Екатеринбург |
|
20 августа 2020 г. |
Дело N А47-20275/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Поротниковой Е. А., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2020 по делу N А47-20275/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя Линниковой Кристины Юрьевны (далее - предприниматель, ИП Линникова К.Ю.) к ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно Указу Губернатора Оренбургской области от 05.11.2019 N 495-ук "О структуре исполнительных органом государственной власти Оренбургской области" Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области переименовано в Министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области, функции в сфере торговли переданы в Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Определением суда от 21.01.2020 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области на Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - заявитель, административный орган, министерство).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что выводы судов о праве органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять только лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции в форме плановых и внеплановых проверок противоречат действующему законодательству. Указывает на затруднительность проведения контрольных мероприятий в виде проверок (при наличии оснований) в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции. Полагает, что министерством не нарушены полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (в связи с выездом в предприятие розничной торговли и принятием мер по пресечению правонарушения по обороту алкогольной продукции без сопроводительных документов.
При рассмотрении дела судами установлено, что 08.11.2019 в адрес министерства от Управления Федеральной налоговой службы поступило обращение гражданки Н.К.А., содержащее сведение о фактах нарушения в торговом объекте, расположенном по адресу: г. Оренбург, ул. Донецкая, дом 4/2 (кофейня "Прокоffий") требований к розничной продаже алкогольной продукции без лицензии на указанный вид деятельности.
Инспектором отдела контроля за оборотом алкогольной продукции Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области 25.11.2019 года на основании норм КоАП РФ произведен осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов торгового объекта (кафе), в котором осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции ИП Линникова К.Ю. по адресу: г. Оренбург, ул. Донецкая, дом 4/2 кафе "Прокоffий". Осмотр произведен в присутствии сотрудника кафе ЧАСТИА.Д., по результатам осмотра составлен протокол осмотра помещений, документов, предметов N 222.
В ходе осмотра установлено наличие в торговом объекте 14 единиц алкогольной продукции, на которую не предоставлены товарно-сопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции в соответствии со статьями 10.2 и 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ)
Так, в указанном предприятии общественного питания обнаружена следующая алкогольная продукция:
- во вскрытой таре: вино защищенного наименования места происхождения региона Мендоса белое сухое "Карактер шардонне-шенен", емкость 0,75 л., крепость 12,5%, дата розлива 28.07.2018, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 077 36161098; вино защищенного географического указания полусладкое белое "Деллисимо треббъяно рубиконе", емкость 0,75 л., крепость 10%, дата розлива 07.11.2018, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 071 94303920; невыдержанный ром "Кабана сильвер драй, емкость 0,7 л., крепость 38%, дата розлива 18.07.2019, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 073 53990848; российский коньяк пятилетний "Золотой резерв", емкость 0,25 л., крепость 40%, дата розлива 19.03.2018, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: ФСМ 200 10611289;
- в невскрытой таре: вино столовое полусладкое красное "ROUGE MOELLEUX", емкость 0,75, крепость 11%, дата розлива 21.11.2018, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 075 66894701; вино столовое белое сухое "Тини бьянко", емкость 0,75 л, крепость 11%, дата розлива 17.07.2019, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 200 56604070; вино защищенного наименования места происхождения региона "Барон монтальто грилло совеньон блан", емкость 0,75 л, крепость 12%, дата розлива 21.06.2019, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 078 32814504; вино сухое красное "Надария неро д, авола", емкость 0,75л, крепость 13%, дата розлива 14.05.2019, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 077 83578897; вино защищенного географического указания красное полусладкое "Терре аллегре санджовезе апулия", емкость 0,75л, крепость 12%, дата розлива 11.04.2019, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 200 37531920; вино столовое полусладкое белое "Савелла", емкость 0,75 л, крепость 10,5%, дата розлива 11.12.2017, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 064 94644571; вино столовое полусладкое белое "Луи де Салиньяк", емкость 0,75 л., крепость 11%, дата розлива 12.01.2018, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 075 66843418; вино белое полусладкое "Жан поль шене медиум свит белое", емкость 0,75л., крепость 11,5%, дата розлива 04.09.2019, в количестве примерно 1 единицы, серия, номер марки: AM 200 47473458; вино защищенного географического указания полусладкое белое "Деллисимо треббьяно рубиконе", емкость 0,75 л., крепость 10%, дата розлива 07.11.2018, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 071 94304818; игристое вино с защищенным географическим указанием "Просекко Сантосоло", емкость 0,75л, крепость 11%, дата розлива 21.12.2018, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 076 76628406.
На основании части 2 статьи 27.14 КоАП РФ на указанную алкогольную продукцию наложен арест (протокол от 25.11.2019 N 222/обр), арестованная продукция передана на ответственное хранение ЧАСТИА.Д. по адресу г. Оренбург, ул. Донецкая, д. 4/2, кафе "Прокоffий".
Сотрудниками Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области согласно сведениям Единой государственной автоматизированной информационной системы 17.12.2019 установлено, что арестованная алкогольная продукция была приобретена в розничных сетях в ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", ООО "Лента".
ИП Линниковой К.Ю. 26.11.2019 посредством почтовой связи направлено извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ Российской Федерации об административных правонарушениях (28.11.2019 года, 11 часов 00 минут, г. Оренбург, ул. 9 Января, 64).
Повторным извещением от 28.11.2019 предприниматель извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ (17.12.2019 года, г. Оренбург, ул. 9 Января, 64).
Должностным лицом Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области 17.12.2019 в отсутствии предпринимателя, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, составлен протокол N 222/1 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с абзацем четвертым части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, в удовлетворении которого судами отказано.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу положений пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции подлежит лицензированию.
Законом прямо предусмотрен запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии и сопроводительных документов (абзацы 7 и 8 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пунктом 1 статьи 16 Закона N 171-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и ни при каких обстоятельствах не могут получить лицензию на осуществление видов деятельности из числа указанных в пункте 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ.
Следовательно, распространение на индивидуального предпринимателя требований Закона N 171-ФЗ к осуществлению такой деятельности, в частности о наличии сопроводительных документов, является недопустимым.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъектом указанного правонарушения является лицензиат.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, заключается в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
С учетом исследованных и установленных фактических обстоятельств по данному делу, суды установили, что предприниматель не является субъектом ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Помимо изложенного, принимая во внимание положения части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, статьи 6 Закона N 171-ФЗ, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка", суды пришли к выводу о составлении министерством протокола об административном правонарушении с превышением полномочий, что является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности и невозможности переквалификации административной ответственности по надлежащей статье КоАП РФ.
Судами также установлено, что при проведении проверки министерством допущено грубое нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в связи с чем полученные доказательства в силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не могут быть использованы по делу об административном правонарушении.
Доводы, изложенные в жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Суд округа считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, представленные сторонами доказательства полно и всесторонне исследованы и оценены. Их переоценка не входит в компетенцию суда округа в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьи 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2020 по делу N А47-20275/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.