Екатеринбург |
|
10 октября 2013 г. |
Дело N А60-1177/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Татариновой И.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская поликлиника город Каменск-Уральский" (ИНН 666001015, ОГРН 1026600933370; далее - учреждение, поликлиника, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2013 по делу N А60-1177/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Свердловской области (ОГРН 1026602332052, ИНН 6658014910; далее - фонд) - Бессонова Л.О. (доверенность от 24.12.2012 N 93);
учреждения - Домбровский С.Н.(доверенность от 12.01.2012 N 10), Дворников В.Д. (трудовой договор от 01.01.2013);
Министерства здравоохранения Свердловской области (далее - министерство здравоохранения) - Бабушкин Д.А. (доверенность от 09.01.2013 N 12-2).
В заседании суда кассационной инстанции 03.10.2013 объявлен перерыв. По окончании перерыва заседание суда возобновлено.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным акта комплексной проверки использования средств обязательного медицинского страхования в поликлинике от 04.12.2012, вынесенного Каменск-Уральским филиалом фонда, в части требований о восстановлении средств в сумме 1 559 852 руб. 70 коп., а также уплаты штрафных санкций в сумме 155 985 руб. 27 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство здравоохранения.
Решением суда от 17.04.2013 (судья Иванова С.О.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 (судьи, Гулякова Г.Н., Савельева Н.М., Сафонова С.Н.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель полагает, что источником финансирования расходов медицинских организаций в части приобретения дезинфицирующих средств являются средства обязательного медицинского страхования. Учреждением дезинфицирующие средства приобретались за счет средств обязательного медицинского страхования только в случае оказания медицинской услуги, подлежащей финансированию в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2010 N 1913-ПП, за счет средств обязательного медицинского страхования. Суды не приняли во внимание и не оценили нормативные документы - Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158-Н, Экономическую классификацию расходов бюджета Российской Федерации.
Учреждение указывает на нарушение судами положений ст. 7, 8, 64, 65, 71, 168, 169, п. 2, 3 ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель жалобы считает, что фонд не представил доказательства нецелевого использования учреждением средств обязательного медицинского страхования.
По мнению фонда, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства дела, правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Фонд просит оставить вынесенные по делу судебные акты без изменения, кассационную жалобу учреждения - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа директора Каменск-Уральского филиала фонда от 01.11.2012 N 16 в отношении заявителя проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.07.2010 по 30.09.2012.
При проверке банковских операций по средствам обязательного медицинского страхования выявлено, что в 2011 году в нарушение постановления Правительства Свердловской области от 29.12.2010 N 1913-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год" и Тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории Свердловской области на 2011 год заявителем допускалось использование средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные вышеуказанными нормативными документами, в сумме 1 559 852,70 руб., а именно приобретены дезинфицирующие средства, указанные в приложении N 18 к акту проверки.
По результатам проверки составлен акт от 04.12.2012, в котором заявителю предъявлены, в том числе, требования о восстановлении денежных средств, использованных с нарушением нормативных документов, в сумме 1 559 852 руб. 70 коп. за 2011 год, а также об уплате в бюджет фонда штрафной санкции в размере 155 985 руб. 27 коп. за использование средств не по целевому назначению, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Учреждение, полагая, что акт проверки в вышеуказанной части противоречит нормам законодательства Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленный требований, суды обеих инстанций исходили из того, что действующим законодательством, регулирующим отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, с учетом Тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории Свердловской области на 2011 год, не предусмотрено право использования медицинскими организациями средств обязательного медицинского страхования для приобретения дезинфицирующих средств.
Выводы судов соответствуют материалам дела и нормам права.
Согласно п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность и в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ст. 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве нецелевого использования бюджетных средств расценивается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
На основании абз. 7 раздела 6 инструкции "О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования", утвержденной и введенной приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 N 100, при проверке деятельности медицинского учреждения, функционирующего в системе обязательного медицинского страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования проверяет целевой характер использования средств обязательного медицинского страхования (с учетом состава тарифа на медицинские услуги) в соответствии с тарифным соглашением и порядком оплаты медицинской помощи, принятыми на территории субъекта Российской Федерации.
Как отмечено выше, в рассматриваемом случае при проведении проверки учреждения фонд пришел к выводу об использовании заявителем средств фонда на цели, не определенные Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год, в части приобретения дезинфекционных средств.
В соответствии со ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1, действующих до 01.01.2012 (далее - Основы законодательства), основными принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Согласно п. 4 ст. 6 Основ законодательства к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования.
В силу ст. 37.2 Основ законодательства оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - Программа).
На основании ст. 20.1 Основ законодательства Программа определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.
В Программе предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи.
Правительство Российской Федерации утверждает Программу и рассматривает доклад о ее реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с Программой органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции от 01.12.2012; далее - Закон N 326-ФЗ) установлено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782 утверждена Программа на 2011 год, которой определено, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи, а также включать в территориальную программу обязательного медицинского страхования виды и объемы медицинской помощи, финансирование которых в соответствии с Программой осуществляется за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в проверяемый период постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2010 N 1913-ПП утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782 тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением, при этом тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), а также расходы по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
Тарифным соглашением на медицинские услуги, оказываемые в системе обязательного медицинского страхования на территории Свердловской области, на 2011 год тарифами на медицинскую помощь (медицинские услуги) названы возмещаемая медицинскому учреждению из средств обязательного медицинского страхования часть расчетной стоимости материальных расходов и расходов на оплату труда подразделений, оказывающих медицинскую помощь (медицинские услуги) в системе обязательного медицинского страхования.
Статьей 2.4 названного тарифного соглашения определен состав тарифа, в него включены следующие статьи затрат в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации: подстатья 211 "Заработная плата", подстатья 213 "Начисления на выплаты по оплате труда", подстатья 226 "Прочие работы, услуги", подстатья 310 "Увеличение стоимости основных фондов", подстатья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов, их приобретение".
При этом ст. 2.4 тарифного соглашения установлено, что в тарифы по обязательному медицинскому страхованию не включаются все расходы по оказанию видов помощи, расходы медицинских организаций подразделений (кабинетов) и служб, которые в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, финансируются за счет средств бюджетов всех уровней или других источников (личные средства граждан, внебюджетные источники)
В соответствии с разделом III "Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи" Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782, расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.
В гл. 4 "Медицинская помощь, предоставляемая гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, за счет средств бюджетов всех уровней" Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2010 N 1913-ПП, предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований из местных бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется обеспечение муниципальных организаций здравоохранения лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами.
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках Территориальной программы (приложение N 7 к территориальной программе) и Перечень изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи (приложение N 8 к территориальной программе), не предусматривают приобретение дезинфекционных средств.
Правильно применив вышеназванные правовые нормы, в том числе, исходя из анализа тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории Свердловской области на 2011 год, суды обеих инстанций обоснованно указали на то, что расходы медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, в части приобретения дезинфекционных средств в 2011 году должны были осуществляться исключительно за счет средств бюджета, соответственно, акт комплексной проверки от 04.12.2012 в оспариваемой части является законным и отмене не подлежит.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных учреждением требований.
Судами верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. По существу указанные доводы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.04.2013 по делу N А60-1177/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская поликлиника город Каменск-Уральский" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782 тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением, при этом тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, включают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, расходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и диагностического оборудования), а также расходы по оплате организации питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пищеблока).
...
В соответствии с разделом III "Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи" Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2010 N 782, расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2013 г. N Ф09-10575/13 по делу N А60-1177/2013
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2014 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10575/13
04.07.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6182/13
18.04.2014 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-1177/13
23.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18262/13
16.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18262/13
09.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18262/13
10.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10575/13
09.07.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6182/13
17.04.2013 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-1177/13