Екатеринбург |
|
05 октября 2015 г. |
Дело N А07-1798/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Жаворонкова Д.В., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Акционерная нефтяная Компания "Башнефть" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.04.2015 по делу N А07-1798/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества - Медовщикова Е.О. (доверенность от 23.09.2015), Андрианов Е.А. (доверенность от 17.11.2014), Антипин А.В. (доверенность от 28.04.2015).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным решения от 30.10.2014 N 1152-Н об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - НООЛР).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Специализированное автомобильное хозяйство по уборке города" (далее - предприятие).
Решением суда первой инстанции от 21.04.2015 (судья Искандаров У.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что Управление, посчитав, что частично представлена недостоверная информация, должно было принять решение об утверждении нормативов и лимитов в части отходов, по которым замечаний не имелось, и решение об отказе в утверждении части отходов, по которым замечания имелись (представление недостоверной информации в части размещения отходов на полигоне твердых бытовых отходов (далее - ТБО) предприятия). При этом общество считает, что принятие решения об утверждении нормативов и лимитов по одной части заявленных отходов (по которой замечаний нет) и решения об отказе в утверждении нормативов и лимитов по другой части заявленных расходов (по которой замечания имеются) не противоречит Порядку разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденному приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок N 50).
В связи с этим общество указывает на то, что оспариваемое решение Управления лишило общество права свободно (в пределах собственных объектов размещения) размещать отходы, по которым замечаний не имеется.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность, в частности, посредством своего обособленного структурного подразделения - филиала "Башнефть-Новойл".
Директором названного филиала общества 18.09.2014 в целях охраны окружающей среды от загрязнения отходами собственного производства утвержден Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который 22.09.2014 представлен на утверждение в Управление.
Решением управления от 30.10.2014 N 1152-Н в утверждении указанных нормативов обществу отказано в связи с наличием в представленных документах недостоверной информации, в частности, в приложении к решению указаны следующие основания для отказа в утверждении нормативов: представлена недостоверная информация о возможности передачи отходов для размещения предприятием, поскольку полигон ТБО, эксплуатируемый предприятием, расположенный на землях населенных пунктов, не включен в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
Полагая, что названное решение административного органа незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспоренного ненормативного акта незаконным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
При этом в ходе рассмотрения дела судами установлено, что обществом на 2014 и 2015 годы заключены договоры на размещение отходов на полигоне ТБО от 01.01.2014 N 3170БНФ/у/32/79/14/АДМ/1 и от 01.01.2015 N 3138БНФ/у/32/114/14/АДМ с предприятием, которое имеет лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности от 04.07.2014 серия 02 N 00133.
Предприятие направляло в адрес Управления характеристику объекта размещения отходов, однако сведения о данном объекте не включены в ГРОРО в связи с тем, что полигон ТБО, эксплуатируемый предприятием, расположен на землях населенных пунктов, а действие приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" не распространяется на объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации.
Из представленного обществом на утверждение проекта НООЛР следует, что отходы IV класса опасности передаются на размещение предприятию, полигон которого не внесен в ГРОРО.
На основании изложенного, с учетом положений п. 5, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), суды сделали вывод о том, что оспоренное решение Управления об отказе в согласовании НООЛР соответствует п. 10 Порядка N 50.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, устанавливаемым для природопользователей в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
На основании п. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В силу п. 5, 7 Порядка N 50 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Методическими указаниями N 703.
Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение юридические лица, в результате хозяйственной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления деятельности, в результате которой образуются отходы: а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя; б) следующие документы: копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов); документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
Согласно п. 9 Порядка N 50 в случае выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений территориальные органы Росприроднадзора в 5-дневный срок с даты их приема в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 10 Порядка N 50 территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в п. 7 Порядка N 50 заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием). Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.
Суды, основываясь на вышеуказанных нормах права и признавая оспоренный ненормативный акт административного органа законным, отклонили довод общества о том, что Управление имело возможность утвердить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение в отношении отходов, не подлежащих размещению на объекте предприятия, указав, что решение об отказе в утверждении принималось административным органом в отношении одного проекта и возможность его частичного утверждения положениями Порядка N 50 не предусмотрена.
Однако такие выводы судов являются ошибочными, поскольку положения Федерального закона N 7-ФЗ, Федерального закона N 89-ФЗ, Порядка N 50 не содержат прямого запрета на возможность утвердить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение в отношении отходов, в отношении которых нет замечаний у административного органа.
Факт обращения общества с заявлением об утверждении Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по результатам рассмотрения которого Управлением сделан вывод, что представленная информация по части объектов размещения отходов недостоверна, не препятствовал административному органу произвести утверждение лимитов размещения той части отходов, по которой у Управления замечаний не имелось.
Иной подход создает ситуацию, при которой любое размещение отходов обществом становится сверхлимитным и влечет предусмотренные природоохранным и административным законодательством негативные последствия, которые повлияют на законные права и интересы общества. При этом достижение справедливого баланса публичных и частных интересов не обеспечивается.
Суд кассационной инстанции отмечает, что в соответствии с Порядком N 50, Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349, субъект предпринимательской деятельности вправе разработать самостоятельные отдельные проекты на каждый конкретный вид отходов либо класс опасности отходов.
Применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела при подаче самостоятельных проектов у административного органа отсутствовали бы формальные основания для отказа обществу в утверждении проекта НООЛР по I-III классам опасности отходов, размещаемых на собственных площадках.
В силу ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных прав и законных интересов. Формальное рассмотрение настоящего спора судами первой и апелляционной инстанций названную задачу не выполняет, в результате чего нарушенное право не восстановлено.
В силу ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вышеизложенное является основанием для отмены судебных актов.
Ввиду отмены обжалуемых судебных актов понесенные обществом судебные расходы в связи с уплатой государственной пошлины при подаче кассационной жалобы в размере 1500 руб. подлежат взысканию с Управления на основании ст. 101, 106, ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.04.2015 по делу N А07-1798/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по тому же делу отменить.
Требования ПАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" удовлетворить.
Признать решение Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан от 30.10.2014 N 1152-Н "Об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" незаконным.
Обязать Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан устранить нарушения прав и законных интересов ПАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть".
Взыскать с Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан в пользу ПАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.