Екатеринбург |
|
07 февраля 2014 г. |
Дело N А60-17291/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Лазарева С.В., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - учреждение "Федеральная кадастровая палата") на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 по делу N А60-17291/2013 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель учреждения "Федеральная кадастровая палата" - Никитина А.А. (доверенность от 10.09.2013 N 87).
Общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная корпорация "Капитал" (далее - общество "ИК "Капитал") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения учреждения "Федеральная кадастровая палата" от 17.04.2013 N 66/13-62973.
Решением суда от 17.07.2013 (судья Григорьева С.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 (судьи Скромова Ю.В., Панькова Г.Л., Усцов Л.А.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение учреждения "Федеральная кадастровая палата" от 17.04.2013 N 66/13-62973. На учреждение "Федеральная кадастровая палата" возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В кассационной жалобе учреждение "Федеральная кадастровая палата" просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение положений ст. 1, 4, п. 11 ч. 2 ст. 7, ст. 15, ч. 3 ст. 16, ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости"), п. 8, 57, 58 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок). Заявитель полагает, что в соответствии с действующим законодательством государственный кадастр недвижимости может содержать только один размер кадастровой стоимости, внесенный по результатам новой, утвержденной на более позднюю дату государственной кадастровой оценки. По мнению заявителя, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда по делу N А60-50107/2012 по состоянию на 01.01.2010 не могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости, так как на момент обращения общества "ИК "Капитал" с заявлением о внесении этих сведений в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новой кадастровой стоимости, утвержденной приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32. Учреждение "Федеральная кадастровая палата" считает решение суда по указанному делу неисполнимым. Как полагает заявитель, действующим законодательством не предусмотрена возможность изменять сведения о кадастровой стоимости, имеющие архивный статус; записи, вносимые в кадастр недвижимости, имеют учетный характер, не порождают и не прекращают гражданских прав и обязанностей, в связи с чем оспариваемым отказом права и законные интересы общества "ИК "Капитал" не нарушены. По мнению заявителя, кадастровая стоимость в размере равном рыночной, установленная решением суда, в силу ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит применению в целях, установленных законодательством, независимо от внесения ее в государственный кадастр недвижимости.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2013 по делу N А60-50107/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505020:15 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, равной 1 578 401 руб.
Общество "ИК "Капитал" 10.04.2013 обратилось в учреждение "Федеральная кадастровая палата" с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Решением от 17.04.2013 N 66/13-62973 учреждение "Федеральная кадастровая палата" на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости" отказало обществу "ИК "Капитал" во внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505020:15.
В обоснование отказа учреждение "Федеральная кадастровая палата" сослалось на ч. 1 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости", ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" и указало на невозможность внести сведения о кадастровой стоимости равной рыночной, установленной решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-50107/2012 по состоянию на 01.01.2010, так как на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 в государственный кадастр недвижимости уже внесены новые сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Общество "ИК "Капитал"", полагая, что данное решение не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что 29.03.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены новые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденные приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32, вследствие чего сведения о кадастровой стоимости, утвержденные постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" (далее - постановление N 695-ПП) по состоянию на 01.01.2010, стали архивными.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505020:15 в размере рыночной установлена решением суда на ту же дату, на которую устанавливалась его кадастровая стоимость постановлением N 695-ПП (01.01.2010), а включение в государственный кадастр недвижимости каких-либо сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено, суд первой инстанции пришел к выводу, что установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505020:15, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 01.01.2010, при наличии новой кадастровой стоимости этого земельного участка, не может повлечь изменение сведений, внесенных в кадастр недвижимости, и восстановление каких-либо нарушенных прав заявителя.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что у учреждения "Федеральная кадастровая палата" не имеется оснований для отказа во внесении в кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, установленной решением суда и являющейся на момент обращения к органу кадастрового учета применимой.
Суд кассационной инстанции полагает, что постановление апелляционного суда является законным и отмене не подлежит.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Как следует из п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения об отказе во внесении изменений в кадастр недвижимости), орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям названного Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть восстановлены лишь внесением изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной.
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, установленный п. 1 ст. 4 Закона "О государственном кадастре недвижимости".
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ).
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (ст. 24.20 названного закона).
Пунктом 11 ч. 2 статьи 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
При этом согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 57 названного Порядка при внесении в Реестр новых сведений об объекте недвижимости при осуществлении учета изменений объекта недвижимости предыдущие записи, содержащие прежние значения характеристик, сохраняются в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости со статусом "архивные".
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 28.01.2013 по делу N А60-50107/2012 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0505020:15 установлена в размере его рыночной стоимости равной 1 578 401 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Согласно п. 1-1 постановления N 695-ПП таблица 41 "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области", установленная по состоянию на 01.01.2010, признается утратившей силу с 01 января 2014 года.
По смыслу положений Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения государственного кадастра должны содержать информацию обо всех изменениях в структуре записей о земельном участке, произведенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе данных о его кадастровой стоимости.
Поскольку на момент вступления решения суда в законную силу по делу N А60-50107/2012 и на момент обращения общества "ИК "Капитал" в учреждение "Федеральная кадастровая палата" с заявлением о внесении в кадастр сведений о стоимости земельного участка, сведения о кадастровой стоимости, утвержденные постановлением N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010, являлись действующими и применимыми, а имеющиеся в кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости участка, внесенные 29.03.2013 на основании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, утвержденных приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32, подлежали применению лишь с 01.01.2014, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у учреждения "Федеральная кадастровая палата" оснований для отказа во внесении сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, установленной судебным актом.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась применимой в спорный период, и неисполнение регистрирующим органом решения суда, которое направлено на восстановление прав общества "ИК "Капитал", обоснованно признано апелляционным судом нарушающим права названного общества и противоречащим ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонена ссылка учреждения "Федеральная кадастровая палата" на п. 57 Порядка ведения государственного кадастра, поскольку ни названный Порядок, ни Закон "О государственном кадастре недвижимости" не содержат запрета на изменение сведений, носящих, согласно Порядку, статус архивных (но подлежащих применению). На отсутствие технической возможности внесения таких сведений учреждение "Федеральная кадастровая палата" не ссылается, что, однако, также не может быть основанием для отказа в совершении действий по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости.
С учетом изложенного отказ учреждения "Федеральная кадастровая палата" во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о новой кадастровой стоимости, установленной вступившим в законную силу решением суда, судом апелляционной инстанции правомерно признан незаконным и нарушающим права и законные интересы общества.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов апелляционного суда.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены апелляционным судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 по делу N А60-17291/2013 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Беляева |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 11 ч. 2 статьи 7 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
...
По смыслу положений Закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения государственного кадастра должны содержать информацию обо всех изменениях в структуре записей о земельном участке, произведенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в том числе данных о его кадастровой стоимости.
...
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонена ссылка учреждения "Федеральная кадастровая палата" на п. 57 Порядка ведения государственного кадастра, поскольку ни названный Порядок, ни Закон "О государственном кадастре недвижимости" не содержат запрета на изменение сведений, носящих, согласно Порядку, статус архивных (но подлежащих применению). На отсутствие технической возможности внесения таких сведений учреждение "Федеральная кадастровая палата" не ссылается, что, однако, также не может быть основанием для отказа в совершении действий по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 февраля 2014 г. N Ф09-13560/13 по делу N А60-17291/2013