили кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика по состоянию на 01.01.2010 в размере 11 633 000 руб.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что учреждение "ФКП" является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в силу своих полномочий осуществляет лишь технические функции и не вправе проверять правомерность установления кадастровой или рыночной стоимости объектов недвижимости, полагая, что в рассматриваемом случае надлежащими ответчиками являются орган местного самоуправления, как получатель земельного налога, а также Правительство Челябинской области, утвердившее результаты оспариваемой кадастровой оценки, был предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен им.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такие полномочия в силу ст. 3 Закона о государственной кадастре недвижимости, Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" возложены именно на кадастровую палату.
Орган местного самоуправления, а также Правительство Челябинской области не обладают полномочиями по установлению кадастровой стоимости земельных участков и не могут быть признаны участниками спорных правоотношений.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.06.2012 по делу N А76-5669/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции Закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
...
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такие полномочия в силу ст. 3 Закона о государственной кадастре недвижимости, Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" возложены именно на кадастровую палату."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 декабря 2012 г. N Ф09-12331/12 по делу N А76-5669/2012