Екатеринбург |
|
29 августа 2013 г. |
Дело N А60-45466/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Платоновой Е.А., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2013 по делу N А60-45466/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путём направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства - Бодров А.В. (доверенность от 15.03.2013 N 17-01-82/3416);
открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество "МРСК Урала") - Быстрецких Ю.Д. (доверенность от 01.01.2013 N 53/2013).
Общество "МРСК Урала" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к министерству и государственному унитарному предприятию Свердловской области "Облкоммунэнерго" (далее - предприятие "Облкоммунэнерго") о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Свердловской области и права хозяйственного ведения предприятия "Облкоммунэнерго" на следующие сооружения: ВЛ-10 кВ протяженностью 5770 м, инвентарный номер 2/509/01/0001/10-00, литеры 1А, 1Б, 1В, 2А, 2Б, 2В, расположенные по адресу: Свердловская обл., Байкаловский р-н, с. Байкалово, ул. Пушкинская, 22а, ул. Революции, 25а; ВЛ-10 кВ, протяженностью 480 м, инвентарный номер 2511/01/0001/10-00, литера 1А, расположенное по адресу: Свердловская обл., Байкаловский р-н, с. Байкалово, ул. Кузнецова, 36а (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области, федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", специализированное областное государственное унитарное предприятие "Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости" Свердловской области, муниципальное образование Байкаловское сельское поселение в лице администрации, муниципальное образование Байкаловский район в лице администрации.
Решением суда от 21.02.2013 (судья Куклева Е.А.) исковые требования удовлетворены. Признано отсутствующим право собственности Свердловской области и право хозяйственного ведения предприятия "Облкоммунэнерго" на названные сооружения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 (судьи Голубцова Ю.А., Виноградова Л.Ф., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1), постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", нарушение ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что спорное имущество относится к инженерной инфраструктуре городов, которое в силу закона подлежало передаче в муниципальную собственность, в связи с чем незаконно включено в план приватизации истца. По мнению министерства, объекты, указанные в плане приватизации истца, и принадлежащие Свердловской области объекты, не являются идентичными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Свердловского областного комитета по управлению государственным имуществом от 30.12.1992 утвержден план приватизации государственного предприятия Свердловского производственного объединения энергетики и электрификации "Свердловэнерго".
В соответствии с актом оценки стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств по состоянию на 01.07.1992 в состав подлежащего приватизации имущества предприятия включены, в том числе объекты - ВЛ-10 кВ ф. Центр, 1992 года ввода в эксплуатацию, местонахождение: ПС Байкалово до ТП 5125, ВЛ-10 кВ ф. Заречный, 1992 года ввода в эксплуатацию, местонахождение: ПС Байкалово до ТП 5944.
План приватизации Свердловского производственного объединения энергетики и электрификации "Свердловэнерго" зарегистрирован Финансовым управлением Свердловского Облисполкома 13.08.1993.
Как следует из технической документации от 19.09.2002, электросетевой комплекс ПС 110/10 кВ "Байкалово" входит в состав имущественного комплекса обособленного подразделения открытого акционерного общества "Свердловэнерго" (далее - общество "Свердловэнерго") и состоит, в том числе из объекта ВЛ-10 кВ ф. Центр, литера 3, от ПС Байкалово до ТП 5125, 1992 года ввода, протяженностью 3,45 км, объекта ВЛ-10 кВ ф. Заречный, литера 7, от ПС Байкалово до ТП 5944, 1992 года ввода, протяженностью 8,9 км.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.09.2004 серии 66 АБ N 476580 за обществом "Свердловэнерго" зарегистрировано право собственности на комплекс подстанции 110/10 кВ "Байкалово", включающий в себя, в том числе объекты: ВЛ-10 кВ, ф. Центр, литера 3, протяженностью 3,45 км и ВЛ-10 кВ, ф. Заречный, литера 7, протяженностью 8,9 км. В качестве основания возникновения права указан план приватизации Свердловского производственного объединения энергетики и электрификации "Свердловэнерго".
В связи с реорганизацией общества "Свердловэнерго" имущественный комплекс подстанции 110/10 кВ "Байкалово, в том числе спорные объекты перешли к обществу "МРСК Урала", право собственности которого на него зарегистрирован 28.07.2008 (свидетельство серии 66 АГ N 288952).
В соответствии с приказом министерства от 29.07.2011 N 1161 в государственную собственность Свердловской области принято имущество муниципального образования Байкаловского сельского поселения, передаваемое поселением по договору безвозмездной передачи имущества.
Пунктом 2 приказа министерства от 29.07.2011 N 1161 названное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за прпедприятием "Облкоммунэнерго".
В приложении к указанному приказу поименованы, в том числе ВЛ-10 кВ, ф. Центр, от опоры N 10 до ТП-5605; ВЛ-10 кВ, ф. Центр, от опоры N 46 до ТП-5628.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 23.12.2011 серии 66 АЕ N 101864, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Свердловской области, в том числе на сооружения ВЛ-10 кВ протяженностью 22 950 м, трансформаторные подстанции, расположенные по адресу: Свердловская обл., Байкаловский р-н, с. Байкалово, ул. Ул. Победы, 9а, ул. Революции, 23а и 25а, ул. Производственная 2а, ул. Пушкиная, 22а.
Общество "МРСК Урала", ссылаясь на то, что на одни и те же сооружения - ВЛ-10 кВ, расположенные по адресу: Свердловская обл., Байкаловский р-н, с. Байкалово, ул. Пушкинская, 22а, ул. Революции, 25а, ул. Кузнецова, 36а, одновременно зарегистрировано право собственности общества "МРСК Урала" и Свердловской области, а также право хозяйственного ведения предприятия "Облкоммунэнерго", полагая, что право собственности на эти объекты возникло у него в результате приватизации государственного предприятия "Свердловэнерго" и перешло к нему в порядке правопреемства, обратилось в арбитражный суд с иском о признании отсутствующим права собственности и хозяйственного ведения.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 4 п. 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов от 29.04.2010 N 10/22), в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что объекты ВЛ-10 кВ, ф. Центр, литера 3, протяженностью 3,45 км, ВЛ-10 кВ ф. Заречный, литера 7, протяженность - 8,9 км, ЭСК 110/10 кВ "Байкалово", расположенные по адресу: Свердловская обл., Байкаловский р-н, с. Байкалово (объекты 1), и объекты сооружение ВЛ-10 кВ, ф. Центр, от опоры N 10 ул. Пушкинская до ТП-5605, литеры 1А, 1Б, 1В, сооружение ВЛ-10 кВ от опоры N 46, расположенной на ул. Цельева, до ТП-5628 ф. Центр, литер 1А, сооружение ВЛ-10 кВ, ф. Заречный, от опоры N 1 ул. Пролетарская до ТП-5605, литеры 2А, 2Б, 2Г (объекты 2), идентичны, координаты расположения опор совпадают; объекты 2 входят в состав объектов 1.
Таким образом, на одни и те же объекты электросетевого хозяйства зарегистрировано право собственности одновременно общества "МРСК Урала" и Свердловской областью, а также право хозяйственного ведения предприятия "Облкоммунэнерго".
Поскольку предметом рассмотрения по настоящему делу является спор о праве на имущество, на которое зарегистрировано право собственности общества "МРСК Урала" и Свердловской области, истец согласно требованиям ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен представить доказательства возникновения у него права собственности на спорные объекты и нахождения данных объектов в его владении, а также доказать незаконность возникновения права собственности ответчика на спорное имущество.
В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
На основании ст. 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (действовавшего на момент приватизации) в сделке приватизации указываются, в том числе, состав и цена активов приватизируемого имущества.
Согласно п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" преобразование предприятий в акционерные общества осуществляется в соответствии с Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа.
В силу п. 10 данного Положения с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Пределы правопреемства акционерных обществ, созданных в порядке коммерциализации подразделений, устанавливаются решением соответствующего комитета. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента государственной регистрации становится собственником государственного (муниципального) имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.
Аналогичные разъяснения содержатся в п. 11 постановления Пленумов от 29.04.2010 N 10/22.
На основании п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
С учетом приведенных норм, принимая во внимание, что спорные объекты включены акт оценки стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств предприятия "Свердловэнерго" по состоянию на 01.07.1992, являющийся приложением к утвержденному 31.12.1992 плану приватизации, установив, что общество "Свердловэнерго" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.02.1993, суды пришли к правильному выводу о том, что с момента государственной регистрации общества "Свердловэнерго" в качестве юридического лица в его собственность перешло имущество, включенное в план приватизации, в том числе спорные сооружения ВЛ-10 кВ, расположенные по адресу: Свердловская обл., Байкаловский р-н, с. Байкалово, ул. Пушкинская, 22а, ул. Революции, 25а, ул. Кузнецова, 36а, впоследствии перешедшее к его правопреемнику - обществу "МРСК Урала".
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства в совокупности, в том числе акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности от 23.09.2005 N 5, от 25.06.2009, постановление администрации муниципального образования Байкаловский муниципальный район от 19.12.2006 N 822 об уточнении границ, площади земельных участков, занятых объектом энергетики, договор страхования от 31.12.2011 N 11РТК1122, акты о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов от 30.09.2010, акты приемки из комплексного (капитального, текущего) ремонта объектов от 29.03.2010, 31.08.2011, журнал учета разъездов и выполненных работ, договор аренды объектов электрических сетей от 30.07.2005 N 160, концессионное соглашение от 01.06.2009 N 20, суды пришли к выводу о том, что владение спорными объектами осуществляет общество "МРСК Урала".
Как следует из содержания п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
Согласно п. 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты коммунально-бытового назначения, за исключением входящих в состав имущества предприятий, отнесены к муниципальной собственности и подлежат передаче в муниципальную собственность независимо от того, на чьем балансе они находятся.
Пунктом 5 названного постановления Верховного Совета Российской Федерации предусмотрено, что оформление передачи объектов, указанных в п. 2 постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В период возникновения спорных правоотношений действовало постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", п. 5 которого правового акта предусматривалось, что органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.
Доказательств, подтверждающих факт того, что спорное имущество вошло в состав объектов, не подлежащих приватизации, в отношении него оформлена необходимая техническая документация и акты приема-передачи, министерством в материалы дела не представлено (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлены особенности приватизации объектов социально-культурного назначения и объектов коммунально-бытового назначения и определен перечень объектов, которые приватизации не подлежат.
В соответствии со ст. 30 названного Закона объекты коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению объектов транспорта и энергетики для обслуживания жителей соответствующего поселения. Объекты коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащей приватизации имущественный комплекс, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
По смыслу данных норм, включенных в главу V Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, определяющую особенности приватизации отдельных видов имущества, они исключают возможность приватизации лишь отдельных объектов коммунально-бытового назначения, что имеет место при нахождении их в имущественном комплексе неспециализированного унитарного предприятия.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорное имущество, включенное в уставный капитал общества "Свердловэнерго", предназначено исключительно для обслуживания жителей соответствующего поселения, в деле не имеется.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что права муниципальной собственности на спорные сооружения не возникло, в связи с чем оно не могло быть передано в собственность Свердловской области.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили исковые требования и признали отсутствующими право собственности Свердловской области на спорные сооружения и право хозяйственного ведения предприятия "Облкоммунэнерго".
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.02.2013 по делу N А60-45466/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
Е.А. Платонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В период возникновения спорных правоотношений действовало постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", п. 5 которого правового акта предусматривалось, что органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.
...
Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлены особенности приватизации объектов социально-культурного назначения и объектов коммунально-бытового назначения и определен перечень объектов, которые приватизации не подлежат.
...
По смыслу данных норм, включенных в главу V Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ, определяющую особенности приватизации отдельных видов имущества, они исключают возможность приватизации лишь отдельных объектов коммунально-бытового назначения, что имеет место при нахождении их в имущественном комплексе неспециализированного унитарного предприятия."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 августа 2013 г. N Ф09-6690/13 по делу N А60-45466/2012