Екатеринбург |
|
10 сентября 2013 г. |
Дело N А07-17925/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Лазарева С. В., Семёновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан (далее - администрация г. Стерлитамак) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А07-17925/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "АНК "Башнефть" (далее - общество "АНК "Башнефть") - Евсюков Р.О. (доверенность от 01.11.2012 N ДОВ/8/457/12).
От Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Республики Башкортостан (далее - Управление Росреестра) в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "АНК "Башнефть" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости 99-ти земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011, а так же об обязании Кадастровой палаты внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2011.
Определением от 19.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.12.2012 (судья Кручинина Н.Е.) заявленные исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость 99-ти земельных участков установлена в размере равном их рыночной стоимости. На Кадастровую палату возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2011 года.
В арбитражный суд в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с апелляционными жалобами обратились администрация г. Стерлитамака и администрация городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее - администрация г. Салавата).
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2013 суд перешел к рассмотрению дела N А07-17925/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан по правилам установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Этим же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Стерлитамака, администрация г. Салавата, администрация городского округа города Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация г. Уфы), а так же Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземимущество).
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 (судьи Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю., Малышева И.А.) решение суда первой инстанции отменено. Исковые требования общества "АНК "Башнефть" к Кадастровой палате удовлетворены частично. Установлена кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости следующих земельных участков:
N |
Кадастровый номер |
Площадь |
Рыночная стоимость, руб. |
||||||
1 |
02:55:010804:10 |
4 360 |
2 810 000,00 |
||||||
2 |
02:55:05 05 11:2 |
109 085 |
239 110 000,00 |
||||||
3 |
02:55:010207:12 |
9 065 |
96 620 000,00 |
||||||
4 |
02:55:050487:3 |
35 371 |
70 680 000,00 |
||||||
5 |
02:55:010135:7 |
3 903 |
8 320 000,00 |
||||||
6 |
02:55:020512:13 |
3 474 |
8 115 000,00 |
||||||
7 |
02:55:020708:68 |
2 315 |
5 410 000,00 |
||||||
8 |
02:55:050447:6 |
1 108 |
2 870 000,00 |
||||||
9 |
02:55:030833:47 |
32 276 |
54 260 000,00 |
||||||
10 |
02:55:010709:20 |
1 808 |
4 220 000,00 |
||||||
11 |
02:55:0505 11:0003 |
9 051 |
22 510 000,00 |
||||||
12 |
02:55:050340:11 |
5 122 |
12 450 000,00 |
||||||
13 |
02:55:010802:14 |
2 140 |
5 000 000,00 |
||||||
14 |
02:55:030501:59 |
7 855 |
13 200 000,00 |
||||||
15 |
02:55:0302 74:0035 |
1 609 |
3 420 000,00 |
||||||
16 |
02:55:050334:3 |
4 126 |
10 430 000,00 |
||||||
17 |
02:55:050340:6 |
673 |
5 200 000,00 |
||||||
18 |
02:55:020302:2 |
697 |
1 480 000,00 |
||||||
19 |
02:55:0303 03:0067 |
2 254 |
4 790 000,00 |
||||||
20 |
02:55:050314:13 |
1 963 |
4 880 000,00 |
||||||
21 |
02:55:050226:40 |
1 134 |
2 060 000,00 |
||||||
22 |
02:55:040616:3 |
12 641 |
1 640 000,00 |
||||||
23 |
02:55:030303:66 |
572 |
1 215 000,00 |
||||||
24 |
02:55:050314:11 |
341 |
270 000,00 |
||||||
25 |
02:55:030420:5 |
83 183 |
139 834 000,00 |
||||||
26 |
02:55:030404:143 |
32 733 |
55 026 000,00 |
||||||
27 |
02:55:030312:259 |
2 059 340 |
3 461 836 000,00 |
||||||
28 |
02:55:030312:7 |
167 900 |
282 247 000,00 |
||||||
29 |
02:55:030312:132 |
51 049 |
85 815 000,00 |
||||||
30 |
02:55:030766:8 |
35 078 |
60 491 000,00 |
||||||
31 |
02:55:030312:135 |
12 402 |
20 848 000,00 |
||||||
32 |
02:55:030312:6 |
5 020 |
8 439 000,00 |
||||||
33 |
02:55:030312:131 |
5 649 |
9 496 000,00 |
||||||
34 |
02:55:030326:7 |
4 786 |
8 045 000,00 |
||||||
35 |
02:55:030312:137 |
4 699 |
7 899 000,00 |
||||||
36 |
02:55:030312:133 |
1 557 |
2 617 000,00 |
||||||
37 |
02:55:030501:60 |
8 067 739 |
13 141 789 770,00 |
||||||
38 |
02:55:030502:9 |
1 362 155 |
568 788 481,00 |
||||||
39 |
02:55:030501:25 |
349 179 |
568 788 481,00 |
||||||
40 |
02:55:030502:4 |
109 826 |
178 898 971,00 |
||||||
41 |
02:55:030502:5 |
76 467 |
124 559 463,00 |
||||||
42 |
02:55:030441:8 |
6 555 |
10 677 642,00 |
||||||
43 |
02:55:030266:3 |
3 191 |
10 794 809,00 |
||||||
44 |
02:55:030501:17 |
5 309 |
8 647 994,00 |
||||||
45 |
02:55:030421:10 |
3 489 |
5 683 340,00 |
||||||
46 |
02:55:030442:4 |
1 805 |
2 940 220,00 |
||||||
47 |
02:55:030421:4 |
1 275 |
2 076 887,00 |
||||||
48 |
02:55:030326:5 |
409 |
688 000,00 |
||||||
49 |
02:55:030328:71 |
7165 |
12 045 000 |
||||||
50 |
02:59:010301:157 |
6210 |
10 407 516,00 |
||||||
51 |
02:59:010301:154 |
3821 |
6 403 723,00 |
||||||
52 |
02:59:020101:22 |
5088 |
8 527 125,00 |
||||||
53 |
02:59:020208:105 |
3431 |
5 750 111,00 |
||||||
54 |
02:56:030301:142 |
56177 |
49 113 684,00 |
||||||
55 |
02:56:030301:25 |
2244 |
3 521 923,00 |
||||||
56 |
02:56:060406:17 |
3498 |
2 741 428,00 |
||||||
57 |
02:56:040103:9 |
6491 |
6 116 331,00 |
||||||
58 |
02:56:040403:23 |
3416 |
6 895 510,00 |
||||||
59 |
02:56:040101:45 |
1822 |
2 660 312,00 |
||||||
60 |
02:56:040301:109 |
4950 |
7 455 772,00 |
||||||
61 |
02:56:060402:182 |
2572 |
4 883 141,00 |
||||||
62 |
02:56:040301:29 |
3866 |
5 823 034,00 |
||||||
63 |
02:56:040301:28 |
2417 |
3 640 526,00 |
||||||
64 |
02:56:050106:35 |
3247 |
5 128 965,00 |
||||||
65 |
02:55:020614:27 |
3819 |
8 740 000,00 |
||||||
66 |
02:55:020105:0725 |
5147 |
11 770 000,00 |
||||||
67 |
02:55:020630:5 |
6551 |
12 760 000,00 |
||||||
68 |
02:55:020705:0021 |
2605 |
5 960 000,00 |
||||||
69 |
02:55:020633:3 |
2944 |
6 730 000,00 |
||||||
70 |
02:55:020520:0074 |
3926 |
7 640 000,00 |
||||||
71 |
02:55:020705:70 |
5191 |
18 650 000,00 |
||||||
72 |
02:55:020621:0026 |
1881 |
4 300 000,00 |
||||||
73 |
02:55:010828:1 |
2746 |
5 540 000,00 |
||||||
74 |
02:55:010901:0010 |
3134 |
7 620 000,00 |
||||||
75 |
02:55:010137:35 |
1703 |
6 500 000,00 |
||||||
76 |
02:55:010264:0034 |
1530 |
3 720 000,00 |
||||||
77 |
02:55:010418:0100 |
2413 |
4 840 000,00 |
||||||
78 |
02:55:010515:14 |
2492 |
5 700 000,00 |
||||||
79 |
02:55:010709:0917 |
3319 |
6 690 000,00 |
||||||
80 |
02:55:010504:2 |
1917 |
4 380 000,00 |
||||||
81 |
02:55:010713:14 |
1806 |
3 640 000,00 |
||||||
82 |
02:55:010623:19 |
1426 |
2 880 000,00 |
||||||
83 |
02:55:030326:15 |
3323 |
6 670 000,00 |
||||||
84 |
02:55:030226:0051 |
1109 |
3 130 000,00 |
||||||
85 |
02:55:030620:3 |
21835,01 |
4 690 000,00 |
||||||
86 |
02:55:030218:14 |
4994 |
15 740 000,00 |
||||||
87 |
02:55:020403:0042 |
3991 |
8 010 000,00 |
||||||
88 |
02:55:020305:0012 |
3039 |
6 100 000,00 |
||||||
89 |
02:55:030157:0138 |
2261 |
4 540 000,00 |
||||||
90 |
02:55:030158:7 |
1271 |
2 550 000,00 |
||||||
91 |
02:55:020311:0088 |
1799 |
3 610 000,00 |
||||||
92 |
02:55:030855:112 |
4578 |
9 190 000,00 |
||||||
93 |
02:55:020412:142 |
2617 |
5 250 000,00 |
||||||
94 |
02:55:020309:120 |
1715 |
3 920 000,00 |
||||||
95 |
02:55:020309:26 |
5112 |
16 110 000,00 |
||||||
96 |
02:55:030855:78 |
3133 |
9 870 000,00 |
||||||
97 |
02:55:020117:3 |
59891 |
12 880 000,00 |
||||||
98 |
02:55:030701:0003 |
36194 |
7 780 000,00 |
||||||
99 |
02:55:020310:21 |
9299 |
9 290 000,00 |
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе администрация г. Стерлитамак просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Администрация г. Стерлитамак указывает, что на территории городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан находятся следующие земельные участки: 02:56:030301:142, 02:56:030301:25, 02:56:060406:17, 02:56:040103:9, 02:56:040403:23, 02:56:040101:45, 02:56:040301:109, 02:56:060402:182, 02:56:040301:29, 02:56:040301:28, 02:56:050106:35. Заявитель жалобы считает, что судом не исследованы обстоятельства соответствия представленного истцом в отношении стоимости указанных земельных участков отчета об оценке от 11.05.2012 N 12-403/2-Н требованиям законодательства об оценочной деятельности. По мнению администрации, суд необоснованно отказал в удовлетворении ее ходатайства о проведении экспертизы отчета оценщика на предмет правильности расчетов при определении рыночной стоимости названных земельных участков. Администрация указывает, что представленное истцом экспертное заключение от 25.06.2012 N ОК151/2012 на отчет от 11.05.2012 N 12-403/2-Н является нормативно-методическим и не содержит выводов в отношении правильности и достоверности определения стоимости земельного участка.
В представленном отзыве общество "АНК Башнефть" возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе администрации г. Стерлитамак, просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, жалобу администрации г. Стерлитамак - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2011 N 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах г. Уфа, Стерлитамака и Салавата РБ" (далее - постановление Правительства от 30.12.2011 N 521) в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером 02:55:010804:10 в размере 18 886 520,6 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:05 05 11:2 в размере 516 124 769,0 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:010207:12 в размере 170 105 722,15 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:050487:3 в размере 154 331 100,91 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:010135:7 в размере 104 525 072,1 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020512:13 в размере 88 441 856,28 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020708:68 в размере 65 579 968,2 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:050447:6 в размере 6 422 455,52 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030833:47 в размере 60 597 544,48 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:010709:20 в размере 47 426 913,6 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:050511:0003 в размере 41 912 375,19 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:050340:11 в размере 38 078 689,48 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:010802:14 в размере 36 595 647,8 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030501:59 в размере 32 474 690,85 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030274:0035 в размере 29 192 537,52 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:050334:3 в размере 20 678 433,12 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:050340:6 в размере 13 522 178,47 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020302:2 в размере 7 260 642,03 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030303:0067 в размере 6 870 778,04 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:050314:13 в размере 6 273 375,03 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:050226:40 в размере 2 780 545,32 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:040616:3 в размере 2 140 753,35 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030303:66 в размере 1 776 334,56 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:050314:11 в размере 426 652,38 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030420:5 в размере 435 383 149,32 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030404:143 в размере 177 095 349,9 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030312:259 в размере 8 530 651 202,8 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030312:7 в размере 862 235 339 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030312:132 в размере 208 155 870,93 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030766:8 в размере 175 987 668,48 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030312:135 в размере 43 898 243,22 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030312:6 в размере 24 598 502 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030312:131 в размере 24 196 983,09 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030326:7 в размере 24 066 018,12 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030312:137 в размере 17 122 686,1 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030312:133 в размере 5 920 772,76 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030501:60 в размере 26 758 269 941,3 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030502:9 в размере 3 388 306 076,3 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030501:25 в размере 1 198 246 148,19 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030502:4 в размере 224 685 325,58 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030502:5 в размере 172 896 475,02 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030441:8 в размере 19 186 681,65 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030266:3 в размере 18 291 258,74 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030501:17 в размере 16 628 849,8 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030421:10 в размере 13 597 295,91 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030442:4 в размере 6 935 116,85 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030421:4 в размере 5 299 435,5 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030326:5 в размере 1 349 241,92 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030328:71 в размере 35 804 006,55 руб.;
- с кадастровым номером 02:59:010301:157 в размере 14 563 381,5 руб.;
- с кадастровым номером 02:59:010301:154 в размере 19 020 823,37 руб.;
- с кадастровым номером 02:59:020101:22 в размере 18 654 337,92 руб.;
- с кадастровым номером 02:59:020208:105 в размере 26 466 253,66 руб.;
- с кадастровым номером 02:56:030301:142 в размере 138 332 491,88 руб.;
- с кадастровым номером 02:56:030301:25 в размере 11 722 768,2 руб.;
- с кадастровым номером 02:56:060406:17 в размере 13 142 545,68 руб.;
- с кадастровым номером 02:56:040103:9 в размере 24 520 141,96 руб.;
- с кадастровым номером 02:56:040403:23 в размере 28 476 117,6 руб.;
- с кадастровым номером 02:56:040101:45 в размере 9 620 688,38 руб.;
- с кадастровым номером 02:56:040301:109 в размере 25 630 803 руб.;
- с кадастровым номером 02:56:060402:182 в размере 18 411 713,44 руб.;
- с кадастровым номером 02:56:040301:29 в размере 27 390 030,1 руб.;
- с кадастровым номером 02:56:040301:28 в размере 17 001 613,06 руб.;
- с кадастровым номером 02:56:050106:35 в размере 22 426 444,54 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020614:27 в размере 132 221 456,19 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020105:725 в размере 96 948 377,3 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020630:5 в размере 153 579 285,64 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020705:0021 в размере 66 019 947,75 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020633:3 в размере 85 967 008 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020520:0074 в размере 84 152 239,6 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020705:70 в размере 138 953 103,28 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020621:0026 в размере 32 904 784,44 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:010828:1 в размере 35 241 752,1 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:010901:0010 в размере 72 641 011,58 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:010137:35 в размере 46 340 588,45 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:010264:0034 в размере 18 137 216,7 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:010418:0100 в размере 47 285 799,51 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:010515:14 в размере 81 905 984,44 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:010709:0917 в размере 55 011 628,44 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:010504:2 в размере 44 817 485,49 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:010713:14 в размере 31 455 499,32 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:010623:19 в размере 27 075 875,54 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030326:15 в размере 13 373 513,19 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030226:0051 в размере 11 237 142,12 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030620:3 в размере 113 787 643,75 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030218:14 в размере 23 413 020,62 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020403:0042 в размере 35 132 054,62 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020305:0012 в размере 46 246 590,3 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030157:0138 в размере 21 278 361,44 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030158:7 в размере 16 104 408,86 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020311:0088 в размере 15 075 296,18 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030855:112 в размере 32 732 425,32 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020412:142 в размере 8 361 000,96 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020309:120 в размере 13 028 683,5 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020309:26 в размере 46 248 672,96 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030855:78 в размере 17 134 502,32 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020117:3 в размере 241 155 902,78 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:030701:0003 в размере 186 694804,98 руб.;
- с кадастровым номером 02:55:020310:21 в размере 50 122 353,92 руб.
По заданию общества "АНК Башнефть" закрытым акционерным обществом "Эксперт Оценка" были подготовлены: отчет об оценке N 12-855-Н, отчет об оценке N 12-727-Н-8, отчет об оценке N 12-727-Н-4, отчет об оценке N 12-727-Н-1, отчет об оценке N 12-727-Н-20, отчет об оценке N 12-727-Н-17, отчет об оценке N 12-727-Н-16, отчет об оценке N 12-727-Н-9, отчет об оценке N 12-727-Н-26, отчет об оценке N 12-727-Н-24, отчет об оценке N 12-727-Н-21, отчет об оценке N 12-853-Н, отчет об оценке N 12-854-Н, отчет об оценке N 12-727-Н-19, отчет об оценке N 12-727-Н-18, отчет об оценке N 12-727-Н-6, отчет об оценке N 12-727-Н-13, отчет об оценке N 12-727-Н-10, отчет об оценке N 12-727-Н-27, отчет об оценке N 12-727-Н-25, отчет об оценке N 12-727-Н-11, отчет об оценке N 12-727-Н-5, отчет об оценке N 12-727-Н-29, отчет об оценке N 12-727-Н-28, отчет об оценке N 12-727-Н-2, отчет об оценке N 12-727-Н-15, отчет об оценке N 12-727-Н-32, отчет об оценке N 12-403/1-Н, отчет об оценке N 12-403/2-Н, отчет об оценке N 12-403-Н.
В результате проведённых исследований рыночная стоимость объектов оценки по состоянию на 01.01.2011 была определена исполнителем в размере, значительно отличающемся от размера установленного на основании постановления Правительства РБ N 521 от 30.12.2011 кадастровой стоимости.
Экспертным советом Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" в период с 22 по 30.06.2012 были подготовлены экспертные заключения: N ОК-129/2012, ОК-151/2012, ОК-152/2012,ОК-186/2012-1, ОК-186/2012-2, ОК-186/2012-4, ОК-186/2012-5, ОК-186/2012-6, ОК-186/2012-8, ОК-186/2012-9, ОК-186/2012-10, ОК-186/2012-11, ОК-186/2012-13, ОК-186/2012-15, ОК-186/2012-16, ОК-186/2012-17, ОК-186/2012-18, ОК-186/2012-19, ОК-186/2012-20, ОК-186/2012-21, ОК-186/2012-24, ОК-186/2012-25, ОК-186/2012-26, ОК-186/2012-27, ОК-186/2012-28, ОК-186/2012-29, ОК-186/2012-32, ОК-186/2012-35, ОК-186/2012-36.
Ссылаясь на то, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), не соответствуют их рыночной стоимости и полагая себя как арендатора лицом заинтересованным в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, истец обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Кадастровая стоимость спорных земельных участков была определена на основании постановления Правительства от 30.12.2011 N 521. Согласно п.1 названного постановления данным правовым актом были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 января 2011 года.
В соответствии со ст. 24.16 Федерального закона от 29.07.2008 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости исполнитель работ по определению кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета, в том числе повторной, саморегулируемой организацией оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости. Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет. По результатам экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости саморегулируемая организация оценщиков дает положительное или отрицательное экспертное заключение на указанный отчет.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности).
Согласно ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Общество "АНК Башнефть", являясь арендатором спорных земельных участков, обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, однако соответствующая комиссия решение по существу заявления общества не приняла. Согласно представленному в материалы дела отчету от 11.05.2012 N 12-403/2Н об определении рыночной стоимости земельных участков рыночная стоимость спорных земельных участков находящихся на территории городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан по состоянию на 01.01.2011 значительно отличается от кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства от 30.12.2011 N 521 по состоянию на 01.01.2011. Экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 25.06.2012 N ОК151/2012
подтверждается соответствие отчета от 11.05.2012 N 12-403/2Н требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, и установив, что кадастровая стоимость спорных земельных участков превышает их рыночную стоимость, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований общества "АНК Башнефть" об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил исковые требования частично.
Довод администрации г. Стерлитамака о том, что апелляционный суд необоснованно отказал в удовлетворении ее ходатайства о проведении экспертизы отчета оценщика на предмет правильности расчетов при определении рыночной стоимости земельных участков, судом кассационной инстанции отклоняется.
Отказывая в удовлетворении названного ходатайства, суд апелляционной инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для проведения в порядке ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертизы для проверки достоверности рыночной стоимости земельного участка, определенной отчетом от 11.05.2012 N 12-403/2Н, учитывая, что в материалы дела представлено положительное экспертное заключение на данный отчет, из которого следует, что выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, являются обоснованными.
При этом суд апелляционной инстанции правомерно отклонил доводы администрации о том, что для установления достоверности указанной в отчете об оценке от 11.05.2012 N 12-403/2Н рыночной стоимости земельных участков недостаточно проведения нормативно-методической экспертизы в отношении этого отчета, как противоречащие ст. 12 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Суд верно отметил, что согласно п. 19 Федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.07.2011 N 328, если в нормативном правовом акте, договоре на проведение экспертизы отчета об оценке, определении суда или внутренних документах саморегулируемой организации оценщиков не указан вид экспертизы, экспертом проводится нормативно-методическая экспертиза.
Учитывая, что законом не предусмотрены обязательные требования проведения экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что для подтверждения достоверности отчета об оценке от 11.05.2012 N 12-403/2Н, как одного из доказательств по делу, достаточно проведение нормативно-методической экспертизы, результаты которой подтверждают соответствие данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Кроме того, отказывая в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ни ответчиком, ни третьими лицами не представлено доказательств недостоверности отчетов об оценке.
Поскольку заявителем кассационной жалобы постановление суда апелляционной инстанций обжалуется только в части одиннадцати земельных участков, законность судебных актов в остальной части судом кассационной инстанции не проверяется, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Обстоятельства дела исследованы судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А07-17925/2012 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, признании незаконными действий, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
...
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 сентября 2013 г. N Ф09-7769/13 по делу N А07-17925/2012