Екатеринбург |
|
24 июня 2013 г. |
Дело N А07-15309/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Лукьянова В.А., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (ИНН 0278007626, ОГРН 1020203221147; далее - управление) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.12.2012 по делу N А07-15309/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Латохин В.А. (доверенность от 14.12.2012);
открытого акционерного общества "Турбаслинские бройлеры" (ИНН 0258009128, ОГРН 1020201701740; далее - общество "Турбаслинские бройлеры") - Самойлов А.А. (доверенность от 05.03.2013), Кравцов Е.Г. (доверенность от 17.09.2012), Валиахметова Г.И. (доверенность от 17.09.2012).
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с общества "Турбаслинские бройлеры" платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 г. в сумме 372 488 054 руб. 31 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Уфимская", общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Гуми".
Решением суда от 28.12.2012 (судья Давлекулова Г.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 (судьи Костин В.Ю., Бояршинова Е.В., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы считает, что общество "Турбаслинские бройлеры" является субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления. Управление считает доказанным факт размещения обществом "Турбаслинские бройлеры" отходов производства в 2010 г. в принадлежащем ему пометохранилище. По мнению управления, стандарт ГОСТ Р 53765-2009, на который ссылаются суды в судебных актах, к рассматриваемым правоотношениям не применим, поскольку введен в действие лишь с 01.01.2011.
По мнению общества "Турбаслинские бройлеры", изложенному в отзыве на кассационную жалобу, фактические обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства судами первой и апелляционной инстанций оценены правильно, с верным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для их отмены.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду представляет собой воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 3, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ субъектами внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Действие данного порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду, согласно которому данные платежи подлежат уплате по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ устанавливает, в числе прочих, следующие требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 4.4 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в соответствии с представленным в управление статистическим отчетом за 2010 г. (сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов производства и потребления (форма N 2-ТП (отходы), в процессе хозяйственной деятельности общества "Турбаслинские бройлеры" объем размещения помета куриного в 2010 г. составил 49 258,82 т (Строка N 309 "Размещение отходов на собственных объектах за отчетный год. Всего").
При реализации полномочий по администрированию платежей за негативное воздействие на окружающую среду управление установило, что обществом "Турбаслинские бройлеры" не внесена плата за размещение отхода III класса опасности для окружающей среды "помет куриный" за 2010 г. на эксплуатируемом (собственном) объекте размещения отходов - пометохранилище.
По расчету, произведенному управлением, плата за размещение отходов на производственных площадках общества за 2010 г. исчислена в сумме 372 488 054 руб. 31 коп.
В связи с невнесением обществом "Турбаслинские бройлеры" платы за размещение отходов в установленный срок управление направило в адрес общества требование от 20.07.2012 N 04-07/06855 об уплате задолженности по плате за размещение отходов производства, в соответствии с которым обществу "Турбаслинские бройлеры" предложено в течение семи дней с момента получения требования перечислить в добровольном порядке в доход бюджета сумму задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 г., исчисленную управлением.
Неисполнение обществом "Турбаслинские бройлеры" требования управления от 20.07.2012 N 04-07/06855 в добровольном порядке послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества "Турбаслинские бройлеры" платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 г. в принудительном порядке.
При исследовании по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в материалах дела доказательств: лицензии от 09.11.2009 N ОП-41-001833 на осуществление обществом деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности; договора аренды земельного участка от 06.12.2006 N 276; акта проверки от 26.10.2009 N 12/1504; санитарно-эпидемиологического заключения от 03.09.2009; экспертного заключения от 25.08.2009 N 1663, распечатки из сети Интернет по адресу: http://www.rpn.gov.ru/groro/orgcard.php?id=2189, суды пришли к выводам о том, что управлением не представлено надлежащих доказательств факта размещения обществом "Турбаслинские бройлеры" отходов в том количестве, которое указано в требовании управления за 2010 г., и не представлено доказательств наличия у общества "Турбаслинские бройлеры" обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2010 г., поскольку из материалов дела не следует, что обществом в 2010 г. осуществлялась такая деятельность.
В обоснование своих доводов о размещении обществом в 2010 г. 49258,82 т помета куриного на эксплуатируемом (собственном) объекте размещения отходов - пометохранилище, управление ссылается на отчет по форме N 2-ТП (отходы) за 2010 год, который представлен в управление 10.01.2011.
Между тем, суды установили, что письмом от 13.11.2012 N 1398 общество "Турбаслинские бройлеры" сообщило управлению о недостоверности представленного 10.01.2011 отчета по форме N 2-ТП (отходы) за 2010 год и направило в адрес управления действительный отчет по форме N 2-ТП (отходы) за 2010 г.
Суды учли, что все сведения, содержащиеся в отчете по форме 2-ТП "отходы", представленном 13.11.2012 обществом в управление, соответствуют данным, представленным обществом в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан в качестве информации для подготовки ежегодного доклада.
Согласно пункту 5 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 N 17, отчет по форме N 2-ТП (отходы) составляется на основании данных учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I - IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.
Суды установили, что согласно отчету 2-ТП "отходы" за 2009 г. у общества "Турбаслинские бройлеры" на конец отчетного года отсутствуют отходы помета куриного (графа 15 строки 309), что полностью согласуется с содержанием строки 15 строки 309 отчета по форме 2-ТП "отходы", который письмом от 13.11.2012 общество предоставило управлению.
Оценив представленные в материалы дела отчет по форме 2-ТП "отходы", Журнал учёта образования и движения помета куриного за 2010 г., договор от 11.01.2010 на использование куриного помета, заключенный между обществом "Турбаслинские бройлеры" и обществом с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Уфимская", акт от 20.01.2011, справки от 20.12.2010, от 20.01.2011, содержащие информацию о том, что в период с 01.01.2010 по 31.12.2010 на поля птицефабрики вывезено 7261,05 т органического удобрения на основе куриного помета, протокол лабораторных испытаний от 14.04.2010 N 53, от 24.07.2010 N 66, от 20.10.2010 N 95, суды пришли к выводам о том, что в 2010 г. общество "Турбаслинские бройлеры" не занималось размещением отходов.
Также суды приняли во внимание, что сведения о количестве помета куриного, переданного другим юридическим лицам, в количестве 9080,350 т на основании актов-справок общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Гуми" включены в отчет общества "Турбаслинские бройлеры", согласно указанным актам-справкам общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Гуми" приняло куриный помет от общества Турбаслинские бройлеры" в количестве 9080,350 т в качестве сырья.
Суды отметили, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих наличие у общества "Турбаслинские бройлеры" объектов размещения отходов.
Суды правильно отметили, что факт наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности, без представления суду надлежащих доказательств факта осуществления такой деятельности, не может безусловно подтверждать наличие такой деятельности.
Суды правомерно не приняли во внимание в качестве доказательства наличия у общества объекта размещения отходов распечатку из сети Интернет, на которую сослалось управление, ввиду того, что содержащиеся в ней сведения не доступны для свободного использования в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49, отметив, кроме того, что указанная распечатка не дает возможности определить дату внесения в Государственный реестр объектов размещения отходов отмеченных сведений.
Учитывая, что управление в нарушение требований ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств размещения обществом "Турбаслинские бройлеры" отходов производства, суды пришли к обоснованным выводам об отсутствии у общества "Турбаслинские бройлеры" обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований управления судами отказано правомерно.
Фактические обстоятельства дела судами обеих инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.12.2012 по делу N А07-15309/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
В.А.Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ устанавливает, в числе прочих, следующие требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
...
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
...
Суды правомерно не приняли во внимание в качестве доказательства наличия у общества объекта размещения отходов распечатку из сети Интернет, на которую сослалось управление, ввиду того, что содержащиеся в ней сведения не доступны для свободного использования в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49, отметив, кроме того, что указанная распечатка не дает возможности определить дату внесения в Государственный реестр объектов размещения отходов отмеченных сведений."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 июня 2013 г. N Ф09-5538/13 по делу N А07-15309/2012
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12297/13
21.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12297/13
24.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5538/13
22.03.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1157/13
28.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-15309/12