Екатеринбург |
|
23 июля 2019 г. |
Дело N А07-12355/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Беляевой Н. Г., Рябовой С. Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2019 по делу N А07-12355/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Общество с ограниченной ответственностью "Трест жилищного хозяйства" представило в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
В судебном заседании приняли участие представители:
Финансового управления Администрации городского округа город Уфа - Рахимова Л.Г. (доверенность от 06.06.2018 N 08-10);
Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Галиева Р.М. (доверенность от 27.05.2019 N 01-05-1730/13);
Управления по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Байзаков Н.К. (доверенность от 05.02.2019 N 3).
Общество с ограниченной ответственностью "Трест жилищного хозяйства" (далее - общество "ТЖХ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) о взыскании задолженности в сумме 40 607 376 руб. 82 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - финансовое управление), Управление по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - управление по обеспечению жизнедеятельности города), муниципальное бюджетное учреждение Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением суда первой инстанции от 12.02.2019 (судья Шамсутдинов Э.Р.) исковые требования общества "ТЖХ" удовлетворены. Суд взыскал с администрации в пользу общества "ТЖХ" задолженность в сумме 40 607 376 руб. 82 коп.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.04.2019 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе финансовое управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неприменение норм подлежащих применению, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции должен был в силу положений статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменить решение суда первой инстанции в части или принять новый судебный акт по делу, учитываю иную квалификацию судом возникших между сторонами спора правоотношений, отличную от квалификации суда первой инстанции.
Далее заявитель полагает, что к спорным правоотношениям должны быть применены положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, судам необходимо было дать оценку муниципальному правовому акту - постановлению главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.07.2014 N 3057 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в качестве меры муниципальной финансовой поддержки отдельных видов работ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в городском округе город Уфа Республики Башкортостан". Ссылаясь на положения статьи 191 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.07.2014 N 3057, статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заявитель поясняет, что субсидии в качестве меры муниципальной финансовой поддержки по проведению отдельных видов работ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, предоставляются в пределах средств, предусмотренных в бюджете городского округа город Уфа Республики Башкортостан на очередной финансовый год, на управление по обеспечению жизнедеятельности города как на главного распорядителя бюджетных средств при предоставлении субсидии распространяется действие Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым, в свою очередь, предусмотрено финансирование юридических лиц из муниципального бюджета только путем предоставления субсидии, иных видов финансирования не предусмотрено. Оценка доводам финансового управления о необходимости применения к данным правоотношениям норм бюджетного законодательства - статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации судами не дана. Заявитель настаивает на том, что администрация в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации могла оказать муниципальную финансовую поддержку заказчику (получателю субсидии) только при условии соблюдения порядка предоставления субсидии из бюджета.
Вместе с тем заявитель отмечает, что в управление по обеспечению жизнедеятельности города соответствующие документы для предоставления субсидии обществом "ТЖХ" своевременно представлены не были, в связи с чем соглашение о представлении субсидии между обществом "ТЖХ" и управлением заключено не было, с учетом чего у управления отсутствовали основания для перечисления субсидии на оплату за выполненные работы, а у общества "ТЖХ" не имелось оснований для взыскания с администрации заявленных убытков.
Кроме того, заявитель отмечает, что судом не принято во внимание то обстоятельство, что договорные отношения были непосредственно заключены между обществом "ТЖХ" и подрядными организациями, администрация не являлась стороной договоров подряда. По мнению заявителя, выполненные подрядные работы могли быть профинансированы только в том периоде, когда были заключены договоры подряда, но не за пределами данного периода, так как субсидии предоставляются в пределах средств, предусмотренных в бюджете городского округа город Уфа Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Помимо изложенного заявитель оспаривает ошибочный, по его мнению, вывод судов о том, что ремонтные работы произведены во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 14.02.2013 N 156-р. Заявитель полагает, что указанное распоряжение не содержит обязательства администрации по заключению договоров подряда по организации капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Ленинского района города Уфы.
В кассационной жалобе администрация просит обжалуемые судебные акты отменить, производство по делу прекратить, также ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. По мнению заявителя, у судов не имелось оснований для удовлетворения исковых требований истца в связи со следующими обстоятельствами. Заявитель отмечает, что муниципальное бюджетное учреждение Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществляло по договорам подряда, заключенным обществом "ТЖХ" на выполнение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, оценку качества выполненных работ в связи с тем, что в жилых домах в адресам, указанным в исковом заявлении, имелись муниципальные жилые помещения. Кроме того, заявитель полагает, что судами необоснованно не принят во внимание довод ответчика о том, что администрация не наделяла муниципальное бюджетное учреждение Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан правом принятия выполненных работ по договорам подряда, заключенным между обществом "ТЖХ" и подрядными организациями, поскольку орган местного самоуправления не является стороной гражданско-правового договора.
Далее, заявитель, ссылаясь на вывод судов о том, что ремонтные работы по фасаду и крышам многоквартирных домов включены в перечень работ, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, отмечает, что при этом судами не установлено, к какому виду работ относятся работы по остеклению балконов и лоджий, указанные в перечне работ договоров подряда. Вместе с тем заявитель поясняет, что виды работ по остеклению балконов и лоджий не входят в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, оказание (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта.
Помимо изложенного заявитель полагает, что у администрации не возникло обязанности по возмещению понесенных обществом "ТЖХ" убытков, поскольку каких-либо соглашений или обязательств о финансировании между истцом и администрацией не заключалось.
Кроме того, по мнению заявителя, ссылаясь на неоднократное обращение истца в управление по обеспечению жизнедеятельности города с требованием подтвердить объемы выполненных в рамках адресной программы, но непрофинансированных работ и осуществить финансирование выполненных подрядными организациями работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, суд апелляционной инстанции не принял во внимание письма управления по обеспечению жизнедеятельности города, направленные в адрес общества "ТЖХ", и их содержание, а также обстоятельства того, что обществом "ТЖХ" в адрес управления по обеспечению жизнедеятельности договоры подряда не направлены, в администрацию истец с заявлениями не обращался.
Также, заявитель полагает, что суды необоснованно сослались на Положение об Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, поскольку в названном акте не имеется положений о том, что администрация осуществляет финансирование мероприятий и программ, предусмотренных планом социально-экономического развития городского округа.
Общество "ТЖХ" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права
При исследовании обстоятельств дела судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11.10.2012 N 1352 "Об Организационном комитете по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2014-2015 годах и в объединении БРИКС в 2015 году" распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 14.02.2013 N 156-р утвержден план организационных мероприятий по подготовке и проведению в 2015 году в городе Уфе заседания Совета глав государств членов шанхайской организации сотрудничества и встречи глав государств и правительств БРИКС (далее - План организационных мероприятий), пунктом 115 которого предусмотрено проведение мероприятий по организации работ по ремонту фасадов и зданий в г. Уфе со сроком исполнения - 2013-2015 г.
Исполнителями обозначены территориальные органы государственной власти по Республике Башкортостан, республиканские органы исполнительной власти, администрация.
Источниками финансирования мероприятий определены федеральный бюджет, бюджеты Республики Башкортостан и городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Во исполнение Плана организационных мероприятий, в целях формирования единого архитектурного стиля внешнего облика столицы, создания условий для устойчивого развития территории города Уфы администрацией принято постановление от 18.08.2014 N 3769 "Об утверждении Адресной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в городском округе город Уфа в Республике Башкортостан" (далее - Постановление N 3769).
Суды установили, что Адресная программа содержит перечень многоквартирных домов, расположенных в г. Уфе, в отношении которых в 2014-2015 г. необходимо провести отдельные виды работ (ремонт фасада, остекление балконов и лоджий, ремонт крыш), а также стоимость таких работ.
Кроме того, постановлениями администрации от 31.12.2014 N 6083, от 24.04.2015 N 1665 и от 06.07.2015 N 2772 внесены изменения в перечень многоквартирных домов, включенных в адресную программу капитального ремонта, скорректирован перечень домов и объем денежных средств, выделяемых в рамках адресной программы.
Постановлениями администрации от 27.04.15 N 1713, от 28.05.2015 N 2199 распределены средства бюджета города, предусмотренные на 2015 г. на финансирование отдельных видов работ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в городском округе г. Уфа Республики Башкортостан, с указанием перечня домов (включая дома, находящиеся в управлении общества "ТЖХ), видов работ и их стоимости.
Судами отмечено, что в целях исполнения вышеуказанной программы общество "ТЖХ", являясь управляющей организацией, заключило договоры подряда по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город Уфа, включая ремонт фасада многоквартирных домов: 1) договор от 18.05.2015 N 29 с обществом с ограниченной ответственностью "Промышленное строительство" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту ул. Гафури, д. 17; 2) договор от 01.08.2016 N 057 обществом с ограниченной ответственностью "Триал" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту ул. К. Маркса, д. 26; 3) договор от 20.05.2015 N 31 с обществом с ограниченной ответственностью "Диминэль-А" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту ул. К. Маркса, д. 33; 4) договор от 18.05.2015 N 21 с обществом с ограниченной ответственностью "Веремстрой" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту ул. Коммунистическая, д. 37;
5) договор от 08.04.2015 N 27 с обществом с ограниченной ответственностью "УПТК N1" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту ул. Ленина, д. 21; 6) договор от 20.05.2015 N 34, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "УПТК N1" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту ул. Ленина, д. 72; 7) договор от 20.05.2015 N 33 с обществом с ограниченной ответственностью "УПТК N1" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту ул. Ленина, д. 47; 8) договор от 20.05.2015 N 35 с обществом с ограниченной ответственностью "УПТК N1" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту ул. Ленина, д. 74; 9) договор от 25.09.2014 N 9 с обществом с ограниченной ответственностью "Триал" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту ул. К. Маркса, д. 26; 10) договор от 20.05.2015 N 28 с обществом с ограниченной ответственностью "Триал" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту ул. Аксакова д. 72; 11) договор от 18.05.2015 N 20 с обществом с ограниченной ответственностью "Веремстрой" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту ул. Коммунистическая д. 35; 12) договор от 18.05.2015 N 22, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью "Веремстрой" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту ул. Коммунистическая д. 45; 13) договор от 26.09.2014 N 21 с обществом с ограниченной ответственностью "Стройкомплект" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту ул. М. Карима, д. 28а; 14) договор от 20.05.2015 N 32 с обществом с ограниченной ответственностью "Строительное коммерческое предприятие" на выполнение строительно-монтажных работ по объекту ул. Ленина, д. 43.
В соответствии с условиями указанных договоров оплата выполненных работ производится после подписания актов КС-2 и справок КС-3 по мере поступления субсидии из бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с утвержденным порядком предоставления данных средств (пункты 11 договоров).
Технический надзор за ведением работ по поручению заказчика на безвозмездной основе осуществляет муниципальное бюджетное учреждение Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан (пункты 1.5 договоров).
Из пояснений истца суды установили, что работы, предусмотренные названными договорами, выполнены подрядчиками в полном объеме и в установленные сроки, акты КС-2 и справки КС-3 подписаны без возражений.
При приемке выполненных работ участвовали представители администрации в лице муниципального бюджетного учреждения Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В связи с тем, что по указанным договорам подряда субсидий на оплату выполненных работ от администрации не поступило, истец, выступающий заказчиком по договорам, не смог произвести оплату работ подрядчикам в согласованные сроки, что, в свою очередь, явилось основанием для взыскания с него подрядчиками задолженности за выполненные работы на общую сумму 40 607 376 руб. 82 коп. в судебном порядке (решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.10.2016 по делу N А07-20346/2016, от 29.05.2017 по делу N А07-11251/2017, от 30.05.2017 по делу N А07-4730/2017, от 13.06.2017 по делу N А07-14047/2017, от 14.06.2017 по делу N А07-29388/2016, от 29.06.2017 по делу N А07-11246/2017, от 07.07.2017 по делу N А07-14046/2017, от 22.08.2017 по делу N А07-11245/2017, от 26.09.2017 по делу NА07-14048/2017, от 16.10.2017 по делу N А07-18647/2017, от 20.09.2016 по делу N А07-8545/2016).
Полагая, что общество "ТЖХ" выступало по указанным договорам подряда заказчиком в отсутствие у него как у управляющей организации обязанности по проведению организации и финансированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и в отсутствие соответствующих финансовых ресурсов для осуществления финансирования адресных программ капитального ремонта, а указанные функции находятся в ведении администрации, которой было принято решение о выделении субсидий, но фактически субсидии выделены не были, истец направил в адрес ответчика претензию от 18.04.2018 N 1090 о погашении задолженности в сумме 40 607 376 руб. 82 коп.
Неисполнение администрацией содержащегося в претензии требования послужило основанием для обращения общества "ТЖХ" в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из вывода о наличии оснований для взыскания с администрации заявленной истцом суммы задолженности. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец выступал в качестве заказчика по заключенным договорам подряда в отсутствие у него обязанности по организации капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, но в связи с возникшей необходимостью срочного приведения в единство архитектурного стиля многоквартирных домов Ленинского района города Уфы к саммитам ШОС и БРИКС. Суд установил, что исполнителем мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов определена администрация, которой для этого выделено соответствующее финансирование, следовательно у органа местного самоуправления возникла обязанность оплатить (профинансировать) проведение работ подрядчиками.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции о необходимости удовлетворения исковых требований, однако квалифицировал исковые требования общества "ТЖХ" как требования о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением администрацией обязательств по финансированию работ по капитальному ремонту, расположенных на территории городского округа город Уфа многоквартирных домов, проведенных на основании договоров подряда, заключенных истцом во исполнение Плана организационных мероприятий.
Суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда апелляционной инстанции о необходимости квалификации заявленных требований в качестве убытков, причиненных ненадлежащим исполнением администрацией обязательств по финансированию работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Однако суд кассационной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) причинителя, наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, вину причинителя.
В целях финансирования работ по проведению отдельных видов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с применением мер муниципальной финансовой поддержки, в соответствии со статьей 191 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и реализации статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 28.06.2013 N 694 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан" постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08.07.2014 N 3057 утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в качестве меры муниципальной финансовой поддержки отдельных видов работ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в городском округе город Уфа Республики Башкортостан (далее - Порядок предоставления субсидии).
Согласно пункту 2 Порядка предоставления субсидии субсидии в качестве меры муниципальной финансовой поддержки по проведению отдельных видов работ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, предоставляются в пределах средств, предусмотренных в бюджете городского округа.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления субсидии предоставление субсидий на указанные цели осуществляется в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доверенных Управлению по обеспечению жизнедеятельности города.
В силу пункта 5 Порядка предоставления субсидии размер предоставления субсидий на указанные цели определяется администрацией на основании решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления субсидии получателями субсидии являются юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы либо индивидуальные предприниматели.
Субсидии предоставляются в целях финансовой поддержки по проведению отдельных видов работ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 7).
Согласно пункту 8 Порядка предоставления субсидии субсидии предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при наличии решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 2 статьи 44, части 2 статьи 158, статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, о: 8.1. Проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 8.2. Видах работ по капитальному ремонту и объемах планируемых работ.
В соответствии с пунктом 9 Порядка предоставления субсидии в целях получения субсидии для проведения отдельных видов работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и собственники помещений в многоквартирном жилом доме при выборе непосредственного способа управления в многоквартирном доме представляют в Управление по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - решение, принятое общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 2 статьи 44, части 2 статьи 158, статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, о: 9.1. Проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; 9.2. Видах работ по капитальному ремонту и объемах планируемых работ.
Согласно пункту 10 Порядка предоставления субсидии субсидии предоставляются получателю при условии предоставления в Управление по обеспечению жизнедеятельности города набора документов.
Предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между Управлением по обеспечению жизнедеятельности города и получателем субсидии, в котором устанавливаются обязательные условия: срок и порядок предоставления субсидии, размер предоставления субсидии, порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, согласие получателя субсидии на проведение проверок, проведение проверок в течение срока действия соглашения по выполнению условий предоставления субсидии.
Постановлением Администрации городского округа город Уфа от 18.08.2014 N 3769 утверждена Адресная программа отдельных видов работ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2014 г. согласно приложению.
Согласно преамбуле постановления Администрации городского округа город Уфа от 18.08.2014 N 3769 Адресная программа утверждена во исполнение постановления администрации от 08.07.2014 N 3057.
В соответствии с пунктом 2 постановления Администрации городского округа город Уфа от 18.08.2014 N 3769 управлению по обеспечению жизнедеятельности выделены денежные средства в сумме 266 508 000 руб. на проведение отдельных видов работ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в городском округа город Уфа Республики Башкортостан, в 2014 г., за счет перевыполнения доходной части бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Таким образом, постановления администрации от 08.07.2014 N 3057 и от 18.08.2014 N 3769 подлежат применению в системной взаимосвязи.
При исследовании обстоятельств настоящего дела суды установили, что многоквартирные дома, осуществление строительно-монтажных работ на которых являлось предметом заключенных истцом подрядных договоров, входят в перечень многоквартирных домов, включенных в указанную Адресную программу, с учетом чего пришли к выводу о том, что финансирование таких работ отнесено к обязательствам администрации.
Вместе с тем обстоятельства соблюдения сторонами спора, в том числе истцом как лицом, претендующим на получение финансовой поддержки из муниципального бюджета, установленного порядка такого финансирования судами не установлены.
Суд апелляционной инстанции заключил, что само по себе несоблюдение установленного бюджетным законодательством порядка финансирования работ из муниципального бюджета не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением администрацией возложенных на нее обязательств, отметив, что ответчик и третьи лица игнорируют подтвержденные материалами дела факты неоднократного обращения истца в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлениями о финансировании подрядных работ и отсутствия ответов на такие обращения, что исключало возможность соблюдения процедуры предоставления субсидии, включая заключение соответствующих соглашений
Между тем, из материалов дела следует, что какое-либо бездействие администрации истцом не обжаловалось, отказы в предоставлении субсидий либо иные действия (бездействие) уполномоченных органов незаконными не признаны.
Суды отметили, что общество "ТЖХ" выступало по договорам подряда заказчиком в отсутствие у него как у управляющей организации обязанности по проведению организации и финансированию капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и в отсутствие соответствующих финансовых ресурсов для осуществления финансирования адресных программ капитального ремонта.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что в рассматриваемом случае договоры подряда заключены истцом с подрядными организациями в целях выполнения работ во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11.10.2012 N 1352 "Об Организационном комитете по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2014 - 2015 годах и в объединении БРИКС в 2015 году" и утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 14.02.2013 N 156-р Плана организационных мероприятий по подготовке и проведению в 2015 году в городе Уфе заседания Совета глав государств членов шанхайской организации сотрудничества и встречи глав государств и правительств БРИКС, в рамках мероприятий по подготовке объектов инфраструктуры и благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. При этом в соответствии с Планом организационных мероприятий исполнителем мероприятий является администрация, а источником финансирования - бюджет городского округа город Уфа.
Вместе с тем обстоятельства возложения администрацией как исполнителем мероприятий соответствующих функций на истца судами не установлены. Факты заключения соответствующих соглашений с истцом судами не выявлены.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что выводы о возникновении у администрации обязательств по финансированию работ, заказчиком которых выступил истец, не соотносимы с обстоятельствами, установленными судами, вывод о возникновении между сторонами спора каких-либо правоотношений не основан на нормах действующего законодательства, основания возникновения у администрации перед истцом обязанности финансирования конкретных подрядных работ судами не установлены.
Соответствующие доводы администрации, финансового управления отклонены судами без нормативного обоснования.
Таким образом, наличие противоправных действий (бездействия) администрации, наличие причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) администрации и возникновением убытков, то есть наличие всех правовых элементов, необходимых к установлению при взыскании убытков, судами не установлены.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что совокупность обстоятельств, являющаяся необходимым основанием для взыскания убытков, судами не установлена, вследствие чего вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований является преждевременным, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2019 по делу N А07-12355/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2019 по тому же делу следует отменить на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
При новом рассмотрении суду необходимо установить и оценить все отмеченные выше обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора, рассмотреть дело с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устранить нарушения статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду необходимо установить фактические и иные обстоятельства настоящего дела и дать оценку доводам сторон на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, на которые ссылаются стороны в обоснование своих доводов и возражений, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств, имеющихся в материалах настоящего дела, в их совокупности и взаимосвязи.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2019 по делу N А07-12355/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2019 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом апелляционной инстанции отмечено, что в рассматриваемом случае договоры подряда заключены истцом с подрядными организациями в целях выполнения работ во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11.10.2012 N 1352 "Об Организационном комитете по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2014 - 2015 годах и в объединении БРИКС в 2015 году" и утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 14.02.2013 N 156-р Плана организационных мероприятий по подготовке и проведению в 2015 году в городе Уфе заседания Совета глав государств членов шанхайской организации сотрудничества и встречи глав государств и правительств БРИКС, в рамках мероприятий по подготовке объектов инфраструктуры и благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан и муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. При этом в соответствии с Планом организационных мероприятий исполнителем мероприятий является администрация, а источником финансирования - бюджет городского округа город Уфа."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23 июля 2019 г. N Ф09-3490/19 по делу N А07-12355/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3490/19
11.10.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11749/2021
21.07.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9886/2021
22.06.2021 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-12355/18
20.02.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3490/19
30.11.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13319/20
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-12355/18
23.07.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3490/19
09.04.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3225/19
01.02.2019 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-12355/18