Екатеринбург |
|
21 октября 2015 г. |
Дело N А47-10622/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С. Н.,
судей Жаворонкова Д. В., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Оренбург" (далее - общество "Газэнергосеть Оренбург", налогоплательщик) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу N А47-10622/2014 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Оренбургской области (далее - налоговый орган, инспекция) - Кузнецова Е.С. (доверенность от 09.10.2015 N 20).
Общество "Газэнергосеть Оренбург" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 30.06.2014 N 2459 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, начислении земельного налога, соответствующих пеней и штрафа.
Решением суда от 09.04.2015 (судья Цыпкина Е.Г.) заявление удовлетворено. Решение инспекции от 30.06.2014 N 2459 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 (судьи Кузнецов Ю.А., Малышева И.А., Костин В.Ю.) решение суда изменено, абзац первый резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Требования общества "Газэнергосеть Оренбург" удовлетворить частично. Решение инспекции от 30.06.2014 N 2459 признано недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и начисления штрафа 28 372 руб. В остальной части требований отказать".
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе заявитель просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом положений налогового законодательства.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что Постановление правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 11-N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (далее - Постановление N 1122-п), исходя из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, подтвержденной в Постановлении N 17-П от 02.07.2013 и п.4 ст.5 Кодекса, улучшает положение налогоплательщика, поскольку влечет изменение налоговой базы по земельному налогу в сторону уменьшения. Пункт 5 Постановления N 1122-п прямо устанавливает порядок вступления данного постановления в силу - после его официального опубликования. Указанный нормативный акт официально опубликован в газете "Оренбуржье" от 27.12.2012 N 214.
Также отмечает, что в соответствии с п. 3 Постановления N 1122-п Постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 N 414-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", которое в соответствии с постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 N 18 АП-6370/2015 подлежало применению, признано утратившим силу.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществу "Газэнергосеть Оренбург" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 56:36:0101019:257, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Абдулино, ул. Южная, д. 2 "А".
Обществом в инспекцию представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 г., в которой налогоплательщик исчислил земельный налог исходя из кадастровой стоимости суммы земельного участка установленной Постановлением N 1122-п.
По результатам проведения камеральной проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2013 г. общества "Газэнергосеть Оренбург", налоговым органом составлен акт от 12.05.2014 N 14182 и вынесено решение от 30.06.2014 N 2459 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику начислен земельный налог в сумме 149 651 руб., пени за несвоевременную уплату налога - 5 568 руб. 77 коп., штраф - 28 372 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 20.07.2014 N 16-15/08920@ решение инспекции утверждено.
Основанием для вынесения данного решения в отношении общества "Газэнергосеть Оренбург" послужили выводы инспекции о неверном определении налогоплательщиком стоимости земельного участка, установленной Постановление N 1122-п, поскольку данное постановление в 2013 г. не вступило в законную силу, и подлежит применению только с 01.01.2014.
Полагая, что решение налогового органа нарушает его права и законные интересы, общество "Газэнергосеть Оренбург" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения налогового органа и верном определении обществом стоимости участка.
Оставляя в силе решение суда первой инстанции в части начисления земельного налога и пени суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в силу п. 10 которых утверждение результатов кадастровой оценки земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Апелляционным судом установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области утверждены Постановлением N 1122-п, п. 2 которого эти результаты рекомендованы к применению, в том числе для целей налогообложения.
Пунктом 5 Постановления N 1122-п в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что постановление вступает в силу после его опубликования.
Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что Постановление N 1122-п опубликовано в газете "Оренбуржье" 27.12.2012 N 214.
Статьей 390 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 393 Кодекса кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах необходимо исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 Кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 5 и ст. 391 Кодекса в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина", конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.
Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, ст. 15 (ч. 3) Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Из взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 6 (ч. 2), 8, 17 (ч. 1), 18, 19, 34, 35, 55 (ч. 3) и 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в единстве с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными им по вопросам действия во времени нормативных правовых актов, влияющих на определение налоговой базы по земельному налогу, следует, что нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании ст. 5 Кодекса. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.
Руководствуясь положениями ст. 5 Кодекса, устанавливающими правила вступления в силу актов о налогах и сборах - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, и правовыми позициями, изложенными в п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П, суд кассационной инстанции считает правомерными выводы апелляционного суда в части, касающейся действия Постановления N 1122-п во времени.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).
В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Таким образом, как верно определено судом апелляционной инстанции в проверяемом периоде (2013 г.) для целей налогообложения подлежало применению Постановление N 414-п.
Изданное Правительством Оренбургской области Постановление N 1122-п об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2013 г. в отношении спорного земельного участка не подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением N 1122-п, в связи с этим апелляционный суд признал правомерным оспариваемое решение налогового органа и отказал в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований в данной части.
Отменяя решение суда первой инстанции в части начисления штрафа по
п. 1 ст. 122 Кодекса, суд апелляционной инстанции руководствовался ст. 106, 110 Кодекса и с учетом правовой неопределенности в порядке применения нормативных правовых актов органа местного самоуправления, существовавшей на дату представления налоговой декларации, пришел к обоснованному выводу об отсутствии вины налогоплательщика и наличии оснований для привлечения его к налоговой ответственности.
Основания для переоценки выводов суда апелляционной инстанции и установленных по делу фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании указанных норм материального права, кроме того, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу N А47-10622/2014 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Оренбург" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.