Екатеринбург |
|
21 июля 2011 г. |
Дело N А07-4088/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Наумовой Н.Н.,
судей Татариновой И.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - территориальное управление Росимущества, заявитель) на определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2011 по делу N А07-4088/2010. по иску закрытого акционерного общества "Уральский правовой центр" (далее - общество "Уральский правовой центр") к федеральному государственному унитарному предприятию "Отраслевой центр рабочего снабжения" (далее - ФГУП "Желдорторгснаб", предприятие) о взыскании 11 835 431 руб., с участием третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "РемСтройМонтаж".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации в сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представитель ФГУП "Желдорторгснаб" - Наумов С.В. (доверенность от 28.05.2011).
От общества "Уральский правовой центр" поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Как следует из материалов кассационного производства, территориальное управление Росимущества, не являясь лицом, участвующим в деле, обратилось в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2010 по делу N А07-4088/2010, полагая, что в силу ст. 42 и 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оно вправе обжаловать названное решение арбитражного суда, принятое о его правах и обязанностях без привлечения его к участию в деле как лица, осуществляющего полномочия собственника имущества ФГУП "Желдорторгснаб".
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2011 (судья Кангин А.В.) производство по кассационной жалобе заявителя прекращено.
В кассационной жалобе территориальное управление Росимущества просит отменить определение суда кассационной инстанции от 26.04.2011 и, рассмотрев доводы кассационной жалобы, касающиеся предмета данного спора, отменить решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2010 с направлением дела по подсудности в Арбитражный суд г. Москвы.
Рассмотрев доводы заявителя, изложенные в жалобе, исследовав материалы кассационного производства, проверив правильность применения судом норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2010 (судья Раянов М.Ф.) удовлетворён иск общества "Уральский правовой центр" к ФГУП "Желдорторгснаб" о взыскании задолженности по договору подряда от 28.09.2010 N 909/7 в сумме 11 835 431 руб., приобретённой истцом у общества "РемСтройМонтаж" по договору уступки права требования от 01.03.2010 N Ц15.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.12.2010 (судья Мавлютов И.Т.) территориальному управлению Росимущества отказано в удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вышеуказанного решения суда от 09.04.2010.
Обжалуемым определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2011 производство по кассационной жалобе заявителя на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2010 по делу N А07-4088/2010 прекращено применительно к п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что заявитель жалобы не является лицом, чьи права и обязанности затрагиваются обжалуемым решением.
Выводы суда кассационной инстанции являются правильными.
В соответствии со ст. 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правом обжалования в порядке кассационного производства вступивших в законную силу судебных актов первой и апелляционной инстанций обладают лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
Состав лиц, участвующих в деле, определён в ст. 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: стороны; заявители и заинтересованные лица - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях; третьи лица; прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, граждане, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле (ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо возлагаются обязанности на это лицо, либо иным образом затрагивает непосредственно его интересы в экономической сфере.
В решении Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2010 по делу N А07 - 4088/2010 прямо не указано, что судом принято решение о правах и обязанностях заявителя.
Довод территориального управления Росимущества о том, что обжалуемым судебным актом нарушаются его интересы как лица, осуществляющего полномочия собственника имущества ФГУП "Желдорторгснаб", противоречит действующим нормам законодательства.
В соответствии с п. 1.1 Устава ФГУП "Желдорторгснаб" (утверждённого распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 15.03.2006 N 434-р; далее - Устав) названное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создано в соответствии с Указанием МПС России от 22.01.1998 N 74 в результате реорганизации путём слияния государственных предприятий - торговоснабженческой конторы "Трансторгснаб" МПС России, Левобережного производственного комбината и Перовского производственного комбината МПС России.
В силу абз. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Также и в п. 3.1 Устава указано, что имущество предприятия находится в федеральной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе. В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности.
На основании п. "д" ст. 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации.
Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации (п. "г" ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации, п. 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"). Правительство Российской Федерации может делегировать министерствам и ведомствам следующие полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий: заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений; утверждение уставов предприятий, организаций, учреждений.
По смыслу названных норм, Правительство Российской Федерации, действуя от имени собственника федерального имущества, самостоятельно определяет условия, при соблюдении которых имуществом, передаваемым государственным унитарным предприятиям, могут управлять и распоряжаться федеральные органы исполнительной власти.
Согласно п. 1.4. Устава предприятие находится в ведомственном подчинении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Полномочия собственника имущества Предприятия осуществляют федеральные органы исполнительной власти в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 N 691 в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 767 и от 19.11.2007 N 792, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий.
На основании абз. 3 п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с предоставлением соответствующих полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
В силу абз. 2 п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432; далее - Положение о Росимуществе) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Ранее федеральным органом исполнительной власти в области осуществления полномочий собственника в отношении государственного имущества в сфере железнодорожного транспорта являлось Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС России) в силу п. 6 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и раздела "в области управления и распоряжения федеральной собственностью" пункта 6 Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 N 848).
В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти" и от 20.05.2004 N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" Министерство путей сообщения Российской Федерации было упразднено, а регулируемые им вопросы - переданы в ведение Министерства транспорта Российской Федерации.
В силу п. 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации (утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395) и п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2004 N 274 "Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации" Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии.
При этом пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта" (далее - Положение о Росжелдоре) установлено, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора) находятся организации железнодорожного транспорта, находившиеся в ведении Министерства путей сообщения Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.07.2005 N 920-р утвержден перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Росжелдора, которое в свою очередь само находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации. Так, согласно п. 7 названного перечня Отраслевой центр рабочего снабжения Министерства путей сообщения Российской Федерации, г. Москва, он же ФГУП "Желдорторгснаб", находится в ведении указанного Федерального агентства.
Согласно абз. 1 п. 1 Положения о Росжелдоре (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 N 354, от 08.08.2009 N 649) Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
На основании прямого указания в п. 5.2 Положения о Росжелдоре названный орган исполнительной власти осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственным Росжелдору.
Таким образом, в общем правиле, предусмотренном в абз. 2 п. 1 Положения о Росимуществе, на которое ссылается территориальное управление Росимущества в своей кассационной жалобе, в силу абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ указанными нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сделано исключение, определённо касающееся Росжелдора, которое специально наделено полномочиями собственника в отношении имущества, переданного ФГУП "Желдорторгснаб".
С учетом изложенного отклоняется ссылка территориального управления Росимущества на положения Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия", согласно которым, по мнению заявителя, ответчик обязан согласовывать с ним совершение крупных сделок как с собственником государственного имущества.
В силу п. 1 названного Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 (в редакции Постановлений от 29.12.2008 N 1053, от 01.04.2009 N 290, от 17.07.2009 N 592, действовавшей на момент заключения договора подряда от 28.09.2009 N 909/7) доведение до сведения Росимущества информации о принятых решениях по вопросам совершения предприятием крупных сделок носит только уведомительный характер. Порядок такого уведомления определён Положением о комиссии Федерального агентства железнодорожного транспорта по согласованию совершения крупных сделок подведомственных организаций (утверждённым Приказом Росжелдора от 24.05.2006 N 69).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1188 указанное Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 дополнено п. 3.1, на основании которого Росимуществу предоставлено право предъявлять в суд иски о признании недействительными сделок, совершенных предприятиями в нарушение установленного порядка.
Таким образом, суд кассационной инстанции пришел к правильному выводу об избрании заявителем жалобы ненадлежащего способа защиты имущественных прав Российской Федерации в рамках настоящего дела.
С учетом изложенного судом кассационной инстанции в определении от 26.04.2011 сделан правомерный вывод о том, что территориальное управление Росимущества не является лицом, которое в силу ст. 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе обжаловать судебный акт по настоящему делу в порядке кассационного производства, в связи с чем, производство по кассационной жалобе обоснованно прекращено применительно к п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 184, 185, 290, 291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2011 о прекращении производства по кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2010 по делу N А07-4088/10 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Наумова |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1 названного Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 (в редакции Постановлений от 29.12.2008 N 1053, от 01.04.2009 N 290, от 17.07.2009 N 592, действовавшей на момент заключения договора подряда от 28.09.2009 N 909/7) доведение до сведения Росимущества информации о принятых решениях по вопросам совершения предприятием крупных сделок носит только уведомительный характер. Порядок такого уведомления определён Положением о комиссии Федерального агентства железнодорожного транспорта по согласованию совершения крупных сделок подведомственных организаций (утверждённым Приказом Росжелдора от 24.05.2006 N 69).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1188 указанное Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 дополнено п. 3.1, на основании которого Росимуществу предоставлено право предъявлять в суд иски о признании недействительными сделок, совершенных предприятиями в нарушение установленного порядка."
Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2011 г. N Ф09-8532/10 по делу N А07-4088/2010
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2011 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8532/10
17.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5610/11
26.04.2011 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8532/10
21.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5610/11
18.01.2011 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8532/10-С2
22.11.2010 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8532/10