Екатеринбург |
|
12 августа 2013 г. |
Дело N А07-21160/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Столярова А.А., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межмуниципального отдела МВД России "Нефтекамский" (далее - отдел МВД России "Нефтекамский") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.02.2013 по делу N А07-21160/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Отдел МВД России "Нефтекамский" обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (далее - администрация городского округа город Нефтекамск) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непередаче нежилых помещений, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Нефтяников, 22 (далее - спорные нежилые помещения).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.11.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Башкортостан.
Решением суда от 06.02.2013 (судья Аминева А.Р.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 (судьи Карпачева М.И., Богдановская Г.Н., Ермолаева Л.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отдел МВД России "Нефтекамский" просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, указывает, что судами неверно истолкованы положения Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" и Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ). По мнению отдела МВД России "Нефтекамский", из смысла названных законов вытекает, что спорные нежилые помещения подлежат безвозмездной передаче в федеральную собственность в процессе разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления. Заявитель кассационной жалобы также считает неверным вывод судов о том, что законодательство не обязывает органы местного самоуправления передавать в федеральную собственность муниципальное имущество, а предусматривает оформление волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу в порядке, установленном действующим законодательством.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между администрацией городского округа город Нефтекамск (арендодатель) и Управлением внутренних дел по городу Нефтекамску (арендатор) заключен договор о передаче объектов муниципального нежилого фонда в аренду без права выкупа от 26.11.2010 N 2877/2.
Согласно п. 1.1 названного договора арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование объекты муниципального нежилого фонда - нежилые помещения цокольного и первого этажей четырехэтажного нежилого здания, расположенные по адресу: г. Нефтекамск, ул. Нефтяников, д. 22, общей площадью 273,60 кв. м для использования в целях размещения рабочих кабинетов. Срок договора установлен на период с 26.11.2010 по 26.10.2011. Акт приема нежилых помещений подписан сторонами 26.11.2010.
Изменением от 18.07.2011 N 1 к договору от 26.11.2010 N 2877/2 стороны увеличили размер передаваемой в аренду площади до 293,50 кв. м. Соответственно, был подписан акт приема-передачи нежилых помещений от 17.08.2011.
Изменением от 28.11.2011 N 2 к названному договору стороны увеличили размер передаваемой в аренду площади до 399 кв. м и продлили срок договора до 26.09.2012, подписав акт приема-передачи нежилых помещений от 28.11.2011.
Отдел МВД России "Нефтекамский" основываясь на п. 9 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", 24.08.2011 обратился к главе администрации городского округа город Нефтекамск с письмом N 20/4-2147 о рассмотрении вопроса по передаче нежилых помещений, занимаемых сотрудниками отдела МВД России "Нефтекамский", в федеральную собственность в срок до 31.12.2011.
Отдел МВД России "Нефтекамский" повторно обратился 21.03.2012 к главе администрации городского округа город Нефтекамск с письмом N 20/4-721 о рассмотрении вопроса по передаче нежилых помещений, занимаемых сотрудниками отдела МВД России "Нефтекамский", в федеральную собственность.
Полагая, что бездействие администрации городского округа город Нефтекамск, выразившееся в непередаче спорных нежилых помещений, является незаконным, нарушает его права и законные интересы на получение имущества в федеральную собственность, отдел МВД России "Нефтекамский" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления в силу ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого бездействия закону или иному правовому акту и нарушения таким бездействием прав и законных интересов лица, которое обращается в арбитражный суд с соответствующими требованиями в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 9 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Имущество, которое может находиться в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, в муниципальной собственности, а также процедура передачи имущества из одного уровня собственности в другой предусмотрены в ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Указанный порядок передачи объектов недвижимости из одного уровня собственности в другой, кроме факта перераспределения полномочий, подразумевает также волеизъявление собственника на такую передачу.
В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 N 540-О, от 04.12.2007 N 828-О-П указано, что порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, как следует из взаимосвязанных положений ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, аналогичен порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность: он включает в себя направление органом местного самоуправления предложения о передаче имущества, являющегося муниципальной собственностью, что предполагает необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу и согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, положения ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, то есть в связи с передачей полномочий из одного уровня власти в другой.
Следовательно, и передача спорных нежилых помещений из муниципальной собственности в федеральную собственность не может быть осуществлена в порядке, установленном положениями ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, при отсутствии доказательств перераспределения соответствующих полномочий.
При таких обстоятельствах суды, исследовав материалы дела, оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив, что спорные нежилые помещения находятся в муниципальной собственности, при этом доказательства, свидетельствующие о передаче истцу полномочий, ранее относившихся к полномочиям органов местного самоуправления, а также о наличии волеизъявления администрации городского округа город Нефтекамск на передачу указанных спорных нежилых помещений в федеральную собственность, в материалах дела отсутствуют, обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Установив, что спорные нежилые помещения используются отделом МВД России "Нефтекамский" для исполнения установленных действующим законодательством функций в соответствии с договором о передаче объектов муниципального нежилого фонда в аренду без права выкупа, доказательства наличия каких-либо препятствий в пользовании в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое бездействие органа местного самоуправления не нарушает права и законные интересы отдела МВД России "Нефтекамский".
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на ошибочном толковании указанных норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных судами на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.02.2013 по делу
N А07-21160/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межмуниципального отдела МВД России "Нефтекамский" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2006 N 540-О, от 04.12.2007 N 828-О-П указано, что порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность, как следует из взаимосвязанных положений ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, аналогичен порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность: он включает в себя направление органом местного самоуправления предложения о передаче имущества, являющегося муниципальной собственностью, что предполагает необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу и согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, положения ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, применяются лишь в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, то есть в связи с передачей полномочий из одного уровня власти в другой.
Следовательно, и передача спорных нежилых помещений из муниципальной собственности в федеральную собственность не может быть осуществлена в порядке, установленном положениями ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, при отсутствии доказательств перераспределения соответствующих полномочий."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12 августа 2013 г. N Ф09-7190/13 по делу N А07-21160/2012