г. Челябинск |
|
06 июля 2015 г. |
Дело N А47-10622/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Малышевой И.А. и Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2015 по делу N А47-10622/2014 (судья Цыпкина Е.Г.).
В заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Оренбургской области - Рыжкова Н.В. (доверенность N 1 от 24.04.2014), Чупрынина А.В. (доверенность N 4 от 05.06.2014).
08.10.2014 общество с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Оренбург") (далее - заявитель, общество, плательщик, ООО "Газэнергосеть Оренбург") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 2459 от 30.06.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, начислении земельного налога и пени.
Заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 56:36:0101019:257, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Абдулино, ул. Южная, д. 2 "А".
Обществом представлена налоговая декларация за 2013 год, где сумма налога определена исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" (далее - Постановление N 1122-п) и составляющей - 2 076 115, 58 руб.
В оспариваемом решении налоговый орган пересчитал налог исходя из кадастровой стоимости, которая была установлена ранее действующим постановлением Правительства Оренбургской области N 414-п от 30.11.2007 (далее - Постановление N 414-П), сделал вывод о том, что кадастровая стоимость установленная Постановлением N 1122-п подлежит применению только с 01.01.2014.
Выводы инспекции неверны. Частью 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования. Постановление N 1122-п было опубликовано в газете "Оренбуржье" N 214 - 27.12.2012, и в соответствии с п. 6 вступило в силу в 01.01.2013.
Поскольку указанное постановление улучшает положение плательщика, уменьшая кадастровую стоимость участка, то на основании ч. 4 ст. 5 НК РФ оно имеет обратную силу и подлежит применению при расчете земельного налога 2013 года (т. 1 л.д. 3-6).
Налоговый орган возражал против заявленных требований, указывал, что поскольку Постановление N 1122-п было опубликовано 27.12.2012, то его положения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, т.е. с 01.01.2014 (т. 1 л.д. 70-72, 126).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2015 заявленные требования удовлетворены, решение налогового органа признано недействительным.
Суд указал, что кадастровая оценка земельных участков утверждена Постановлением N 1122-п, является актом налогового законодательства, улучшает положение налогоплательщика, прямо предусматривает вступление его в силу со дня официального опубликования, т.е. с 27.12.2012.
Подлежат применению положения абз. 4 п. 1, п. 4 ст. 5 НК РФ об обратной силе налогового закона.
Сделан вывод о правомерности применения при определении налоговой базы по земельному налогу за 2013 год кадастровой стоимости участка, утвержденной Постановлением N 1122-п (т. 1 л.д. 135-134).
21.05.2015 от Инспекции поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Плательщик необоснованно руководствовался Постановлением N 1122-п, которое вступает в силу по правилам, предусмотренным ч. 1 ст. 5 НК РФ, с 01.01.2014.
Указание в п. 6 Постановления N 1122-п на вступление его в силу после официального опубликования является общим порядком вступления в силу постановлений Правительства Оренбургской области и не распространяется на нормы налогового законодательства.
Отсутствует условие, предусмотренное п. 4 ст. 5 НК РФ - в постановлении не указано на наличие у него обратной силы. Кроме того, постановление увеличивает стоимость отдельных земельных участков, т.е. не улучшает в целом положение налогоплательщиков (т. 2 л.д. 3-5).
Общество в отзыве возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным актом.
Представитель плательщика в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, суд определил рассмотреть дело без не явившегося лица.
При отсутствии возражений сторон пересмотр судебного решения производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав инспекцию, установил следующие обстоятельства.
ООО "Газэнергосеть Оренбург" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 16.09.2005, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов и сборов, имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 56:36:0101019:257, расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Абдулино, ул. Южная, д. 2 "А" (т. 1 л.д. 33, 34-50).
До 2013 года земельный налог рассчитывался согласно кадастровой стоимости, определенной Постановлением N 414-п.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" кадастровая стоимость участка 56:36:0101019:257 определена в размере 2 076 115, 58 руб., в п. 6 Постановления указано, что оно вступает в силу после его официального опубликования.
Заявителем представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, в которой плательщик исчислил земельный налог исходя из кадастровой суммы земельного участка, установленной указанным постановлением (т. 1 л.д. 76-77).
Инспекцией проведена камеральная проверка декларации, составлен акт N 14182 от 12.05.2014, где указано на незаконное уменьшение суммы налога из-за занижения кадастровой стоимости земельного участка в связи с неверным применением плательщиком Постановления 1122-п (т. 1 л.д. 74-75).
30.06.2014 налоговым органом вынесено решение N 2459 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, начислен земельный налог - 149 651 руб., пени за несвоевременную уплату налога - 5 568, 77 руб., штраф - 28 372 руб. (т. 1 л.д. 86-88).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области N 16-15/08920@ от 20.07.2014 решение инспекции оставлено без изменений (т.1 л.д. 83-85).
По утверждению подателя жалобы - Инспекции обществом неверно определена стоимость земельного участка, установленная Постановления 1122-п, так как данное постановление в 2013 году не вступило в законную силу, и подлежит применению только с 01.01.2014.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения налогового органа и верном определении заявителем стоимости участка.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу ст.390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (п.1). Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п.2).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ).
Статьями 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим кодексом и иными федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельных участков в Оренбургской области была установлена постановлением Правительства Оренбургской области N 414-п от 30.11.2007.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, которая в отношении отдельных участков изменилась как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения стоимости. Для ООО "Газэнергосеть Оренбург" налоговая база уменьшилась.
Пунктом 6 Постановления N 1122-п установлено, что оно вступает в силу после его опубликования, нормативный акт опубликован в газете "Оренбуржье" 27.12.2012 (N 214) и вступил в силу 28.12.2012.
Постановлением N 666-п от 11.09.2014 в постановление внесены изменения, указано, что "настоящее постановление в той части, в которой оно порождает правовые последствия для граждан и организаций как налогоплательщиков, действует во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах".
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 НК РФ)
В соответствии с п.3 Постановления 1122-п результаты оценки рекомендованы к применению, в том числе, для целей налогообложения.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 747-О-О, один и тот же акт, может одновременно содержать нормы, улучшающие (освобождающие от некоторых налоговых обязанностей) и ухудшающие положение налогоплательщика (ограничивающие ранее предоставленное ему право), что предполагает для выяснения вопроса о наличии или отсутствии нарушения конституционных прав налогоплательщика осуществление системного анализа всей совокупности соответствующего регулирования, в том числе его целевой направленности, с учетом специфики его применения отдельным налогоплательщиком.
Учитывая, что Постановление N 1122-п не может быть признано ни улучшающим, ни ухудшающим положение налогоплательщика, указанный акт для целей налогообложения вступает в силу по общему правилу, предусмотренному абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, то есть с 01.01.2014.
Следует учесть различие понятий "вступление в силу нормативного акта органа местного самоуправления" и применение положений этого акта для регулирования налоговых отношений, которые не являются равнозначными.
Начисление пени является компенсацией бюджету убытков, возникших из-за нарушения сроков поступления налога в бюджет.
При таких обстоятельствах решение налогового органа о начислении налога и пени является законным.
По ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. По ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Суд апелляционной инстанции учитывает правовую неопределенность в порядке применения нормативных правовых актов органа местного самоуправления, существовавшую на дату представления налоговой декларации, что исключает вину плательщика и привлечение его к налоговой ответственности.
По ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции следует изменить.
Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Оренбургской области удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2015 по делу N А47-10622/2014 изменить, абзац первый резолютивной части читать в следующей редакции:
"Требования общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Оренбург" удовлетворить частично.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Оренбургской области N 2459 от 30.06.2014 признать недействительным в части привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации и начисления штрафа 28 372 руб.
В остальной части требований отказать".
В остальной части решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.04.2015 по делу N А47-10622/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Оренбургской области без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10622/2014
Истец: ООО "Газэнергосеть Оренбург"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Оренбургской области