Екатеринбург |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А71-12420/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании путем использования сервиса онлайн-заседания кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тафгай" (далее - общество "Тафгай", общество, управляющая компания) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.10.2019 по делу N А71-12420/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по тому же делу и Коноваловой Нины Анатольевны (далее - Коновалова Н.А.) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по делу N А71-12420/2019 Арбитражного суда Удмуртской Республики в части прекращения производства по апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.10.2019 по данному делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
До начала судебного заседания от Главного управления по государственному надзору Удмуртской Республики (далее - управление) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Тафгай" - Михеев Т.С. (доверенность от 09.01.2019).
Общество "Тафгай" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения управления от 21.05.2019 N 7976 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.10.2019 (судья Мосина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 (судьи Грибиниченко О.Г., Гладких Е.О., Муравьева Е.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Производство по апелляционной жалобе Коноваловой Н.А., поданной в порядке ст. 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прекращено.
В кассационной жалобе общество "Тафгай" просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права; указывает также, что приводимые судами доводы в качестве отказа во внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики, поскольку оспариваемым решением нарушены права общества в сфере предпринимательской деятельности и созданы препятствия в ее осуществлении, в результате которых общество лишено возможности управлять спорным многоквартирным домом.
Коновалова Н.А. в кассационной жалобе просит постановление суда апелляционной инстанции отменить в части прекращения производства по апелляционной жалобе, указывая на незаконность решения суда первой инстанции и названного постановления, принятые с нарушением норм материального и процессуального права, которые препятствуют ей в реализации права на выбор управляющей компании в спорном многоквартирном доме как инициатору и председателю общего собрания.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество "Тафгай" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в г. Ижевске на основании лицензии от 24.01.2017 N 018-000155, выданной Государственной жилищной инспекцией Удмуртской Республики.
Согласно протоколу от 25.03.2019 N 1/2019-К 65 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Клубная, д. 65 (далее - многоквартирный дом), собственниками помещений принято решение о расторжении договора управления многоквартирным домом с обществом "Управление жилищным комплексом - Заречный" (далее ООО "УЖК - Заречный"), о выборе в качестве управляющей организации общество "Тафгай", и заключении с указанной компанией договора управления от 25.03.2019.
В управление 05.04.2019 и 08.05.2019 поступили заявления общества "Тафгай" с приложением к нему документов согласно описи, о внесении изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в части перечня адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет управляющая компания, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Ижевск, ул. Клубная, д. 65.
Обществом 19.04.2019 в адрес управления представлены дополнительные документы к ранее представленному заявлению от 05.04.2019.
Согласно протоколу от 11.04.2019 общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом общего собрания от 25.03.2019 N 1/2019-К 65 о выборе общества "Тафгай" отменено и принято новое решение об утверждении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО "УЖК-Заречный".
ООО "УЖК-Заречный" 17.04.2019 обратилось в управление с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики, о включении указанного многоквартирного дома, в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "УЖК-Заречный", по результатам рассмотрения которого, принимая во внимание заключение от 29.04.2019 N 6911 о результатах проверки вышеуказанного заявления и приложенных к нему документов, управлением выявлено несоответствие заявления о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики и приложенных к нему документов требованиям, установленным подп. "а", "г" п. 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Так, не указаны реквизиты договора управления многоквартирным домом; представленная копия протокола не соответствует требованиям, установленным п. 12, п. 13, 1418, 19, п. "а", "в", "г" п. 20, п. 22 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр; копия договора управления МКД не соответствовала требованиям ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); не представлена опись представленных документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом; не размещена указанная в заявлении информация в системе, а именно обязательные приложения к протоколу, установленные подп. "в" п. Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр.
Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия управлением 29.04.2019 решение N 6911 об отказе ООО "УЖК-Заречный" во внесение изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в отношении указанного многоквартирного дома.
По результатам рассмотрения заявления общества "Тафгай" от 08.05.2019 вх. N 7976 и приложенных к нему документов, принимая во внимание заключение от 21.05.2019 N 7976 о результатах проверки вышеуказанного заявления и приложенных к нему документов, выявлено несоответствие заявления о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики и приложенных к нему документов требованиям, установленным подпунктами п. "а", "б", "г", "е" п. 5 Порядка N 938/пр,
Так, представленная копия протокола не соответствует требованиям, установленным подп. "в" п. 19 Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 937/пр (далее - Порядок N 937/пр); представлены недостоверные сведения (согласно протоколу общего собрания собственников от 11.04.2019 принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО УЖК "Заречный"; не размещена указанная в заявлении информация в системе (не размещены обязательные приложения к протоколу, а именно, по п. "в" п. 19 Порядка N 937/пр); наличие признаков ничтожности решения общего собрания собственников многоквартирного дома, оформленного протоколом от 25.03.2019 N 1/2019-К 65.
Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия управлением 21.05.2019 решения N 7976 об отказе обществу "Тафгай" во внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в отношении указанного многоквартирного дома.
Полагая, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, общество "Тафгай" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Из анализа ч. 2 и 3 ст. 161 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любой момент изменить способ управления. Изменение способа управления многоквартирным домом является безусловным основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией, поскольку одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом не допускается. Данная позиция основана на толковании норм ст. 161 названного кодекса, обязывающей собственников помещений выбрать лишь один из определенных упомянутой статьей способов управления.
Согласно ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации.
Правовая конструкция указанного договора не позволяет усмотреть в нем наличия таких особенностей, которые позволяли бы ущемить жилищные права домовладельцев как потребителей услуг управляющих организаций по сравнению с положением тех же лиц, выступающих потребителями аналогичных услуг при иной форме управления домом.
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (п. 2 ст. 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Данные выводы согласуются с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11.
Судами установлено, что при рассмотрении заявления общества "Тафгай" от 08.05.2019 N 7976 установлено наличие протокола общего собрания собственников от 11.04.2019 с более поздним волеизъявлением собственников об утверждении условий договора управления с ООО "УЖК-Заречный" (на рассмотрении в управлении находилось заявление ООО "УЖК-Заречный" от 17.04.2019 N 6911 о внесении изменений в реестр лицензий).
Таким образом, согласно протоколу общего собрания от 11.04.2019 собственниками принято решение об отмене ранее принято решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом общего собрания от 25.03.2019 N 1/2019-К 65 о выборе в качестве управляющей компании общества "Тафгай" и утверждении условий договора управления с ООО "УЖ-Заречный".
Судами также верно отмечено, что собственниками помещений указанного многоквартирного дома решение на данном собрании об избрании общества "Тафгай" принято при отсутствии кворума.
С учетом изложенного, принимая во внимание наличие протокола общего собрания собственников от 11.04.2019 с более поздним волеизъявлением собственников об утверждении условий договора управления с ООО "УЖК-Заречный", суды пришли к верному выводу о правомерном принятии управлением решения N 7976 об отказе обществу "Тафгай" во внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в отношении спорного многоквартирного дома.
При этом не имеют правового значения обстоятельства непредставления обществом необходимых сведений и документов при направлении заявления о внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики с учетом указанного выше.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Коноваловой Н.А., суд кассационной инстанции пришел к выводу, что предметом рассматриваемого спора является проверка законности и обоснованности решения управления от 21.05.2019 N 7976 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий, таким образом, спорные правоотношения непосредственно не затрагивают прав и обязанностей Коноваловой Н.А., поскольку ни в мотивировочной, ни в резолютивной частях судебного акта суда первой инстанции права и обязанности Коноваловой Н.А. относительно предмета спора не установлены, какие-либо обязанности на нее не возложены.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно прекратил производство по апелляционной жалобы Коноваловой Н.А. ввиду того, что принятый судебный акт суда первой инстанции не затрагивает непосредственно ее права или обязанности.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.10.2019 по делу N А71-12420/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тафгай", Коноваловой Нины Анатольевны - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Тафгай" государственную пошлину в федеральный бюджет Российской Федерации за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из анализа ч. 2 и 3 ст. 161 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любой момент изменить способ управления. Изменение способа управления многоквартирным домом является безусловным основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией, поскольку одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом не допускается. Данная позиция основана на толковании норм ст. 161 названного кодекса, обязывающей собственников помещений выбрать лишь один из определенных упомянутой статьей способов управления.
Согласно ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
...
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (п. 2 ст. 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Данные выводы согласуются с позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 июня 2020 г. N Ф09-2039/20 по делу N А71-12420/2019
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2039/20
16.01.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18000/19
24.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18000/19
30.10.2019 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-12420/19
09.10.2019 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-12420/19