Екатеринбург |
|
27 августа 2020 г. |
Дело N А60-65436/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Вдовина Ю. В., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее - заявитель, общество, ОАО "СН-МНГ") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2020 по делу N А60-65436/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление, Росстандарт) - Колтышева Н.А. (доверенность от 10.03.2020),
общества - Шкапова М.В. (доверенность от 24.06.2019).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к управлению о признании недействительным предписания от 19.08.2019 N 49В/62 (далее - предписание).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2020 (судья Присухина Н.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2020 (судьи Васева Е.Е., Муравьева Е.Ю., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указывает, что судами к участию в деле не привлечено публичное акционерное общество "Транснефть" (далее - ПАО "Транснефть"); проверка управления проведена с нарушением положений статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), как следствие, выданное по ее результатам предписание подлежит отмене; паспорт качества нефти, в отношении которого проведена проверка, составлен в соответствии с действующим законодательством, в частности с Рекомендациями по метрологии Р 50.2.040-2004, обратные выводы неверны.
Кассатор настаивает на том, что соблюдение спорных ГОСТов не является обязательным для общества в части составления паспортов на нефть; единая форма и содержание паспорта качества нефти не утверждены.
Кроме того, паспорта качества нефти содержат фактические показатели качества, которые согласно ГОСТ Р 51858 позволяют обозначить нефть как нефть 3.4.1.1. Исходя из преамбулы ГОСТ 1510, качество нефти и нефтепродуктов не является прерогативой указанного ГОСТа; вмененные нарушения п. 1.6 данного ГОСТа, содержащего требования в отношении документов о качестве на партию нефтепродуктов, а не нефти, не применимы к заявителю, осуществляющему сдачу к транспортировке нефти. Отсутствие ряда сведений в паспортах, восполняется анализом содержания паспортов
В отзыве на кассационную жалобу Росстандарт просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, управлением в период с 24.07.2019 по 19.08.2019 в отношении ОАО "СН-МНГ" в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов Российской Федерации и технических регламентов проведена внеплановая, документарная проверка с целью оценки соответствия осуществляемой деятельности, в том числе обязательным требованиям Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В ходе проверки установлено, что выпуск в обращение, реализация нефти 2.1.1.1 (ПСП "Мегион" СИКН N 512 ОАО "СН-МНГ") и нефти 3.4.1.1 (ПСП "Славнефть" СИКН N 1502 ОАО "СН-МНГ") по ГОСТ Р 51858-2002 в части требований к содержанию документа о качестве (паспорта) осуществляется с нарушением требований п. 8.1 раздела 8 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 51858-2002), п. 1.6. ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение" (далее - ГОСТ 1510-84), п.п. 4.2, 4.2.1, 5.1 ГОСТ Р 55971-2014 "Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 55971-2014). Результаты проверки оформлены актом от 19.08.2019 N 49В. В адрес заявителя вынесено предписание с требованием устранить следующие выявленные нарушения в срок до 02.12.2019.
В нарушение п. 8.1. ГОСТ Р 51858-2002, п. 1.6. ГОСТ 1510-84 паспорта качества нефти N 415, N 416 от 31.07.2019, ПСП "Мегион" СИКН N 512 ОАО "СН-МНГ" и N 420, N 421 от 31.07.2019 ПСП "Славнефть" СИКН N 1502 ОАО "СН-МНГ" не содержат "нормы показателей качества нефтепродукта в соответствии с нормативно-технической документацией (НТД) (п. 1 предписания).
В нарушение п.п. 4.2, 4.2.1 ГОСТ Р 55971-2014 в паспортах качества нефти N 415, N 416 от 31.07.2019, ПСП "Мегион" СИКН N 512 ОАО "СН-МНГ" и N 420, N 421 от 31.07.2019 ПСП "Славнефть" СИКН N 1502 ОАО "СН-МНГ" отсутствуют "юридический адрес предприятия изготовителя и адрес места производства; код ОКПО, дата изготовления продукта, номер партии, обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу; размер (масса) партии; дата проведения испытаний; заключение о соответствии продукта требованиям нормативного документа на основании результатов испытаний"; табличная часть паспорта не содержит "значения показателей по нормативному документу...", "значение показателей по техническому регламенту (при наличии)" (п. 2 предписания).
В нарушение п. 5.1 ГОСТ Р 55971-2014 в паспортах качества нефти N 415, N 416 от 31.07.2019, ПСП "Мегион" СИКН N 512 ОАО "СН-МНГ" и N 420, N 421 от 31.07.2019 ПСП "Славнефть" СИКН N 1502 ОАО "СН-МНГ" отсутствует печать организации-изготовителя (п. 3 предписания).
Не согласившись с вынесенным предписанием, полагая, что оно не соответствуют положениям действующего законодательства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суды не установили совокупности оснований для признания предписания недействительным, при этом обоснованно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В пункте 1 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2004 N 294 (далее - Положение), определено, что Росстандарт является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений.
В силу пункта 4 Положения Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Таким территориальным органом является управление.
В соответствии с частью 2 пункта 6 Положения Росстандарт осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 34 Закона N 184-ФЗ органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.
С учетом изложенного, суды обоснованно заключили, что предписание выдано компетентным органом, соответствующий довод кассатора своего подтверждения не нашел.
Согласно абзацу 24 статьи 2 Закона N 184-ФЗ технический регламент - документ, принятый международным договором Российской Федерации, указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом Росстандарта и устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. В статье 6 Федерального закона N 184-ФЗ изложены цели принятия технических регламентов.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 89 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" принят ТР ЕАЭС 045/2017, который вступает в силу с 01.07.2019.
В то же время решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 N 36 "О переходных положениях технического регламента "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию", а именно пунктом "а" пункта 1 предусмотрено, что документы об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Евразийского экономического союза (далее - Союз), или законодательством государства - члена Союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования ТР ЕАЭС 045/2017, до дня вступления в силу технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 01.01.2021.
Таким образом, как верно отмечено судами, в рассматриваемом случае положения ТР ЕАЭС 045/2017 применению не подлежат, так как до 01.01.2021 они не являются обязательными для общества. Соответствующие доводы кассатора отклонены ввиду того, что предписание не мотивированно ссылками на нарушение указанного ТР ЕАЭС 045/2017.
Как следует из оспариваемого предписания, основанием для его выдачи послужили выявленные в ходе проведения проверки нарушения оформления паспортов качества нефти, а именно, требований п. 8.1 раздела 8 ГОСТ Р 51858-2002, п. 1.6. ГОСТ 1510-84, п.п. 4.2, 4.2.1, 5.1 ГОСТ Р 55971-2014.
ГОСТ Р 51858-2002 распространяется на нефть для поставки транспортным организациям, предприятиям Российской Федерации и экспорта.
Пунктом 8.1 ГОСТ Р 51858-2002 установлено, что нефть принимают партиями. Партией считают любое количество нефти, сопровождаемое одним документом о качестве по ГОСТ 1510.
ГОСТ 1510-84 устанавливает виды тары, хранилищ и транспортных средств для нефти и нефтепродуктов (в том числе углеводородных сжиженных газов), требования к их подготовке, заполнению и маркировке, условия транспортирования и хранения, а также требования безопасности при упаковывании, транспортировании и хранении нефти и нефтепродуктов.
В силу п. 1.6 ГОСТ 1510-84 каждая партия нефтепродуктов должна сопровождаться документом о качестве. Документ о качестве нефтепродуктов должен содержать данные, указанные в п. 1.2, нормы показателей качества и результаты испытаний нефтепродукта в соответствии с нормативно-технической документацией (далее - НТД).
ГОСТ Р 55971-2014 распространяется на нефть и нефтепродукты и устанавливает требования к паспорту на нефть и нефтепродукты. Стандарт предназначен для применения организациями, осуществляющими изготовление, хранение, транспортирование и обращение нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Пунктом 4.1 ГОСТ Р 55971-2014 также установлено, что каждая партия каждой марки продукта, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, в соответствии с ГОСТ 1510 сопровождается паспортом.
В пункте 4.2 ГОСТ Р 55971-2014 изложены требования к содержанию паспорта, в частности табличная часть паспорта должна содержать: наименование показателей; обозначение нормативных документов на методы испытаний; значение показателей по нормативному документу или технической документации, конструкторской документации; значение показателей по техническому регламенту (при наличии); фактические значения показателей (п. 4.2.1 ГОСТ Р 55971-2014). В соответствии с пунктом 5.1 ГОСТ Р 55971-2014 паспорт должен быть заверен собственноручной (рукописной) подписью с указанием фамилии и должности сотрудников, ответственных за его оформление, и печатью организации-изготовителя.
Установленные факты нарушения требований вышеприведенных ГОСТов послужили основанием для выдачи предписания.
Как отметили суды, вмененные обществу нарушения связаны с обеспечением приобретателей нефти необходимой информацией о товаре.
Апелляционная коллегия верно указала, что ГОСТ 1510-84, ГОСТ Р 51858-2002, ГОСТ Р 55971-2014, правовые акты органов исполнительной власти СССР и РСФСР являются действующими, сведения о прекращении их действия отсутствуют, по своему содержанию ГОСТы относятся к нормативным актам технического характера, не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем, не подпадают под действие пункта 1.1. статьи 15 Закона N 294-ФЗ. При этом упомянутые ГОСТы подлежат обязательному применению в части, соответствующей целям предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, так как отсутствие в паспорте качества предусмотренной указанными ГОСТами информации не позволяет потребителю в полной мере оценить и соотнести нормативные показатели с фактическими (по результатам испытаний). В рассматриваемом случае позиция Росстандарта о выполнении спорных требований ГОСТ 1510-84, ГОСТ Р 51858-2002, ГОСТ Р 55971-2014 соответствует целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ.
Доводы общества о том, что вмененные нарушения пункта 1.6 ГОСТ 1510-84, содержащего требования в отношении документов о качестве на партию нефтепродуктов, а не нефти, не применимы к заявителю, осуществляющего сдачу к транспортировке нефти, рассмотрены и отклонены судами. При этом суды исходили из наименования ГОСТа 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение.", а также области его применения, и пришли к выводу, что требования, установленные настоящим стандартом, распространяются как на нефтепродукты, так и нефть.
Утверждение заявителя жалобы об отсутствии возможности совершения обществом действий, вводящих конечных приобретателей в заблуждение со ссылкой на процесс реализации нефти при взаимодействии с ПАО "Транснефть", обоснованно не принято апелляционным судом в качестве обоснования для несоблюдения указанных требований ГОСТов, призванных обеспечить приобретателя нефти необходимой информацией о товаре и, приобретающих, в этой связи обязательный характер приведенных в них требований в силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ. Паспорт качества нефти является документом, подтверждающим качество продукции и данный документ не утрачивает своего значения, в том числе, и вне рамок правоотношений между ПАО "Транснефть" и заявителем, подтверждает качество нефти для всех последующих возможных приобретателей данной продукции.
Суды пришли к выводу о наличии публичного заявления со стороны общества о соответствии продукции национальному стандарту путем оформления паспортов качества нефти с учетом того, что в паспортах качества нефти заявителем указано на обозначение нефти по ГОСТ Р 51858-2002.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований утвержденного технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения утвержденного технического регламента и осуществления оценки соответствия, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ (пункт 2).
Применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (пункт 3).
Суды верно заключили, что при условии, если изготовителем в спорных паспортах качества нефти применено обозначение государственного стандарта ГОСТ Р 51858-2002, требования указанного стандарта являются для изготовителя обязательными, значит, и во взаимосвязи с применяемым в обозначении стандартом требования отсылочных ГОСТ Р 55971-2014 и ГОСТ 1510-84 также являются обязательными и подлежат исполнению в целях, указанных в части 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ в период переходных положений ТР ЕАЭС 045/2017.
Суды верно сочли необоснованными доводы об отсутствии единой формы паспорта, а также ссылки на приоритет Рекомендаций по метрологии Р 50.2.040-2004 по оформлению паспорта качества нефти, предназначенных для юридических лиц всех форм собственности, участвующих в операциях сдачи и приема нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть" и невозможность изменения формы, утвержденной Р 50.2.040-2004, для целей исполнения договора на транспортировку нефти, который заключен с ПАО "Транснефть", так как в силу приведенных выше положений требования к содержанию паспорта качества нефти установлены законодателем и не могут быть изменены/устранены сторонами договора в силу своей императивности.
Кроме того в соответствии с пунктом 3.3 ГОСТ Р 55971-2014 паспортом на продукт признается документ, устанавливающий соответствие фактических значений показателей качества продукции, полученных при испытании пробы, отобранной от конкретной партии продукта, требованиям и нормам, установленным в нормативном документе, технической документации, конструкторской документации или техническом регламенте на выпускаемый продукт.
Принимая во внимание, что паспорт качества нефти является документом, подтверждающим качество продукции, данный документ не утрачивает своего значения, в том числе, и вне рамок правоотношений между ПАО "Транснефть" и заявителем, подтверждает качество нефти для всех последующих возможных приобретателей данной продукции. Следовательно, предписание в части требования об оформлении паспортов качества нефти в соответствии с требованиями вышеприведенных ГОСТов, обоснованно предъявлены обществу.
Поскольку предписание вынесено компетентным органом, факт нарушения обществом поименованных в нем требований установлен, предписание доступно по содержанию для понимания, направлено на пресечение и устранение выявленных нарушений обязательных требований в области технического регулирования, требования предписания являются исполнимыми, на заявителя не возложены обязанности, не относящиеся к его деятельности, суды пришли к верному выводу, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным требования общества удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Таким образом, привлечение к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, является правом, а не обязанностью суда, и осуществление подобных процессуальных действий допускается только в случае, если судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, может повлиять на права или обязанности указанного лица по отношению к одной из сторон.
Из содержания судебных актов не усматривается, что судами первой и апелляционной инстанций принято решение о правах и обязанностях третьих лиц, не привлеченных к участию в деле, в связи с чем соответствующий довод подлежит отклонению.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемых судебных актов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.02.2020 по делу N А60-65436/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.