Екатеринбург |
|
24 декабря 2012 г. |
Дело N А50-3498/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Васильченко Н. С.,
судей Абозновой О.В., Макарова В.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 17" (ОГРН: 1025901886724, ИНН: 5917102771, далее - учреждение "Детский сад N 17") на решение Арбитражного суда Пермского края от 30.05.2012 по делу NА50-3498/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Учреждением "Детский сад N 17" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства - письма Департамента энергоэффективности и модернизации ТЭК Минэнерго России от 22.06.2012 N 02-969. Данное ходатайство судом отклонено, поскольку в силу ч. 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет соответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, полномочий для приобщения к материалам дела новых доказательств у суда кассационной инстанции не имеется.
Общество с ограниченной ответственностью "Инновационные технологии" (ОГРН: 5085904002113, ИНН: 5904200901, далее - общество "Инновационные технологии") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к учреждению "Детский сад N 17" о взыскании задолженности в размере 36 428 руб. по договору от 18.04.2011 N 2011/42, судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 5 000 руб.
Решением суда от 30.05.2012 (судья Антонова Е.Д.) исковые требования удовлетворены. С учреждения "Детский сад N 17" в пользу общества "Инновационные технологии" взыскано 36 428 руб. долга и 5000 руб. расходов по оплате услуг представителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 (судьи Гладких Д.Ю., Никольская Е.О., Суслова О.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение "Детский сад N 17" просит судебные акты отменить. По мнению заявителя жалобы, общество "Инновационные технологии" не доказало факт надлежащего оказания услуг, поскольку не представило доказательств соответствия энергопаспортов требованиям приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 19.04.2010 N 182 "Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования" (далее - приказ Минэнерго РФ от 19.04.2010 N 182).
Как установлено судом, между учреждением "Детский сад N 17" (заказчик) и обществом "Инновационные технологии" (исполнитель) заключен договор от 18.04.2011 N 2011/42, по условиям которого исполнитель обязуется провести энергетическое обследование учреждения "Детский сад N 17", в соответствии с планом выполнения работ приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью договора, а заказчик принять и оплатить результаты работы в соответствии с требованиями договора.
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что энергетическое обследование учреждения "Детский сад N 17" осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
Согласно п. 2.1 договора стоимость работ составляет 52 040 руб.
В соответствии с п. 2.2.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 26.09.2011 N 1 окончательный расчет за выполненные работы, включая устранение выявленных в процессе приемки недостатков, производится на основании акта приема выполненных работ, подписанным заказчиком, счета-фактуры и представленных исполнителем заказчику сведений о регистрации энергетического паспорта потребителя топливно-энергетических ресурсов, и присвоения регистрационного номера саморегулируемой организации в области энергетического обследования - Некоммерческое партнерство "Союз энергоаудиторов", в течение семи банковских дней со дня предъявления счета-фактуры.
Исполнитель обязан по результатам энергетического обследования составить и передать заказчику энергетический паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов и энергетические паспорта на здание учреждения "Детский сад N 17". Энергетические паспорта должны соответствовать требованиям приказа Минэнерго РФ от 19.04.2010 N 182 (п. 3.3.5 договора).
Выполнение истцом работ по энергетическому обследованию учреждения "Детский сад N 17" подтверждается актом приема выполненных работ, подписанным со стороны ответчика.
По результатам проведенной работы обществом "Инновационные технологии" составлен энергетический паспорт рег. N ЭП.003.036-1957-ОБ-02-11, отчет по теме "Энергетическое обследование учреждения "Детский сад N 17".
Факт регистрации энергетического паспорта саморегулируемой организацией подтвержден копией ведомости получения выписки из приказа от 29.12.2011 N СРО-003/47 "О регистрации энергетических паспортов, подготовленных по результатам энергетических обследований".
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение учреждением "Детский сад N 17" обязательств по оплате выполненных работ общество "Инновационные технологии" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, исходили из доказанности исполнения обществом "Инновационные технологии" обязательств по выполнению работ, и отсутствия доказательств их некачественности, наличия у учреждения "Детский сад N 17" обязательств по оплате выполненных работ.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно п. 1 ст. 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779 - 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Приемка заказчиком работы, выполненной подрядчиком, производится в порядке, определенном действующим законодательством (ст. 720-725 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также в соответствии с условиями договора.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 2, 3, 6 ст. 15 названного Закона основными целями энергетического обследования являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки. По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его заказчику.
Приказом Минэнерго РФ от 19.04.2010 N 182 утверждены требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, а также правила направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования.
Согласно п. 5 ст. 17 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ информация, полученная при обработке, систематизации и анализе данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований, используется в целях получения объективных данных об уровне использования органами и организациями энергетических ресурсов, о потенциале их энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о лицах, достигших наилучших результатов при проведении энергетических обследований, об органах и организациях, имеющих наилучшие показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, об иных получаемых в результате энергетического обследования показателях.
Из содержания ст. 17 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ следует, что Минэнерго России как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, те есть в целях получения необходимой информации.
В деле имеется ответ N СРО-003-П/04-095 Саморегулируемой организации в области энергетического обследования - Некоммерческое партнерство "Союз энергоаудиторов" (СРО) на запрос Арбитражного суда Пермского края по рассматриваемому делу. Как указывается в письме, согласно результатам экспертизы, выполненной СРО, предоставленные обществом "Инновационные технологии" по результатам обязательного энергетического обследования учреждения "Детский сад N 17" энергетические паспорта соответствуют требованиям Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, приказа Минэнерго РФ от 19.04.2010 N 182, зарегистрированы в СРО НП "Союз энергоаудиторов", их копии направлены в Минэнерго России.
Оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства (условия договора, акт приема выполненных работ, письмо СРО НП "Союз энергоаудиторов" N СРО-003-П/04-095), суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности ответчиком ненадлежащего исполнения истцом своих обязательств по договору и несоответствия изготовленного энергетического паспорта требованиям действующего законодательства.
Поскольку доказательств оплаты стоимости выполненных работ в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждением "Детский сад N 17" не представлено, суды признали исковые требования о взыскании долга в сумме 36 428 руб. правомерными и подлежащими удовлетворению.
Обязанность направлять заверенные копии энергетических паспортов, составленных членами саморегулируемой организации по результатам проведенных ими обязательных энергетических обследований установлена Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ для саморегулируемой организации.
В случае направления копий энергетических паспортов с нарушением требований Правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 19.04.2010 N 182, либо несоответствия копии энергетического паспорта требованиям законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности Министерство вправе вернуть представленные документы саморегулируемой организации для устранения выявленных нарушений.
Между тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции, несоблюдение саморегулируемой организацией требований ст. 17 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ о направлении в Минэнерго России копии энергетических паспортов, само по себе не влечет выводов о ненадлежащем исполнении истцом своих обязанностей по договору, несоответствии изготовленного энергетического паспорта требованиям действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 30.05.2012 по делу N А50-3498/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 17" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Васильченко |
Судьи |
О.В. Абознова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обязанность направлять заверенные копии энергетических паспортов, составленных членами саморегулируемой организации по результатам проведенных ими обязательных энергетических обследований установлена Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ для саморегулируемой организации.
В случае направления копий энергетических паспортов с нарушением требований Правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 19.04.2010 N 182, либо несоответствия копии энергетического паспорта требованиям законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности Министерство вправе вернуть представленные документы саморегулируемой организации для устранения выявленных нарушений.
Между тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции, несоблюдение саморегулируемой организацией требований ст. 17 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ о направлении в Минэнерго России копии энергетических паспортов, само по себе не влечет выводов о ненадлежащем исполнении истцом своих обязанностей по договору, несоответствии изготовленного энергетического паспорта требованиям действующего законодательства."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 декабря 2012 г. N Ф09-11643/12 по делу N А50-3498/2012