Екатеринбург |
|
09 августа 2013 г. |
Дело N А71-14423/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Столярова А.А., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2013 по делу N А71-14423/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Поступившее в адрес Федерального арбитражного суда Уральского округа от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Удмуртской Республике (далее - учреждение) ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Закрытое акционерное общество "Ижтрансавто" (ИНН 1832067143, ОГРН 1081832004990; далее - общество "Ижтрансавто") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Управлению Росреестра, учреждению об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:041166:14 общей площадью 43192 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Маяковского, 35, в размере 27 147 000 руб., взыскании с Управления Росреестра, учреждения 14 000 руб. в возмещение расходов на оценку объекта.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2013 (судья Волкова О.Н.) исковые требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка площадью 43192 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Маяковского, 35, с кадастровым номером 18:26:041166:14 установлена в размере 27 147 000 руб. С Управления Росреестра и учреждения взыскано по 2000 руб. с каждого в возмещение судебных расходов по иску.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 (судьи Усцов Л.А., Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами ч. 3 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), ст. 17.1, 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. 4, 65, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что он не является надлежащим ответчиком по делу, дело подлежит рассмотрению по правилам, предусмотренным гл. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Управление Росреестра полагает, что оснований для взыскания с него судебных расходов не имеется. Заявитель также указывает на отсутствие положительного заключения, подготовленного экспертом саморегулируемой организации оценщиков.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 18:26:041166:14, площадью 43192 кв. м, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Маяковского, 35 (свидетельство о государственной регистрации права от 08.10.2009 серии 18 АА N 895110).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007" утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков из состава земель поселений, расположенных на территории Удмуртской Республики.
Ссылаясь на то, что установленная на основании указанного нормативного правового акта кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:041166:14 значительно превышает их рыночную стоимость, общество "Ижтрансавто" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды указали, что доказательств несоответствия представленного истцом отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности не представлено, а также отметили отсутствие возражений ответчиков относительно данных, содержащихся в названном отчете.
Между тем суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене исходя из следующего.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Как следует из материалов дела, истцом в обоснование несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости представлен отчет от 15.11.2012 N 12-АО/2117-Р об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на дату проведения оценки - 09.11.2012, составляет 27 147 000 руб.
Суды, оценив указанный отчет, признали его допустимым доказательством для целей доказывания требований о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости на определенную дату.
В соответствии со ст. 24.16 Федерального закона от 29.07.2008 N 135-ФЗ (в редакции от 28.12.2010) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет.
Согласно ст. 17.1 названного Закона под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем в нарушение названных норм права истцом не представлено положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков "Российское общество оценщиков", членом которой является оценщик, подготовивший отчет об оценке земельного участка с кадастровым номером 18:26:041166:14.
Принимая во внимание, что посредством экспертизы отчета оценщика достигается цель независимой и объективной оценки объекта, а также с учетом существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, отчет оценщика при отсутствии названного экспертного заключения не может считаться достаточным доказательством установления рыночной стоимости земельного участка.
Довод об отсутствии положительного заключения, подготовленного экспертом саморегулируемой организации оценщиков, содержался в отзыве на исковое заявление Управления Росреестра (т. 1, л.д. 134). Между тем судами оценка данному доводу не дана, отсутствие положительного экспертного заключения во внимание не принято.
Кроме того, судами не приведено обоснования того, каким образом ими осуществлялось сопоставление кадастровой и рыночной стоимостей, установленных на разные даты.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.02.2013 по делу N А71-14423/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 по тому же делу отменить.
В удовлетворении иска закрытого акционерного общества "Ижтрансавто" отказать.
Поворот исполнения решения осуществить Арбитражному суду Удмуртской Республики при представлении доказательств его исполнения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Ижтрансавто" в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, 2 000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требования о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 августа 2013 г. N Ф09-6243/13 по делу N А71-14423/2012