Екатеринбург |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А76-24742/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Смирнова А.Ю., Мындря Д.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (далее - кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2012 по делу N А76-24742/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В судебном заседании, назначенном на 21.03.2013 на 09 час. 45 мин., объявлен перерыв до 22.03.2013 до 09 час. 15 мин. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От имени кадастровой палаты заявлено ходатайство о прекращении производства по кассационной жалобе в связи с отказом от кассационной жалобы. Ходатайство подписано представителем Жидковой А.Ю., к ходатайству приложена доверенность, из содержания которой не усматривается наличие полномочий на отказ от кассационной жалобы, следствием чего является прекращение производства по данной жалобе. С учетом изложенного ходатайство о прекращении производства по кассационной жалобе в связи с отказом от кассационной жалобы удовлетворению не подлежит.
Челябинский областной союз потребительских обществ (далее - Челябинский облпотребсоюз) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к кадастровой палате, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0426002:220 площадью 41 357 кв. м, местоположение: Челябинская область, г. Челябинск, Советский район, ул. Севанская, равной его рыночной стоимости в размере 64 955 718 руб., определенной по состоянию на 01.01.2010; установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0426002:220, равной его рыночной стоимости в размере 64 955 718 руб. для целей налогообложения с 01.01.2012; об обязании кадастровой палаты внести в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0426002:220, равной его рыночной стоимости в размере 64 955 718 руб., определенной по состоянию на 01.01.2010 (с учетом принятого арбитражным судом уточнения исковых требований и отказа от части заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Агентство профессиональной оценки" (далее - общество "Агентство профессиональной оценки") и Правительство Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2012 (судья Гусев А.Г.) исковые требования удовлетворены частично в отношении кадастровой палаты. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0426002:220 площадью 41 357 кв. м, местоположение: Челябинская область, г. Челябинск, Советский район, ул. Севанская, равная его рыночной стоимости в размере 64 955 718 руб., определенной по состоянию на 01.01.2010. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0426002:220, равная его рыночной стоимости в размере 64 955 718 руб. для целей налогообложения с 01.01.2012. На кадастровую палату возложена обязанность внести в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:0426002:220, равной его рыночной стоимости в размере 64 955 718 руб., определенной по состоянию на 01.01.2010. В удовлетворении исковых требований к Управлению Росреестра отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 (судьи Карпачева М.И., Румянцев А.А., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами ч. 3 ст. 1, ч. 5 ст. 4, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), ст. 9, 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель считает необоснованным привлечение филиала к участию в деле в качестве ответчика, поскольку Челябинский облпотребсоюз не предъявляет к нему материально-правовых требований, филиал выполняет учетные и технические функции, не наделен полномочиями по оценке правомерности установления кадастровой или рыночной стоимости объектов недвижимости. По ее мнению, надлежащими ответчиками по рассматриваемой категории споров являются орган местного самоуправления и Правительство Челябинской области, утверждающее результаты кадастровой оценки земельных участков.
Законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами, Челябинскому облпотребсоюзу на основании постановления главы администрации г. Челябинска от 11.05.1994 N 491, государственного акта на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 74:36:0426002:220 площадью 41 357 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Советский район, ул. Севанская.
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке от 15.08.2012 N 7400/101/12-250467, письма Управления Росреестра от 05.04.2012 N 8364, по состоянию на 01.01.2010 кадастровая стоимость земельного участка составляет 268 138 936 руб. 64 коп.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, Челябинский облпотребсоюз обратился в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, определена на основании постановления Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П, и согласно кадастровой выписке от 15.08.2012 N 7400/101/12-250467 составляет 268 138 936 руб. 64 коп.
В соответствии с письмом Управления Росреестра от 05.04.2012 N 8364 актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области проведена по состоянию на 01.01.2010.
По ходатайству истца судом первой инстанции назначена судебная экспертиза. По результатам экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта N 01-06/1119-ЗЭ, выполненное негосударственной экспертной организацией обществом с ограниченной ответственностью "Дом оценки и экспертизы", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:0426002:220 по состоянию на 01.01.2010, составляет 63 466 779 руб.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Учитывая, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка значительно отличается от рыночной стоимости земельного участка, определенной экспертом в заключении N 01-06/1119-ЗЭ, суды удовлетворили требования о установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Данные выводы судов кадастровой палатой не оспариваются, их законность не проверяется.
Заявитель в кассационной жалобе указывает на необоснованное привлечение его в качестве ответчика. Он считает, что надлежащими ответчиками по рассматриваемой категории споров являются орган местного самоуправления и Правительство Челябинской области. Данные доводы были рассмотрены судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. При этом суд апелляционной инстанции указал на следующее.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на рыночную стоимость земельного участка должно быть обращено к органу кадастрового учета, и не является требованием об оспаривании действий данного органа, подлежащим рассмотрению в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В силу п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров является кадастровая палата, наделенная функциями органа кадастрового учета, оснований для отмены судебных актов по основаниям, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2012 по делу N А76-24742/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных ст. 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
В силу п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 марта 2013 г. N Ф09-957/13 по делу N А76-24742/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-957/13
20.11.2012 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11301/12
20.11.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11296/12
18.09.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-24742/11