Екатеринбург |
|
17 марта 2014 г. |
Дело N А60-28985/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.10.2013 по делу N А60-28985/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участие не приняли.
Министерством заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Данное ходатайство подлежит удовлетворению в силу ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество Производственно-коммерческая фирма "Альянс-Трейд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Свердловской области о признании кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 1441 кв. м с кадастровым номером 66:41:0601036:8, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Декабристов, установленную по состоянию на 15.11.2012, равной рыночной стоимости земельного участка в размере 12 631 806 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены министерство и администрация города Екатеринбурга (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.10.2013 (судья Мартемьянов В.Б.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Дюкин В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 421, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявитель считает, что, оспаривая кадастровую стоимость, общество фактически преследует цель уменьшения размера арендной платы, однако изменение размера арендной платы после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором или законом. Министерство ссылается на то, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования город Екатеринбург, утверждены приказом министерства от 15.01.2013 N 32 и внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном действующим законодательством. Нарушений прав общества данными действиями не допущено.
Как установлено судами, обществу на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 1441 кв. м с кадастровым номером 66:41:0601036:0008, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Декабристов.
Ссылаясь на то, что установленная кадастровая стоимость указанного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости истцом представлен отчет от 21.06.2013 N 13-329, согласно которому рыночная стоимость названного участка по состоянию на 15.11.2012 составляет 12 631 806 руб., а также экспертное заключение Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 28.06.2013 N 307/300-13 в отношении представленного отчета.
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 названного Кодекса (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Суды, оценив представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 21.06.2013 N 13-329 общества с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Априори", приняв во внимание заключение Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 28.06.2013 N 307/300-13, согласно которому названный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также учтя отсутствие доказательств, опровергающих величину рыночной стоимости, определенную указанным отчетом, пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0507001:26, утвержденная приказом министерства от 15.01.2013 N 32 существенно превышает его рыночную стоимость, и подлежит установлению в размере 12 631 806 руб., равном рыночной стоимости, определенной по состоянию на 15.11.2012, с момента вступления в силу решения суда по рассматриваемому требованию.
Довод заявителя жалобы о том, что внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной приказом министерства от 14.01.2013 N 32, права истца не нарушены, подлежит отклонению.
Кадастровая стоимость применяется не только для целей определения выкупной стоимости, но и для иных целей, в частности определения арендной платы, в связи с чем наличие в кадастре стоимости, несоответствующей рыночной, нарушает права общества, поэтому оно является лицом, заинтересованным в определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 15.11.2012 в размере его рыночной стоимости.
Ссылки заявителя на то, что пересмотр кадастровой стоимости арендуемого земельного участка направлен на изменение цены договора без установленных на то договором либо законом оснований, подлежит отклонению, так как условиями договора установлена методика расчета ежегодной арендной платы, одной из составляющих которой является кадастровая стоимость. Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, не изменяет данную методику, а, следовательно, не влечет изменение условий договора, на которых он был заключен.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.10.2013 по делу N А60-28985/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 марта 2014 г. N Ф09-522/14 по делу N А60-28985/2013