Екатеринбург |
|
01 февраля 2013 г. |
Дело N А47-11325/2011 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2012 г. N Ф09-10539/12 по делу N А47-11326/2011
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 ноября 2012 г. N Ф09-10682/12 по делу N А76-24139/2011
См. также Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июля 2012 г. N ВАС-6424/12 "О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Макарова В.Н., Абозновой О.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Уральская Сталь" (далее - общество "Уральская Сталь") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.12.2011 по делу N А47-11325/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От общества "Уральская Сталь" в Федеральный арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу "Уральская сталь" о взыскании 769 550 руб. 22 коп. платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в мае 2011 г. по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 21.05.2008 N 6/11.
Решением суда от 23.12.2011 (судья Емельянова О.В.) исковые требования общества "РЖД" удовлетворены. С общества "Уральская Сталь" в пользу общества "РЖД" взыскана плата за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта в сумме 769 550 руб. 22 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 18 391 руб.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 (судьи Рачков В.В., Логиновских Л.Л., Карпусенко С.А.) решение суда оставлено без изменения.
Общество "Уральская Сталь" обратилось в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой.
Определением кассационного суда от 21.08.2012 производство по кассационной жалобе было приостановлено до размещения на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изготовленного в полном объеме судебного акта, вынесенного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по итогам принятого в надзорном порядке к рассмотрению заявления открытого акционерного общества "Уральская сталь" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Оренбургской области от 01.09.2011 по делу N А47-4832/2011, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.02.2012 по тому же делу.
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.01.2013 производство по кассационной жалобе возобновлено.
Определением суда кассационной инстанции от 29.01.2013 в связи с нахождением судьи Васильченко Н.С. в отпуске произведена замена на судью Макарова В.Н. (ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В кассационной жалобе общество "Уральская Сталь" просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов по данному делу практике, установленной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10. Заявитель указывает на то, что Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) и договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 21.05.2008 N 6/11 не предусмотрена возможность взыскания платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику. Общество "Уральская Сталь" считает, что не имеется оснований считать плату за пользование вагонами, начисленную истцом по договору, неустойкой. Кроме того, заявитель отмечает, что судами необоснованно не применена ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как заявленная сумма иска несоразмерна последствиям нарушения обязательств.
В отзыве на кассационную жалобу общество "РЖД" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором от 21.05.2008 N 6/11 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, истцом ответчику с 01 мая по 15 мая 2011 г. подавались вагоны на выставочные пути ст. Новотроицк с N 2 по N 7 и с N 11 по N 17, откуда продвижение вагонов производится локомотивом ответчика.
В пункте 8 договора (в редакции дополнительного соглашения N 3 к договору) стороны определили, что вагоны, принятые ответчиком на выставочных путях (не на путях необщего пользования) станции (являющихся приемо-отправочными путями общей магистрали общества "РЖД"), должны быть убраны локомотивом ответчика на свой путь необщего пользования не позднее чем через 2 часа.
Согласно подп. "б" п. 19 договора ответчик уплачивает истцу плату за пользование вагонами, установленную Тарифным руководством N 2 за время задержки приема вагонов на станции назначения по причинам, зависящим от ответчика.
Пунктом 21.5 договора предусмотрено, что при задержке уборки вагонов с путей станции Новотроицк с N 2 по N 17 по причинам, зависящим от владельца, перевозчик составляет акт общей формы для начисления платы за пользование в соответствии с п. 11, 12 Тарифного руководства N 2.
В п. 11 и 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденного постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12, зарегистрированного в Минюсте 08.08.2002 N 3678, указано, что при задержке вагонов на железнодорожных путях общего пользования по вине грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, а также за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Согласно актам общей формы в период с 01 по 15 мая 2011 г. вагоны простаивали на выставочных путях со 2 по 17 станции Новотроицк по причине не уборки на путь необщего пользования принятых ответчиком вагонов на выставочных путях в течение 2 часов.
Ссылаясь на нарушение обществом "Уральская Сталь" предусмотренных п. 8 договора условий уборки вагонов на свой путь необщего пользования, общество "РЖД" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из условий договора от 21.05.2008 N 6/11, которым на общество "Уральская сталь" возложена обязанность производить уборку вагонов с выставочных путей в течение двух часов с момента окончания приемосдаточных операций. В случае неисполнения указанной обязанности общество "Уральская сталь" вносит обществу "РЖД" плату за пользование вагонами, порядок расчета которой согласован сторонами в п. 19, 21.5 договора.
Между тем судами не учтено следующее.
Практика рассмотрения данной категории споров установлена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10, от 18.10.2012 N 6424/12: плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Согласно п. 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и ст. 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" общество "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
В силу п. 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в этом Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены ст. 39 Устава железнодорожного транспорта.
Из буквального толкования ст. 39 Устава железнодорожного транспорта не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими обществу "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене как вынесенные с нарушением норм материального права (п. 2 ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку все существенные для дела обстоятельства установлены судами, суд кассационной инстанции считает возможным принять свой судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110, 112, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.12.2012 по делу N А47-11325/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 по тому же делу отменить.
В удовлетворении искового требования открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о взыскании с открытого акционерного общества "Уральская сталь" 769 550 руб. 22 коп. отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Уральская сталь" 4000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
В.Н. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены ст. 39 Устава железнодорожного транспорта.
Из буквального толкования ст. 39 Устава железнодорожного транспорта не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими обществу "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 февраля 2013 г. N Ф09-6028/12 по делу N А47-11325/2011