• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 апреля 2013 г. N Ф09-2386/13 по делу N А50-11310/2012

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Судами установлено, что Управлением сделан вывод о том, что названные действия общества "Ренессанс Капитал" и общества "Группа Ренессанс Страхование" привели к навязыванию заемщикам банка условий кредитного договора не относящихся к предмету договора, а именно, при получении банковского кредита - подключение к программе страхования жизни и здоровья.

При этом суды, руководствуясь ч. 1 ст. 329, п. 1 ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, верно указали, что услуга по подключению к программе страхования жизни и здоровья является самостоятельной финансовой услугой по отношению к кредитованию. В отношениях по кредитованию нормативно-правовыми актами предусмотрен лишь единственный случай страхования в силу закона - страхование заложенного имущества залогодателем, иных случаев обязательного страхования при кредитовании и залоге имущества законодательство не содержит.

Кроме того, суды, установив, что на момент заключения кредитного договора у Благодаровой Т.С. имелся договор страхования жизни и здоровья в страховой компании - общество с ограниченной ответственностью Страховая компания "Росгосстрах-Жизнь", у заемщика Вилкова И.В. - договор страхования жизни с закрытым акционерным обществом Страховая компания "Авива" и комиссия за подключение к Программе страхования жизни и здоровья была оплачена из заемных средств, выданных обществом "Ренессанс Капитал", с учетом ч. 2 ст. 935 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделали правильный вывод о том, что подключение Благодаровой 09.06.2010 к Программе страхования жизни и здоровья было вызвано заключением кредитного договора, а не потребностью клиента банка, так как она была не заинтересована в данной услуге.

При этом судами указано, что из анализа разработанных типовых форм, предлагаемых для подписания заемщикам, а именно: анкеты на получение кредита, заявления о страховании, инструкции "Оформление кредита (подписание документов с клиентом)", видно, что клиент вне зависимости от согласия или не согласия на страховку всегда должен подписать анкету и заявление о страховании, проставление отметок в различных полях под различными условиями также затруднительно для восприятия, предлагаемый к подписанию кредитный договор содержит раздел 4 "Подключение к программе страхования". Форма названного заявления, как верно установлено судами, является результатом деятельности банка и страховой компании, так как утверждена соглашением между ними.

В связи с этим, вывод судов о навязывании контрагенту невыгодных для него и не предусмотренных законом условий кредитного договора о страховании жизни и здоровья основан на установленных по делу фактических обстоятельствах заключения кредитного договора, исключающих возможность отказа заемщика от принятия таких условий.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении обществом "Группа Ренессанс Страхование" и обществом "Ренессанс Капитал" ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период)."