Екатеринбург |
|
12 августа 2020 г. |
Дело N А60-50391/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Вдовина Ю. В., Сухановой Н. Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, Росприроднадзор) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.12.2019 по делу N А60-50391/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Милков И.Г. (доверенность от 09.01.2020), Минеева Н.А. (доверенность от 05.08.2020);
Богдановичского открытого акционерного общества по производству огнеупорных материалов (далее - заявитель, общество) - Жуков И.О. (доверенность от 15.10.2019), Коковин Д.М. (доверенность от 10.01.2020).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания управления об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушении природоохранных требований от 24.05.2019 года N 274-1 (далее - предписание).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.12.2019 (судья Колосова Л.В.) заявленные требования удовлетворены частично, предписание признано недействительным в части производства перерасчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в части следующих видов отходов: обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства; приборы электроизмерительные щитовые, утратившие потребительские свойства; пыль очистки воздуха аспирационной системы при производстве огнеупоров и переработки боя огнеупоров; отходы мокрой газоочистки аспирационного воздуха при транспортировке сырья производства огнеупорных материалов; опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 (судьи Борзенкова И.В., Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х.) решение суда отменено в части, пункты 2 и 3 решения изложены в новой редакции:
"2.Признать недействительным предписание Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N 274-1 от 24.05.2019 года в полном объеме.
Обязать Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя Богдановичского открытого акционерного общества по производству огнеупорных материалов.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457) в пользу Богдановичского открытого акционерного общества по производству огнеупорных материалов (ИНН 6605001321, ОГРН 1026600705889) 4500 (Четыре тысячи пятьсот) руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины."
В кассационной жалобе Росприроднадзор просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований общества отказать, в обоснование жалобы указывает, что в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 17.01.2013 N 44-С, действовавшим в спорный период 2017 г., отсутствует информация о возможности использования вышеперечисленных видов отходов в качестве материала для рекультивации, правомерность использования данных отходов не подтверждена иными документами; неправомерны выводы суда апелляционной инстанции о недействительности паспортов отходов от 2016 г., выданных на спорные отходы: мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный - код по федеральному классификационному каталогу отходов (далее - ФККО) 73322001724, мусор и смет производственных помещений малоопасный - код по ФККО 73321001724, спецодежда из хлопчатобумажного и смешенного волокон, утратившая потребительские свойства - код по ФККО 40211001624; у заявителя в 2017 г. были образованы отходы в виде мусора и смета от уборки складских помещений, мусора и смета производственных помещений, спецодежды из хлопчатобумажного и смешенною волокон, которые относятся к 4 классу опасности; ссылка судов на уточненную декларацию заявителя о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2017 г., представленную в 2019 г., правового значения не имеет; вина заявителя в длительном игнорировании обязанности по оплате задолженности за 2017 г. подтверждена вступившим в законную силу Решением Богдановичского городского суда от 15.08.2019 по делу N 12-42/2019; у заявителя отсутствуют лимиты на размещение конкретных отходов для рекультивации нарушенных земель Центрального рудника, в связи с чем объем (масса) отходов производства, размещенных с превышением установленных лимитов, подлежит умножению на пятикратный коэффициент.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что 24.05.2019 управлением на основании акта проверки от 24.05.2019 N 274, в отношении общества вынесено предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушении природоохранных требований.
В ходе проверки управление установило, что в спорный период заявитель неправомерно применил стимулирующий коэффициент при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления, что привело к занижению данной платы.
Согласно указанному предписанию заявителю на основании статей 3, 16, 16.1, 16.2, 16.3, 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране), Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 (далее - Постановление N 913), Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2016 N 3 следует в срок до 15.10.2019 произвести перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год с учетом выявленных в ходе проведения проверки нарушений.
Не согласившись с выданным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание в части платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год по видам отходов - обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства; приборы электроизмерительные щитовые, утратившие потребительские свойства; пыль очистки воздуха аспирационной системы при производстве огнеупоров и переработки боя огнеупоров; отходы мокрой газоочистки аспирационного воздуха при транспортировке сырья производства огнеупорных материалов; опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами вынесено в отсутствие достаточных оснований, в связи с чем, требование общества в указанной части удовлетворено.
В признании недействительным предписания в части требования произвести перерасчет платы за HBOC за 2017 год в части видов отходов: мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный - код по ФККО 73322001724; мусор и смет производственных помещений малоопасный - код по ФККО 73321001724; спецодежда из хлопчатобумажного и смешенного волокон, утратившая потребительские свойства - код по ФККО 40211001624 судом отказано, так как указанные виды отходов правомерно отнесены Управлением к IV классу опасности, что подтверждено Паспортами отходов, утвержденными генеральным директором общества в 2016 году.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования заявителя в полном объеме, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о не соответствии предписания требованиям действующего законодательства, нарушении прав и законных интересов общества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационных жалоб в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 3 Закона об охране хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Пунктом 1 статьи 1 Закона об охране окружающей предусмотрено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона об охране окружающей плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 названного Закона).
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункты 1, 2, 4 статьи 16.3 Закона об охране).
В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы к ставкам такой платы применяются коэффициенты, предусмотренные пунктом 6 статьи 16.3 Закона об охране.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" утверждены ставки платы за НВОС.
Согласно пункту 4 раздела III "Ставки платы за размещение отходов" для отходов IV класса опасности (малоопасные) (за исключением твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) на 2017 год установлена ставка 663,2 руб. за тонну.
Согласно пункту 5 раздела III "Ставки платы за размещение отходов" для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности на 2017 год установлена ставка 1,1 руб. за тонну.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены упомянутые Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (Правила N 255).
В силу пункта 8 Правил N 255 плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные Постановлением N 913, с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных Постановлением N 913, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Как установил суд первой инстанции обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства - код по ФККО 4 03 101 00 52 4; приборы электроизмерительные щитовые, утратившие потребительские свойства - код по ФККО 4 82 643 11 52 4; опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15) - код по ФККО 9 19 205 02 39 4 относятся к IV классу опасности, что учтено в уточненной декларации о плате за НВОС за 2017 год. При этом опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15) - код по ФККО 9 19 205 02 39 4 используются обществом как топливо и не передаются на рекультивацию карьера "Межниковская залежь". Доказательств в обоснование включения данных видов отходов в оспариваемое предписание управлением не представлено.
В отношении отходов - пыль очистки воздуха аспирационной системы при производстве огнеупоров и переработки боя огнеупоров - код по ФККО 3 42 117 11 42 4; отходы мокрой газоочистки аспирационного воздуха при транспортировке сырья производства огнеупорных материалов - код по ФККО 3 42 271 11 39 4 заявителем представлены документы, подтверждающие, что данные виды отходов не размещаются на карьере, а используются как вторичное сырье в производстве.
Так согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утвержденному обществом в 2013 году) названные виды отходов образуются в процессе производства и впоследствии используются как вторичное сырье для шихтования глины ТБ-4 на складе глины в ПОЦ для достижения влажности шихты глины, необходимой для производства шамота и на участке брикетирования в ПОЦ в целях шихтования глины ТБ-4 в двухвальном смесителе (для затворения глины и пыли). Образующиеся отходы используются в производстве не единовременно, а по необходимости для чего организована площадка временного хранения твердых отходов производства, на которую отходы транспортируются в вагонах (что оформляется накладными), а впоследствии вовлекаются в производство согласно Технологическим инструкциям. Перемещение отходов с производства до площадки временного хранения и вновь до производственного корпуса для использования в качестве вторичного сырья отражается в Журнале движения твердых минеральных отходов.
С учетом изложенного, суды пришли к верному заключению, что оспариваемое предписание в вышеназванной части вынесено в отсутствие достаточных оснований, требование общества в указанной части (произвести перерасчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год по видам отходов - обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства - код по ФККО 4 03 101 00 52 4; приборы электроизмерительные щитовые, утратившие потребительские свойства - код по ФККО 4 82 643 11 524; пыль очистки воздуха аспирационной системы при производстве огнеупоров и переработки боя огнеупоров - код по ФККО 3 42 117 11 42 4; отходы мокрой газоочистки аспирационного воздуха при транспортировке сырья производства огнеупорных материалов - код по ФККО 3 42 271 11 39 4; опилки и стружка древесные, загрязненные нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15) - код по ФККО 9 19 205 02 39 4) подлежало удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции также пришел к верному выводу о незаконности предписания в части требования произвести перерасчет платы за HBOC за 2017 год по следующим видам отходов:
1. мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный - код по ФККО 73322001724;
2. мусор и смет производственных помещений малоопасный - код по ФККО 73321001724;
3. спецодежда из хлопчатобумажного и смешенного волокон, утратившая потребительские свойства - код по ФККО 40211001624.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (далее - Правила N 712) утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности.
Паспортизация отходов V классов опасности не производится.
Пунктом 3 Правил N 712 предусмотрено, что паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 6 Правил N 712).
Таким образом, как верно отмечено апелляционным судом, в силу положений Правил N 712 составлению паспорта отходов предшествует процедура подтверждения отнесения данного вида отходов к конкретному классу опасности. Соответственно, паспорт отходов, составленный без подтверждения отнесения данного вида отходов к конкретному классу опасности, юридической силы не имеет, является недействительным.
Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности (далее по тексту - Порядок) утвержден приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541.
В силу пункту 3 Порядка класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается: на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее - БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792; при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно п. 4 Порядка химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации. В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов.
Таким образом, отнесение отхода к конкретному классу опасности производится на основании химического и (или) компонентного состава отхода, определенного проектной документацией и (или) результатами химического анализа отхода.
Судом установлено, что на спорный период - 2017 год обществом утвержден Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее- Проект).
Заявителем также утверждены действовавшие в 2017 г. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, являющиеся обязательным приложением к Лимиту на размещение отходов от 17.01.2013 г. N 44-С, согласованному отделом экологической экспертизы и нормирования (далее - Нормативы).
В Таблице 2.6. Проекта "Состав и физико-химические свойства отходов" указан, в том числе, химический состав спорных отходов - мусор и смет с территории промышленных предприятия (п. 44 Таблицы 2.61 соответствующий V классу опасности отхода.
В Таблице 1 Проекта "Общие сведения о количестве (массе) отходов, образующихся на Богдановичское ОАО "Огнеупоры", согласно которой у заявителя, с учетом технологии производственного процесса и технологического оборудования, могут быть образованы отходы в виде мусора и смета с территории промышленных предприятий, относящие исключительно к V классу опасности (пункт 43).
Код ФККО в отношении спорных видов отходов, указанный в Проекте и Нормативах, был определен на основании ФККО, действовавшего в период утверждения Проекта.
Согласно действующему ФККО для мусора и смета с территории промышленный предприятий, относящегося к V классу опасности, предусмотрен код ФККО 733 220 027 25 - мусор и смет от уборки складских помещений практически неопасный (именно данный вид отхода задекларирован в уточненной декларации о плате за HBOC за 2017 г.).
Из приведенной Таблицы 1 следует, что у заявителя не может быть образовано отходов, относящихся к IV классу опасности.
Следовательно, как правильно указано судом апелляционной инстанции, в силу прямого указания пункта 4 Порядка на основании физико-химических свойств спорных отходов, определенных в Проекте, спорные виды отходов могут быть отнесены к отходам V класса опасности.
Согласно уточненной декларации о плате за HBOC за 2017 г. у заявителя отсутствуют такие виды отхода как мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный - код по ФККО 73322001724, мусор и смет производственных помещений малоопасный - код по ФККО 73321001724; спецодежда из хлопчатобумажного и смешенного волокон, утратившая потребительские свойства - код по ФККО 40211001624, в отношении которых согласно предписанию и Акту проверки от 24.05.2019 N 274 предписано произвести перерасчет платы за HBOC.
Согласно уточненной декларации о плате за HBOC за 2017 г. заявителем задекларированы иные виды отходов, относящиеся к V классу опасности:
- мусор и смет от уборки складских помещений практически неопасный (ФККО: 13322002725) п. 31 декларации;
- мусор и смет производственных помещений практически неопасный (ФККО 733 210 027 25) п. 32 декларации;
- спецодежда из натуральных волокон, утратившая потребительские свойства, пригодная для изготовления ветоши (код по ФККО: 40213101625), п. 41 декларации.
Порядок подтверждения отнесения отхода к конкретному классу опасности детализирован в пунктах 6 - 20 Порядка.
На основании пункта 14 Порядка для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности хозяйствующий субъект в соответствии с пунктом 6 Порядка направляет в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности необходимые документы и материалы, которые свидетельствуют о волеизъявлении хозяйствующего субъекта. Для принятия решения о соответствии отнесения вида отходов к конкретному классу опасности территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней с даты поступления материалов хозяйствующего субъекта направляет материалы хозяйствующего субъекта в ФБУ "ФЦАО".
В соответствии с пунктом 13 Порядка Территориальные органы Росприроднадзора информируют хозяйствующий субъект о результатах рассмотрения его материалов.
Следовательно, паспорт отходов I-IV класса опасности может быть составлен хозяйствующим субъектом только после получения подтверждения от территориального органа Росприроднадзора о соответствии отхода конкретному классу опасности.
Таким образом, принадлежность отходов к отходам соответствующего класса опасности определяется Росприроднадзором на основании заявления хозяйствующего субъекта и представленных документов относительно химического и (или) компонентного состава отходов.
Паспорт отхода составляется хозяйствующим субъектом только после получения подтверждения от территориального органа Росприроднадзора о соответствии отхода конкретному классу опасности и сам по себе, без соответствующего подтверждения от территориального органа Росприроднадзора не может удостоверять принадлежность отходов к отходам соответствующего класса опасности.
Как установлено судом, в спорной ситуации заявитель не направлял в адрес заинтересованного лица заявления, предусмотренного п. 6 Порядка, не подтверждал отнесение отхода - мусор и смет от уборки складских помещений к ГУ классу опасности результатами химических и (или) компонентных анализов, проведенных аккредитованной лабораторией, и, следовательно, управление в установленном порядке не подтверждало отнесение указанного отхода к ГУ классу опасности.
К представленным в материалы дела паспортам на отходы не были приложены результаты химического анализа, которые бы позволяли сделать вывод о возможности отнесения отхода к IV классу опасности.
При этом результаты морфологического анализа отхода, в силу положений п. 3, 4 Порядка являются недостаточными для вывода об относимости отхода к конкретному классу опасности.
Таким образом, представленные заявителем паспорта отходов в отсутствие результатов химического анализа отходов оформлены с нарушением Правил и Порядка, а также противоречат ранее утвержденной заявителем проектной документации (Проекту).
Кроме того, паспорт отходов I-IV классов на отход - спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная - код по ФККО 40211001624 датирован 09.02.2018 г., то есть, составлен и утвержден после окончания спорного периода (2017 г.) и, следовательно, не может быть применен для определения класса опасности отходов в спорном периоде (2017 г.).
Согласно пункту 4 Порядка N 541 химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.
Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов.
В подтверждение отнесения спорных отходов к V классу опасности заявителем в материалы дела представлены:
1. По мусору и смету от уборки складских помещений практически неопасному (ФККО: 13322002725):
- протокол результатов анализа пробы отхода от 09.09.2019 N 129/19-ОтБ(Е) с приложением соответствующего акта отбора проб, согласно которому для отхода "мусор и смет об уборки складских помещений практически неопасный", указанному в уточненной декларации о плате за HBOC за 2017 г., подтвержден 5 класс опасности. Указанное испытание (биологическое тестирование) проведено сертифицированной лабораторией - ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО", являющейся структурным подразделением Росприроднадзора;
- протокол результатов определения острой токсичности отхода от 27.06.2018 N 168/2-01111/18/5 (с приложением соответствующего акта отбора проб), согласно которому указанный вид отхода не оказывает острого токсического действия и относится к 5 классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Исследование проведение Лабораторией промышленной экологии Научно-исследовательского института охраны труда в Екатеринбурге, аттестат аккредитации от 28.01.2016 N RA.RU.510992;
2. По мусору и смету производственных помещений практически неопасному (ФККО 733 210 027 25):
- протокол результатов анализа пробы отхода от 09.09.2019 N 128/19-ОтБ(Е) (с приложением соответствующего акта отбора проб), согласно которому для отхода "мусор и смет производственных помещений практически неопасный", указанному в уточненной декларации о плате за HBOC за 2017 г., подтвержден V класс опасности. Указанное испытание (биологическое тестирование) проведено сертифицированной лабораторией - ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО", являющейся структурным подразделением заинтересованного лица;
- протокол результатов определения острой токсичности отхода от 27.06.2018 N 168/1-ОПП/18/5 (с приложением соответствующего акта отбора проб), согласно которому указанный вид отхода не оказывает острого токсического действия и относится к V классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Исследование проведение Лабораторией промышленной экологии Научно-исследовательского института охраны труда в г. Екатеринбурге, аттестат аккредитации от 28.01.2016 N RA.RU.510992.
3. По спецодежде из натуральных волокон, утратившей потребительские свойства, пригодной для изготовления ветоши (код по ФККО: 40213101625), п. 41 декларации:
- протокол результатов анализа пробы отхода от 09.09.2019 N 130/19-ОтБ(Е) (с приложением соответствующего акта отбора проб), согласно которому для отхода "спецодежда из натуральных волокон, утратившая потребительские свойства, пригодная для изготовления ветоши (код по ФККО: 40213101625)". указанному в уточненной декларации о плате за HBOC за 2017 г., подтвержден V класс опасности. Указанное испытание (биологическое тестирование) проведено сертифицированной лабораторией - ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО", являющейся структурным подразделением заинтересованного лица;
- протокол результатов определения острой токсичности отхода от 27.06.2018 N 168/4- ОПП/18/5 (с приложением соответствующего акта отбора проб), согласно которому указанный вид отхода не оказывает острого токсического действия и относится к V классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Исследование проведение Лабораторией промышленной экологии Научно-исследовательского института охраны труда в г. Екатеринбурге, аттестат аккредитации от 28.01.2016 N RA.RU.510992.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что отнесение отходов, указанных в уточненной декларации к V классу опасности подтверждается представленными в материалы дела результатами химических (биологических, токсических) исследований данных видов отходов, проведенных сертифицированными аккредитованными лабораториями, а также утвержденным Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на 2017 год.
Согласно пункту 6 статьи 16.3 Закона об охране в целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:
коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых).
Согласно Нормативам для отхода "отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (мусор и смет с производственных помещений" (класс опасности V) установлен годовой лимит образования - 142,45 тонн в год (п. 42), способ размещения - использование для рекультивации карьера "Межниковская залежь"; для отхода "отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (мусор и смет с территории промышленных предприятий" (класс опасности V) установлен годовой лимит образования - 209,76 тонн в год (п. 43), способ размещения - использование для рекультивации карьера "Межниковская залежь"; для отхода "отходы смешанного волокна" (класс опасности V) установлен годовой лимит образования - 6,524 тонн в год (п. 41), способ размещения - использование для рекультивации карьера "Межниковская залежь".
Апелляционная инстанция установила, что из уточненной декларации о плате за HBOC за 2017 г., объем образования отхода:
- мусор и смет производственных помещений практически неопасный код по ФККО: 733 210 027 25 за 2017 г. - 120,3 тонн.
- мусор и смет от уборки складских помещений практически неопасный код по ФККО: 733 220 027 25 за 2017 г. - 209,6 тонн;
- спецодежда из натуральных волокон, утратившая потребительские свойства, пригодная для изготовления ветоши (код по ФККО: 40213101625) за 2017 г. - 5,6 тонн.
Таким образом, фактически весь объем данных видов отходов использован для рекультивации земель (засыпки выработанного карьера), то есть согласно требованиям Нормативов. Сверхлимитное размещение данного вида отходов отсутствует.
Использование отходов, как основного, так и вспомогательного технологического производства огнеупорных изделий, относящихся к 4-5 классу опасности, в целях рекультивации карьера "Межниковская залежь" прямо предусмотрено проектом "Рекультивация нарушенных земель Центрального рудника Горного управления - дополнение к проекту 5738.01.03".
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель освобожден от платы за размещение спорных видов отходов в 2017 г., обжалуемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя и подлежит признанию недействительным.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, аналогичны его доводам и пояснениям, приводимым в ходе рассмотрения спора в судах первой и апелляционной инстанций, не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли бы опровергнуть выводы судов, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, вследствие чего не могут быть приняты судом округа.
Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2020 по делу N А60-50391/2019 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.