Екатеринбург |
|
23 мая 2013 г. |
Дело N А07-13049/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Сулейменовой Т.В., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Уфе (далее - Управление МВД России по г. Уфе) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.11.2012 по делу N А07-13049/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель Управления МВД России по г. Уфе - Файзуллина С.В. (доверенность от 10.01.2013 N 42/25-266).
Управление МВД России по г. Уфе обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе, оформленном письмом от 26.04.2012 N 01-02-10629/9, передать в федеральную собственность имущество (нежилые помещения), находящееся в пользовании Управления МВД по г. Уфе для размещения органа власти, расположенные по адресам:
- Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шафиева, д. 46/1, литера А, находящиеся на цокольном (полуподвальном) этаже 30,6 кв. м: N 12,13; второй этаж 174,5 кв. м: N 26, 32-48, общая площадь 221,4 кв. м;
- Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шафиева, д. 46/1, литера А, первый этаж 186,8 кв. м: N 49, 65-73, 64, 61, 63, 62; второй этаж 449,3 кв. м: N 50, 51, 52, 52а, 53-57; второй этаж антресоль N 58, общая площадь 636,1 кв. м;
- Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Грозненская, д. 69/3, помещения второго этажа N 1, 1а, 1б, 1в, 1г, 1д, 2-5, 9-15, 15а, 16, 16а, 17-20, 28-31, 36-38, 38а, 39-43, 45, 46, 57, первого этажа N 35 общей площадью 649,1 кв. м;
- Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Мелеузовская, д. 17/1, помещения первого этажа 17,6 кв. м: N 16, 17; первого этажа 17,2 кв. м: N 13, 14, 15, второго этажа 410,6 кв. м, N 1-21, 21а, 21б, 21в, 22, 22а, 22б, 22в, 23-27, 27а, 27б, 28, 29, 29а, 30, 30а, 30б,30в, 31, 31а, 31б, 31в, 32-36 общей площадью 445,4 кв. м;
- Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Победы, д. 3, литера Б, помещения первого этажа N 18, 22, 24, 25, 33, 28-30, второго этажа N 1-26 общей площадью 458,8 кв. м;
- Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Тухвата Янаби, д. 71/2, литера А, помещения первого этажа 29,7 кв. м: N 8, 9, 10; второго этажа 241,7 кв. м: N 1, 3-10, 12-23 общей площадью 271,4 кв. м;
- Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Гафури, д. 11, литера А, помещения: подвал N 24, 25, 30, 28 общей площадью 76,3 кв. м;
- Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Коммунаров, д. 69/3, литера А, А1, помещения первого этажа 230,4 кв. м: литера А1: N 1-3, литера А: N 3а, 4, 5, 5а, 6, 8-10, 16; второго этажа 371,4 кв. м, литера А второго этажа: N 1-7, 7а, 8-10, 10а, 11, 12, 12а, 13, 13а, 40-44, 44а, 45, 46 общей площадью 601,8 кв. м;
- Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Сагита Агиша, д. 16, литера А, помещения первого этажа 247,7 кв. м: N 47, 48, 50, 50а, 51-58, 58а, 59-70, 72 общей площадью 247,7 кв. м;
- Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Айская, д. 84, литера А, помещения первого этажа 265,7 кв. м: N 5-13, 13а, 13б, 14-21, 21а-26 общей площадью 265,7 кв. м;
- Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Айская, д. 64/3а, помещения второго этажа: N 20 общей площадью 42,9 кв. м;
- Республика Башкортостан, г. Уфа, Проспект Октября, д. 16/1, помещения первого этажа общей площадью 238,3 кв. м;
- Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Гагарина, д. 17,1, помещения первого этажа 532,7 кв. м: N 47, 48, 2, 4, 5, 6, 14-25, 25а, 26, 26а, 27, 28, 29, 49, 50, 1, 4а; второго этажа 1182,4 кв. м: N 1-29, 29а, 29б, 30, 31, 34-69 общей площадью 1715,1 кв. м,
и обязании администрации совершить действия, предусмотренные ч. 9 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) по передаче в федеральную собственность указанных нежилых помещений, используемых Управлением МВД России по г. Уфе под размещение органа государственной власти (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Уфимский городской филиал бюро технической инвентаризации.
Решением суда от 06.11.2012 (судья Крылова И.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 (судьи Суспицина Л.А., Карпачева М.И., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление МВД России по г. Уфе просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений Закона о полиции. По мнению заявителя жалобы, спорное имущество подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность, поскольку в соответствии с требованиями Закона о полиции финансирование деятельности полиции осуществляется только за счет средств федерального бюджета. Таким образом, при сохранении прежних отношений с муниципальным образованием (безвозмездное пользование) не представляется возможным проведение капитального и текущего ремонта в спорных зданиях и помещениях, а также оплата коммунальных и эксплуатационных услуг по федеральному бюджету. Управление МВД России по г. Уфе считает, что волеизъявление органов местного самоуправления на передачу имущества в федеральную собственность продиктовано необходимостью соблюдения процедуры согласования действий соответствующих органов власти, чтобы исключить возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче имущества в федеральную собственность в одностороннем порядке. Орган местного самоуправления не вправе игнорировать установленный законом порядок разграничения собственности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.03.2012 Управление МВД России по г. Уфе направило в адрес главы администрации письмо N 20/4-801 о включении в повестку дня заседания комиссии Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан вопроса по передаче находящегося в муниципальной собственности недвижимого имущества, используемого Управлением МВД России по г. Уфе и его подразделениями, в федеральную собственность.
В письме от 26.04.2012 N 01-02-10629/9 администрация сообщила Управлению МВД России по г. Уфе, что решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 12.04.2012 N 3/9 "Об утверждении перечня муниципального имущества городского округа город Уфа Республики Башкортостан, подлежащего безвозмездной передаче в федеральную собственность" объекты недвижимости, расположенные в г. Уфе по адресам: ул. Кавказская, д. 17, ул. Шафиева, д. 46, ул. М. Джалиля, д. 5А, переданы в федеральную собственность, отдельно стоящие нежилые здания по ул. Рязанская, д. 14 и по ул. Победы, д. 5, готовятся к передаче, в отношении остальных объектов недвижимости предложено сохранить существующие договорные отношения - безвозмездное пользование, со ссылкой на то обстоятельство, что данные объекты являются нежилыми помещениями в жилых домах и составляют единый комплекс с жилым муниципальным фондом, имеют общие инженерные сети и коммуникации.
Полагая, что выраженный в письме от 26.04.2012 N 01-02-10629/9 отказ администрации в передаче спорных нежилых помещений в федеральную собственность является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Управление МВД России по г. Уфе обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Для признания недействительным ненормативного правового акта в соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов именно того лица, которое обращается в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Согласно ч. 9 ст. 54 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Имущество, которое может находиться в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, в муниципальной собственности, а также процедура передачи имущества из одного уровня собственности в другой, предусмотрены в ч. 11 ст. 154 Закона о полиции.
Указанный порядок передачи объектов недвижимости из одного уровня собственности в другой, кроме факта перераспределения полномочий, подразумевает также волеизъявление собственника на такую передачу.
При этом права собственника находятся под защитой ст. 35 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого иметь имущество в собственности и гарантии для субъектов данного права в случае лишения их имущества (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П).
Как указано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 N 540-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, как следует из взаимосвязанных положений ч. 11 ст. 154 Закона о полиции, аналогичен порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность: он включает направление органом местного самоуправления предложения о передаче имущества, являющейся муниципальной собственностью, что предполагает необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу и согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что на момент рассмотрения дела вопрос о передаче в федеральную собственность части объектов, находящихся в муниципальной собственности, органом местного самоуправления был рассмотрен, что свидетельствует о наличии соответствующего волеизъявления муниципального образования о передаче такого имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность и соблюдении установленного законом порядка.
Судами также установлено, что согласно представленной в материалы дела переписке сторон готовятся к передаче в федеральную собственность отдельно стоящие нежилые здания, расположенные в г. Уфе по ул. Рязанская, д. 14 и по ул. Победы, д. 5, а в отношении нежилых помещений, перечисленных в рассматриваемом заявлении, между сторонами фактически имеет место спор о праве, который не может быть разрешен по правилам гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив, что спорные помещения используются Управлением МВД России по г. Уфе для исполнения установленных действующим законодательством функций, в соответствии с договорами безвозмездного пользования муниципальным имуществом и аренды, доказательства наличия каких-либо препятствий в пользовании в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт не нарушает права и законные интересы Управления МВД России по г. Уфе.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных судами на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Башкортостан и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.11.2012 по делу N А07-13049/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Уфе - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Имущество, которое может находиться в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, в муниципальной собственности, а также процедура передачи имущества из одного уровня собственности в другой, предусмотрены в ч. 11 ст. 154 Закона о полиции.
Указанный порядок передачи объектов недвижимости из одного уровня собственности в другой, кроме факта перераспределения полномочий, подразумевает также волеизъявление собственника на такую передачу.
При этом права собственника находятся под защитой ст. 35 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого иметь имущество в собственности и гарантии для субъектов данного права в случае лишения их имущества (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П).
Как указано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 N 540-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, как следует из взаимосвязанных положений ч. 11 ст. 154 Закона о полиции, аналогичен порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность: он включает направление органом местного самоуправления предложения о передаче имущества, являющейся муниципальной собственностью, что предполагает необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу и согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23 мая 2013 г. N Ф09-3412/13 по делу N А07-13049/2012
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12480/13
29.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12480/13
23.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3412/13
28.01.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13346/12
01.11.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-13049/12