Екатеринбург |
|
30 января 2013 г. |
Дело N А50-15346/2012 |
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2012 г. N 17АП-12018/12
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Татариновой И.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ИНН 5920005217, ОГРН 1025902036863; далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Пермского края от 28.09.2012 по делу N А50-15346/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 11 отдела надзорной деятельности по Чкаловскому муниципальному району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (далее - отдел, административный орган) от 25.07.2012 N 156 о применении административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) с назначением административного наказания в виде штрафа в сумме 150 000 руб. за нарушение требований пожарной безопасности.
Решением суда от 28.09.2012 (судья Кетова А.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 (судьи Щеклеина Л.Ю., Васева Е.Е., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит обжалуемые судебные акты отменить, указывая на допущенное административным органом нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), выразившееся в неизвещении предприятия о предстоящей проверке надлежащим образом.
Доводов в отношении иных выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных актах, в кассационной жалобе не содержится.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Статьей 20.4 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Часть 1 упомянутой статьи предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 Кодекса и ч. 3 - 8 данной статьи.
За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 20.4 Кодекса.
Часть 4 ст. 20.4 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Нарушение требований пожарной безопасности по вышеуказанным частям ст. 20.4 Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила 01-03).
Пунктами 2, 3 Правил 01-03 установлено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с названными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
К нормативным документам по пожарной безопасности согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ относятся технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций выявлено, что отделом на основании распоряжения административного органа от 27.04.2012 N 101 проведена плановая выездная проверка по соблюдению законодательства в области обеспечения пожарной безопасности в отношении предприятия, по результатам которой составлен акт от 22.05.2012 N 101.
В ходе проверки административным органом установлены факты нарушения требований пожарной безопасности, установленные действующим законодательством.
Административным органом 10.07.2011 при участии представителя предприятия составлены протоколы об административных правонарушениях N 154, N 155, N 156 по признакам правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса соответственно.
Отделом вынесено оспариваемое постановление от 25.07.2012 N 156 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса, с назначением наказания в виде наложения штрафа в сумме 150 000 руб.
Оценив по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе: акт проверки отдела от 22.05.2012 N 101, протоколы об административном правонарушении от 10.07.2011 N 154, от 10.07.2011 N 155, от 10.07.2011 N 156, постановление от 25.07.2012 N 156 о применении административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса, и руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ, Правилами 01-03 и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в действиях предприятия составов правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса.
Установленные административным органом нарушения заявителем жалобы не оспариваются.
Довод предприятия о неизвещении о предстоящей проверке надлежащим образом суды правомерно отклонили. В силу ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ уведомление юридического лица о начале проведения плановой проверки производится в течение трех дней. Учитывая, что распоряжение административного органа от 27.04.2012 N 101 о проведении проверки вручено предприятию 27.04.2012, проверка проведена в период с 21.05.2012 по 22.05.2012, нарушений порядка извещения предприятия о предстоящих контрольных мероприятиях административным органом не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 28.09.2012 по делу N А50-15346/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе: акт проверки отдела от 22.05.2012 N 101, протоколы об административном правонарушении от 10.07.2011 N 154, от 10.07.2011 N 155, от 10.07.2011 N 156, постановление от 25.07.2012 N 156 о применении административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса, и руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ, Правилами 01-03 и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в действиях предприятия составов правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 Кодекса.
...
Довод предприятия о неизвещении о предстоящей проверке надлежащим образом суды правомерно отклонили. В силу ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ уведомление юридического лица о начале проведения плановой проверки производится в течение трех дней. Учитывая, что распоряжение административного органа от 27.04.2012 N 101 о проведении проверки вручено предприятию 27.04.2012, проверка проведена в период с 21.05.2012 по 22.05.2012, нарушений порядка извещения предприятия о предстоящих контрольных мероприятиях административным органом не допущено."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 января 2013 г. N Ф09-13920/12 по делу N А50-15346/2012
Хронология рассмотрения дела:
07.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2904/13
30.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-13920/2012
26.11.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12018/12
28.09.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-15346/12