Екатеринбург |
|
04 апреля 2013 г. |
Дело N А50-8281/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Васильченко Н.С.,
судей Гайдука А.А., Пановой Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Научно-производственное акционерное общество "ЭХО" (далее - общество "НПАО "ЭХО") на решение Арбитражного суда Пермского края от 12.10.2012 по делу N А50-8281/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель общества "НПАО "ЭХО" - Ильенкова А.И. (доверенность от 23.04.2012 N 20/2012).
Общество "НПАО "ЭХО" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к муниципальному образованию "город Пермь" в лице Департамента финансов администрации города Перми о взыскании неосновательного обогащения в сумме 862 266 руб. 74 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 67 932 руб. 59 коп.
Определением суда от 08.06.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление здравоохранения города Перми.
Решением суда от 12.10.2012 (судья Султанова Ю.Т.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 (судьи Гулякова Г.Н., Васева Е.Е., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "НПАО "ЭХО" просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. Ссылаясь на Закон Пермского края от 29.12.2009 N 561-ПК "О программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год", постановление администрации г. Перми от 02.11.2009 N 761, считает, что при заключении договоров на выполнение заданий по обеспечению государственных гарантий оказания населению г. Перми бесплатной медицинской помощи на 2010, 2011 годы, суммы, определенные заявителем с помощью Методики расчета услуги внутрибольничной аптеки, установленной названным постановлением администрации г. Перми, с учетом количества определенных коек, должны быть включены в расходные обязательства муниципального образования. По мнению заявителя жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют обстоятельствам дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Управлением здравоохранения города Перми (заказчик) и обществом "НПАО "ЭХО" (исполнитель) заключены договоры от 31.12.2009 N 59-2059, от 31.12.2010 N 17-211, предметом которых являлось выполнение исполнителем задания по обеспечению государственных гарантий оказания населению г. Перми бесплатной медицинской помощи по лотам, профилям и видам медицинской деятельности, указанным в приложениях N1.
В соответствии с п. 2.1 названных договоров оплата медицинской помощи, оказанной в рамках выполнения задания, осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования по тарифам, утвержденным краевой согласительной комиссией в рамках договоров медицинской организации и страховой медицинской компании.
Пунктом 3.1 указанных договоров установлено, что исполнитель принимает на себя обязательства оказать медицинскую помощь жителям г. Перми, а именно: амбулаторно-поликлиническую помощь ежедневно в определенные часы, стационарную помощь круглосуточно все дни недели, стационар замещающую помощь - дневные стационары при поликлинике. Объем медицинской помощи определен заданием, указанным в приложениях N 1 к договорам.
По адресу оказания медицинской помощи общество "НПАО "ЭХО" на основании лицензии осуществляет хранение и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Сочтя, что данная деятельность относится к оказанию услуги внутрибольничной аптеки и подлежит оплате за счет средств бюджета, исходя из расчета стоимости муниципальной услуги, утвержденной постановлением администрации г. Перми от 02.11.2009 N 761, общество "НПАО "ЭХО" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования "город Пермь" в лице Департамента финансов администрации г. Перми неосновательного обогащения в размере 862 266 руб. 74 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 67 932 руб. 59 коп.
Суд первой инстанции, установив отсутствие доказательств оказания данной услуги по заказу ответчика, а также отсутствие признаков неосновательного обогащения, в удовлетворении исковых требований отказал.
Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения, поддержав сделанные судом первой инстанции выводы.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу п. 2 ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
С учетом указанных норм и положений ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции верно определил, что в предмет доказывания по настоящему делу входят: факт неосновательного пользования ответчиком денежными средствами истца; размер неосновательно сбереженных денежных средств со стороны ответчика. Отсутствие доказательств по одному из указанных условий влечет отказ в удовлетворении иска.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1, действующих до 01.01.2012 (далее - Основы законодательства), основными принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Согласно п. 4 ст. 6 Основ законодательства к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования.
В силу ст. 37.2 Основ законодательства оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - Программа).
На основании ст. 20.1 Основ законодательства Программа определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.
В Программе предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.
Правительство Российской Федерации утверждает Программу и рассматривает доклад о ее реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с Программой органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 811, от 04.10.2010 N 782 утверждены Программы соответственно на 2010 и 2011 годы, которыми установлено, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи, а также включать в территориальную программу обязательного медицинского страхования виды и объемы медицинской помощи, финансирование которых в соответствии с Программой осуществляется за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно Законам Пермского края от 25.12.2009 N 561-ПК "О программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год" и от 02.12.2010 N 713-ПК "О программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2011 год" бесплатно предоставляется медицинская помощь учреждениями и структурными подразделениями скорой медицинской помощи (скорая медицинская помощь); амбулаторно-поликлиническими учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями и дневными стационарами всех типов (амбулаторная медицинская помощь); больничными учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями (стационарная медицинская помощь).
Амбулаторно-поликлиническая помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, а также при беременности и искусственном прерывании беременности на ранних сроках (абортах).
Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в случаях плановой или экстренной госпитализации, требующих применения интенсивных методов диагностики и лечения, круглосуточного медицинского наблюдения и(или) изоляции, в том числе по эпидемиологическим показаниям (разд. 2 Программы).
Медицинская помощь в рамках Программы обязательного медицинского страхования за счет средств обязательного медицинского страхования оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, утверждаемым Министерством здравоохранения Пермского края на основании размещения заданий в порядке, установленном п. 6 разд. I Программы, и на основании договоров, заключенных медицинскими организациями со страховыми медицинскими организациями.
За счет местных бюджетов муниципальных районов (городских округов) Пермского края в установленном порядке предоставляются, в частности, медицинская помощь, медицинские и иные услуги в центрах медицинской профилактики (кроме центров здоровья), санаториях системы здравоохранения (кроме противотуберкулезных), центрах (отделениях) профессиональной патологии, патологоанатомических бюро (учреждениях, отделениях), медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, хосписах, домах (больницах, отделениях) сестринского ухода, нормативных здравпунктах промышленных предприятий, государственных и муниципальных учреждений высшего и среднего профессионального образования, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, аптеках при больничных учреждениях (внутрибольничных аптеках), молочных кухнях и прочих медицинских учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которые не участвуют в реализации территориальной Программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 2 разд. 4 Программы перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь за счет средств бюджетов муниципальных районов (городских округов), утверждается соответствующими органами местного самоуправления.
Расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На территории г. Перми Порядок формирования, размещения, финансового обеспечения и контроля исполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ), утвержден постановлением администрации г. Перми от 30.11.2007 N 502.
Проанализировав п. 10 Положения о разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 N 255, суд апелляционной инстанции верно установил, что оказание медицинских услуг за счет бюджета муниципального образования осуществляется на основании доведенных заданий медицинскими учреждениями, входящими в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которые не участвуют в реализации территориальной Программы обязательного медицинского страхования.
Порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд установлен Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела договоры от 31.12.2009 N 59-2059, от 31.12.2010 N 17-211 суды верно указали, что истцу было доведено задание на оказание медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования. Возмещение за счет средств органов местного самоуправления организованных для собственных нужд аптек в данное задание не входило. Таким образом, учитывая, что никаких муниципальных контрактов на оказание услуг для муниципальных нужд в порядке Закона N 94-ФЗ между истцом и ответчиком не заключалось, а также отсутствие доказательств того, что финансирование расходов истца, не учитываемых в тарифах на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, предусмотрено в бюджете муниципального образования, суды сделали правильный вывод о недоказанности факта неосновательного обогащения ответчика за счет истца.
Кроме того, является верным вывод суда апелляционной инстанции о том, что указанный истцом размер неосновательного обогащения не подтвержден материалами дела и не основан на нормах действующего законодательства. Применение истцом стоимости, исходя из Методики расчета и размера стоимости муниципальной услуги внутрибольничной аптеки, утвержденной постановлением администрации г. Перми от 02.11.2009 N 761, относительно 1 койко-места является неправомерным, так как в соответствии с условиями договоров истец оказывает медицинскую помощь в режиме дневного стационара, исчисление объемов оказываемой помощи по дневному стационару определено в пациенто-днях.
С учетом вышеизложенного, а также отсутствия доказательств наличия на стороне ответчика неосновательного обогащения (сбережения денежных средств) суды правомерно отказали обществу "НПАО "ЭХО" в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе о том, что при отсутствии договорных отношений, но с учетом регулирования спорных отношений нормативным актом, муниципальным образованием "город Пермь" неосновательно сбережены денежные средства, принадлежащие обществу "НПАО "ЭХО", за услуги внутрибольничной аптеки, а также иные доводы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии с нормами ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, переоценка доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты на основе всестороннего и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств и установления всех обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 12.10.2012 по делу N А50-8281/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Научно-производственное акционерное общество "ЭХО" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Васильченко |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела договоры от 31.12.2009 N 59-2059, от 31.12.2010 N 17-211 суды верно указали, что истцу было доведено задание на оказание медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования. Возмещение за счет средств органов местного самоуправления организованных для собственных нужд аптек в данное задание не входило. Таким образом, учитывая, что никаких муниципальных контрактов на оказание услуг для муниципальных нужд в порядке Закона N 94-ФЗ между истцом и ответчиком не заключалось, а также отсутствие доказательств того, что финансирование расходов истца, не учитываемых в тарифах на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, предусмотрено в бюджете муниципального образования, суды сделали правильный вывод о недоказанности факта неосновательного обогащения ответчика за счет истца."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 апреля 2013 г. N Ф09-1421/13 по делу N А50-8281/2012
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9141/13
02.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9141/13
04.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1421/13
18.12.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-13523/12
12.10.2012 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-8281/12