Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 августа 2020 г. N Ф09-4461/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
25 мая 2020 г. |
Дело N А47-20275/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Бояршиновой Е.В. Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ануфриевой К.Э., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2020 по делу N А47-20275/2019.
Представители лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя Линниковой Кристины Юрьевны (далее - заинтересованное лицо, предприниматель, ИП Линникова К.Ю.) к административной ответственности по части 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно Указу Губернатора Оренбургской области от 05.11.2019 N 495-ук "О структуре исполнительных органом государственной власти Оренбургской области" Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области переименовано в Министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области, функции в сфере торговли переданы в Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Определением Арбитражного суда от 21.01.2020 на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области на Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - заявитель, административный орган, Министерство).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2020 (резолютивная часть решения объявлена 13.02.2020) в удовлетворении заявления отказано. Кроме этого, алкогольная продукция, указанная в протоколе ареста от 25.11.2019 года N 222/обр и находящаяся на ответственном хранении у сотрудника кафе "Прокоffий" Чепцовой Анастасии Дмитриевны по адресу: г.Оренбург, ул.Донецкая, дом 4/2 подлежит изъятию и уничтожению в порядке, установленном Правилами уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы её податель считает, что выводы суда первой инстанции о праве органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять только лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции в форме плановых и внеплановых проверок противоречат действующему законодательству. Податель жалобы указывает на затруднительность проведения контрольных мероприятий в виде проверок (при наличии оснований) в отношении индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции.
Кроме того, апеллянт полагает, что министерством не нарушены полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (в связи с выездом в предприятие розничной торговли и принятием мер по пресечению правонарушения по обороту алкогольной продукции без сопроводительных документов).
Министерство также не согласно с выводами суда о том, что распространение действия на индивидуального предпринимателя требований Федерального закона N 171-ФЗ к осуществлению розничной продажи алкогольной продукции, в частности о наличии сопроводительных документов на реализуемую продукцию, является недопустимым и не соответствует сложившейся практике.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Линникова К.Ю. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 21.07.2014 года за основным государственным регистрационным номером 3145658200200212.
08.11.2019 года в адрес Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от Управления Федеральной налоговой службы поступило интернет обращение гражданки Н.К.А. (от 05.11.2019 года), содержащее сведение о фактах нарушения в торговом объекте, расположенном по адресу: г.Оренбург, ул.Донецкая, дом 4/2 (кофейня "Прокоffий") требований к розничной продаже алкогольной продукции без лицензии на указанный вид деятельности.
Инспектором отдела контроля за оборотом алкогольной продукции Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области 25.11.2019 года на основании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений произведен осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов торгового объекта (кафе), в котором осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции ИП Линникова К.Ю. по адресу: г.Оренбург, ул.Донецкая, дом 4/2 кафе "Прокоffий". Осмотр произведен в присутствии сотрудника кафе Ч.А.Д., по результатам осмотра составлен протокол осмотра помещений, документов, предметов N 222.
В ходе осмотра установлено наличие в торговом объекте 14 единиц алкогольной продукции, на которую не предоставлены товарно-сопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции в соответствии со ст.ст. 10.2 и 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Так, в указанном предприятии общественного питания обнаружена следующая алкогольная продукция:
- во вскрытой таре: вино защищенного наименования места происхождения региона Мендоса белое сухое "Карактер шардонне-шенен", емкость 0,75 л., крепость 12,5%, дата розлива 28.07.2018, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 077 36161098; вино защищенного географического указания полусладкое белое "Деллисимо треббъяно рубиконе", емкость 0,75 л., крепость 10%, дата розлива 07.11.2018, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 071 94303920; невыдержанный ром "Кабана сильвер драй, емкость 0,7 л., крепость 38%, дата розлива 18.07.2019, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 073 53990848; российский коньяк пятилетний "Золотой резерв", емкость 0,25 л., крепость 40%, дата розлива 19.03.2018, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: ФСМ 200 10611289;
- в невскрытой таре: вино столовое полусладкое красное "ROUGE MOELLEUX", емкость 0,75, крепость 11%, дата розлива 21.11.2018, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 075 66894701; вино столовое белое сухое "Тини бьянко", емкость 0,75 л, крепость 11%, дата розлива 17.07.2019, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 200 56604070; вино защищенного наименования места происхождения региона "Барон монтальто грилло совеньон блан", емкость 0,75 л, крепость 12%, дата розлива 21.06.2019, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 078 32814504; вино сухое красное "Надария неро д,авола", емкость 0,75л, крепость 13%, дата розлива 14.05.2019, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 077 83578897; вино защищенного географического указания красное полусладкое "Терре аллегре санджовезе апулия", емкость 0,75л, крепость 12%, дата розлива 11.04.2019, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 200 37531920; вино столовое полусладкое белое "Савелла", емкость 0,75 л, крепость 10,5%, дата розлива 11.12.2017, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 064 94644571; вино столовое полусладкое белое "Луи де Салиньяк", емкость 0,75 л., крепость 11%, дата розлива 12.01.2018, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 075 66843418; вино белое полусладкое "Жан поль шене медиум свит белое", емкость 0,75л., крепость 11,5%, дата розлива 04.09.2019, в количестве примерно 1 единицы, серия, номер марки: AM 200 47473458; вино защищенного географического указания полусладкое белое "Деллисимо треббьяно рубиконе", емкость 0,75 л., крепость 10%, дата розлива 07.11.2018, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 071 94304818; игристое вино с защищенным географическим указанием "Просекко Сантосоло", емкость 0,75л, крепость 11%, дата розлива 21.12.2018, в количестве 1 единицы, серия, номер марки: AM 076 76628406.
На основании части 2 ст. 27.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на указанную алкогольную продукцию наложен арест, о чем 25.11.2019 года составлен протокол ареста N 222/обр, арестованная алкогольная продукция передана на хранение сотруднику кафе "Прокоffий" Ч.А.Д., адресом ответственного хранения определен г.Оренбург, ул.Донецкая, д.4/2, кафе "Прокоffий".
Сотрудниками Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области согласно сведениям Единой государственной автоматизированной информационной системы 17.12.2019 года установлено, что арестованная алкогольная продукция была приобретена в розничных сетях в ООО "МЕТРО Кэш энд Керри", ООО "Лента".
26.11.2019 года ИП Линниковой К.Ю. посредством почтовой связи направлено извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (28.11.2019 года, 11 часов 00 минут, г.Оренбург, ул. 9 Января, 64).
28.11.2019 года ИП Линниковой К.Ю. посредством почтовой связи направлено извещение (повторное) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (17.12.2019 года, г.Оренбург, ул. 9 Января, 64).
Должностным лицом Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области 17.12.2019 года в отсутствии заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, составлен протокол N 222/1 об административном правонарушении по части 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с абзацем четвертым части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении ИП Линникову К.Ю. к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к выводу, что индивидуальные предприниматели в части совершения действия по реализации алкогольной продукции в отсутствие необходимых сопроводительных документов не являются субъектами административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме этого, протокол об административном правонарушении N 222/1 от 17.12.2019 года, которым действия предпринимателя квалифицированы по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, составлен с превышением полномочий, должностными лицами Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области 25.11.2019 года проверка в принадлежащем ИП Линниковой К.Ю. кафе "Прокоffий" по г.Оренбург, ул.Донецкая, д.4/2 проведена в отсутствии приказа о проведении проверки, что в силу пункта 4 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ является грубым нарушениям требований действующего законодательства и влечет недействительность результатов проверки.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу положений пункта 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции подлежит лицензированию.
Законом прямо предусмотрен запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии и сопроводительных документов (абзацы 7 и 8 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ).
Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота (пункт 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и ни при каких обстоятельствах не могут получить лицензию на осуществление видов деятельности из числа указанных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ.
Следовательно, распространение действия на индивидуального предпринимателя требований Федерального закона N 171-ФЗ к осуществлению такой деятельности, в частности о наличии сопроводительных документов на хранимую алкогольную продукцию, является недопустимым.
Такая позиция поддержана в пункте 2 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017 (далее - Обзор судебной практики ВС РФ от 06.12.2017).
В связи с вышеизложенным, привлечение ИП Линниковой К.Ю. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ за реализацию предпринимателем алкогольной продукции в отсутствие необходимых сопроводительных документов представляется невозможным. Индивидуальные предприниматели не являются субъектами административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных названным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.16, статьей 14.17, статьей 14.17.1 КоАП РФ составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) и должностными лицами органов, осуществляющих контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 1 и п. 64 соответственно).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере, является Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).
Согласно статье 6 Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относиться, в частности, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Таким образом, исходя из положений действующего федерального законодательства вопросы организации и проведения государственного контроля (надзора) за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдение законодательства Российской Федерации в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, отнесены к ведению федеральных органов государственной власти, следовательно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать какие-либо иные, помимо установленных на федеральном уровне, меры контроля (надзора) за качеством и безопасностью алкогольной продукции и не вправе осуществлять такой контроль, кроме как осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции.
Таким образом, региональный контроль в спорном периоде ограничен надзором за розничными хозяйствующими субъектами в части соблюдения лицензионных требований, а также особых требований к розничным продажам алкогольной продукции, установленных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что составление протокола об административном правонарушении N 222/1 от 17.12.2019 года, которым действия предпринимателя квалифицированы по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ Министерством сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, допущено с превышением полномочий.
Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным органом является основанием для отказа арбитражным судом в привлечении к административной ответственности, а в настоящем деле - и для вывода о невозможности переквалификации административного правонарушения по надлежащей статье КоАП РФ судом апелляционной инстанции.
Ввиду нарушения основополагающих норм, регламентирующих порядок привлечения к административной ответственности иные доводы - отклоняются судом как не имеющие правового значения.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2020 по делу N А47-20275/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-20275/2019
Истец: Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области
Ответчик: ИП Линникова Кристина Юрьевна
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области