Екатеринбург |
|
16 января 2013 г. |
Дело N А34-2162/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Анненковой Г.В., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Курганской области от 27.07.2012 по делу N А34-2162/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация Кетовского района Курганской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с иском к министерству о взыскании 353 858 руб. 72 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот медицинским работникам, проживающим в сельской местности.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Курганской области, Финансовый отдел Администрации Кетовского района Курганской области.
Решением суда от 27.07.2012 (судья Асямолов В.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2012 (судьи Забутырина Л.В., Ершова С.Д., Хороненко М.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель жалобы ссылается на неправильное применение судами ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 6 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2007 N 129-О-П, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", а также на неприменение подлежащих применению п. 1, 2 ст. 85, п. 1, 2 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Курганской области от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области".
По мнению подателя жалобы, материалы дела не содержат доказательств совокупности элементов, необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности на министерство; вышеуказанные акты не предусматривают ответственности Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации по данной категории дел; меры социальной поддержки медицинских работников, проживающих и работающих на территории с. Кетово Кетовского района, являются расходными обязательствами Курганской области и муниципального образования "Кетовский район".
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Кетовского районного суда Курганской области от 08.11.2011, определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 27.12.2011 по делу N 2-1843/2011 в пользу граждан (медицинских работников), работающих и проживающих в сельской местности, с администрации за счет казны муниципального образования "Кетовский район" взысканы расходы на отопление за период с сентября 2008 по декабрь 2010 года и судебные расходы в общей сумме 353 858 руб. 72 коп., выданы исполнительные листы.
Ссылаясь на то, что в результате произведения оплаты по предъявленным исполнительным листам бюджет муниципального образования "Кетовский район" понесет убытки, поскольку Российской Федерацией в лице министерства не выделены денежные средства на реализацию мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из наличия оснований для взыскания с министерства за счет казны Российской Федерации заявленной суммы убытков.
Выводы судов соответствуют нормам права и обстоятельствам дела.
В силу п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 указанного Кодекса).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан до 01.01.2005 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу, ст. 63 дополнена ч. 4, 5, 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Закона N 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых указанным Федеральным законом нормах, данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом.
Во исполнение Закона N 122-ФЗ на территории Курганской области принят Закон от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", которым определены виды и объем предоставления мер социальной поддержки в виде компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения.
Исследовав материалы дела и установив, что финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению льгот медицинским работникам в федеральном бюджете в 2008 - 2010 годах не планировались и Курганской области не выделялись, суды сделали верный вывод о том, что убытки в заявленной сумме подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
При этом суды приняли во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, согласно которой недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, федеральный законодатель не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств.
При изложенных обстоятельствах доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения гражданско-правовой ответственности на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации являются несостоятельными.
Судами обоснованно отклонён довод ответчика о том, что отсутствуют правовые основания для взыскания судебных расходов в размере 17 226 руб.
Указанные судебные расходы взысканы решением Кетовского районного суда Курганской области от 08.11.2011 по делу N 2-1843/2011 (с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 27.12.2011) в пользу граждан (медицинских работников), работающих и проживающих в сельской местности.
Взыскание судебных расходов по делу N 2-1843/2011 произведено в связи с удовлетворением требований граждан о взыскании с истца по настоящему делу, предусмотренных законом компенсаций, не профинансированных ответчиком.
Таким образом, как правомерно указано судами, сумма в размере 17 226 руб. является убытками истца по смыслу ст. 15, 16, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и подлежит возмещению.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 27.07.2012 по делу N А34-2162/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Лимонов |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав материалы дела и установив, что финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению льгот медицинским работникам в федеральном бюджете в 2008 - 2010 годах не планировались и Курганской области не выделялись, суды сделали верный вывод о том, что убытки в заявленной сумме подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
При этом суды приняли во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, согласно которой недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
...
Взыскание судебных расходов по делу N 2-1843/2011 произведено в связи с удовлетворением требований граждан о взыскании с истца по настоящему делу, предусмотренных законом компенсаций, не профинансированных ответчиком.
Таким образом, как правомерно указано судами, сумма в размере 17 226 руб. является убытками истца по смыслу ст. 15, 16, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и подлежит возмещению."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 января 2013 г. N Ф09-12930/12 по делу N А34-2162/2012
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4160/13
26.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4160/13
16.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-12930/2012
04.10.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9347/12
27.07.2012 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-2162/12